Рабочая программа "Умка"
рабочая программа
Программа рекомендована для учителей-дефектологов, воспитателей коррекционных групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umka_ispr.doc | 430.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.2. Формы организации коррекционной работы
1.3. Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы
1.4. Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.
1.5. Характеристика детей с ЗПР
1.6. Принципы и подходы по формированию программы по ФГОС
II. Содержательный раздел
1.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы
1.2. Особенности взаимодействия со специалистами
1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
1.1. Направление работы учителя-дефектолога
1.2. Календарно-тематическое планирование для детей с ОВЗ дошкольного возраста
1.3. Методическое обеспечение программы
1.4. Литература
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа «Умка» предназначена для построения системы педагогической деятельности коррекционной комбинированной группы детей, разного возраста, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.
Рабочая образовательная программа группы обеспечивает развитие
детей дошкольников в возрасте от 3 до 7(8) лет с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.
- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.
- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.
- Формы организации коррекционной работы
График организации образовательного процесса.
- Диагностика (первичная) психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.
- Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми.
- Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые (из 2-5 обучающихся, укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков).
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 - 30 минут для детей дошкольного возраста.
Ценность занятий заключается в том, что игры и упражнения предлагаемые детям, выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа состоит из образовательной области «Познавательное развитие», которая включает два раздела:
1. Ознакомление с окружающим миром.
2.Формирование элементарных математических представлений.
- Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы
Основная цель рабочей программы - формирование у детей представлений об окружающем мире, обогащение сенсорного опыта, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
- Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений.
- Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
- Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
- Всестороннее развитие всех психических процессов воспитанников.
1.4. Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.
- Принцип компетенции.
Вся работа с ребёнком проводится профессионально и грамотно. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей осуществляют педагог - психолог, учитель - дефектолог, а развитие и коррекцию речи проводит учитель - логопед.
2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел программы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для эффективности освоения материала детьми.
3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
Контингент детей с ОВЗ крайне не однороден. В то же время подготовка детей к обучению и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоению материала разными детьми.
4. Принцип ежедневного учёта психофизического состояния ребёнка при определении объёма и характера проводимых с ним занятий.
Отделение посещают дети с различными патологиями. У воспитанников отмечаются колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально дозировать или ограничивать занятия с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы у них не сформировалось негативное отношение к самому процессу сотрудничества со взрослым.
5. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
При разработке рабочей программы были учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики, взаимодополняющие друг друга, что позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Построение коррекционно - развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.
1.5. Характеристика детей с ЗПР
Важная особенность психического развития детей данной группы выделяется характерным недостаточным уровнем зрелости. Действия детей в
играх однообразны. Дети могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения вследствие слабых эмоциональных, познавательных процессов и речи, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности в игре. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
У детей часто возникают состояния повышенной тревожности, вырабатывающие в характере ребенка пассивно — защитные свойства. Развивается изобразительная деятельность детей. Эти дети наиболее активно
проявляют себя в продуктивных видах деятельности особенно в рисовании.
Рисунки приобретают сюжетный характер. К седьмому году жизни в рисунках детей изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии человека. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Конструктивная деятельность может осуществляться только на основе
чертежа. Наряду с незрелостью эмоционально — волевой сферы недостаточно развита познавательная деятельность (развитие внимания, памяти, речи). Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает, что дети способны к успешному усвоению предметных программ в начальной школе.
Психолого – педагогическая характеристика детей с ОВЗ и с трудностями в обучении:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются легкие нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ и с трудностями в обучении:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
1.6. Принципы и подходы по формированию программы
Принципы подхода к формированию программы дошкольного образования. Это:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество учреждения с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Программа направлена на:
a) Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
б) Освоение детьми с нарушениями в развитии Программы, их разностороннее развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- Содержательный раздел
1.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы
Содержание коррекционно — развивающей работы по
образовательной области «Познавательное развитие»
по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром, социализация»
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы
окружающей действительности дошкольников с нарушениями в развитии обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
- накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка, природных явлениях
- повышения уровня сенсорного и умственного развития;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве).
Образовательные деятельности по ознакомлению с окружающим миром являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребёнка, социального и нравственного воспитания.
Основная цель социально – коммуникативного развития — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации задач данной образовательной области у детей с
нарушениями в развитии формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с нарушениями в развитии занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений, сенсорное воспитание»
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
формирование элементарных математических и сенсорных представлений и предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
В процессе этих занятий решаются коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами;
- учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения;
- учить ориентироваться на форму, величину, цвет;
- учить различать свойства и качества предметов;
- формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач;
- учить считать до 10, определять временные отношения.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей детей (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются
полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом,
заданиями или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.
При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного
восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой
моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
1.2. Особенности взаимодействия со специалистами
Важнейшим условием реализации Программы является тесное взаимодействие специалистов отделения в организации коррекционнообразовательной и лечебно - восстановительной работы. Каждый специалист решает свои программные задачи, а деятельность всех специалистов в единой образовательной среде преследует общую цель - социализацию и интеграцию детей с нарушениями развития, а так же качественную подготовку их к освоению общеобразовательной программы начального школьного образования.
В основе взаимосвязи всех специалистов учреждения лежат единое тематическое планирование по лексическим темам. Взаимодействие осуществляется через:интеграцию содержания образовательных областей — закрепление изученного материала в различных видах деятельности (занятия по лепке, рисованию, аппликации, ознакомлению с окружающим, муз. занятия, игры, прогулка);
индивидуальную работу - дополнительные занятия с детьми, которые
испытывают затруднения при усвоении материала и нуждаются в его дублировании в силу интеллектуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
игровую деятельность, которая является важнейшей самостоятельной
деятельностью ребенка с нарушением развития и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования навыков социализации;
трудовую деятельность, которая повышает общее развитие детей, придает уверенность в своих силах, формирует навыки самообслуживания,
стремление оказать посильную помощь другим;
активное взаимодействие с родителями.
1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления:
• консультативное (индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).
• просветительское (ознакомление с дефектологическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.
• профилактическая: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки детских работ и др.
• обратная связь: занятия на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)
Учитель - дефектолог регулярно проводит индивидуальные консультации, где обсуждаются вопросы коррекционного обучения и воспитания, трудности, которые возникают у детей, даются рекомендации по воспитанию и обучению детей. Специалисты проводят открытые занятия. В родительских уголках систематически помещается информация о пройденном материале и даются рекомендации по выполнению домашних заданий.
- Организационный раздел
1.1. Направление работы учителя - дефектолога
Рабочая программа включает в себя взаимосвязанные основные направления, которые наиболее полно отражают её основное содержание:
* Диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, содержанием которой является: определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
* Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков, содержанием которой является: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организация и проведение специалистами индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций; развитие эмоционально - волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
* Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, содержанием которой является выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР; консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
*Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, содержанием которой являются: различные формы просветительской деятельности (индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
* Методическая работа направлена на разработку методического обеспечения функционирования коррекционных групп, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов учреждения, содержание которой определяется должностными обязанностями учителя-дефектолога и годовым планом работы учителя-дефектолога.
1.2. Календарно-тематическое индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет
месяц | Ознакомление с окружающим | Развитие элементарных математических представлений | Развитие высших психических функций. |
январь | 1неделя Каникулы | ||
2-3 неделя Первичная диагностика | |||
4 неделя «Домашние животные» | Форма – круг. Ознакомление с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём. | Соотнесение формы. Мелкая моторика. | |
5 неделя « Домашние животные» (закрепление) | Величина. Учить различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький». | Рассматривание двух кукол, сравнивание их по размеру. Игровое упражнение «Построим башенки». | |
февраль | 1неделя «Дикие животные» | Формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Продолжать формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Количество. Познакомить детей со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. | Рассматривание корзины с мячами. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». Мелкая моторика. | |
март | 1 неделя «Весна. Мамин праздник» | Формировать умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. | Игровое упражнение « Спрячь куб (шар)». Мелкая моторика. |
2 неделя «Весна. Изменения в природе» | Продолжать формировать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. | Игровое упражнение «Построим башенки». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Животные и птицы весной» | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | Игровое упражнение «Матрёшки встали в хоровод». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Одежда» | Продолжать знакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. | Игровое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч». | |
5 неделя «Обувь» | Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет; учить отвечать на вопрос «сколько?» и понимать слова много, один, ни одного. | Игровое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч». | |
апрель | 1 неделя «Одежда-обувь» (закрепление) | Продолжать знакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём. Красный цвет. | Игровая ситуация «Магазин игрушек». Мелкая моторика. |
2 неделя «Транспорт» | Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путём и сравнивать круги по величине: большой, маленький. | Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Транспорт» (закрепление) | Формировать умение ориентироваться на собственном теле. Синий цвет. | Игровая ситуация «Завяжем коробки ленточками». | |
4 неделя «Профессии» | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. | Игровое упражнение «Магазин игрушек». | |
май | 1 неделя «Профессии» (закрепление) | Познакомить с квадратом; учить различать и называть круг и квадрат. Красный, синий цвет. Предлоги: на, под. | Игровое упражнение «Почини поезд» |
2 неделя «Бытовая техника» | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Зелёный цвет. Предлоги: на, в. | Игровое упражнение «Найди и покажи длинную (короткую) ниточку». | |
3 неделя «Насекомые» | Совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. | Игровое упражнение «Найди свой домик». | |
4 неделя «Насекомые» (закрепление) | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Желтый цвет | Игровое упражнение «Найдём потерявшуюся варежку». | |
5 неделя «Лето» | Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну. Белый цвет. | Игровое упражнение «Птички в гнёздышках». | |
июнь | 1 неделя «Цветы» | Продолжать упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. Чёрный цвет. | Игровое упражнение «Шапочка – шапочки»». |
2 неделя «Цветы» (закрепление) | Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный-короткий, длиннее-короче. Белый и чёрный цвет. | Дидактическая игра «Веточки для птичек». | |
3 неделя Резервное время. | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | Игровое упражнение «Найди свой домик». | |
4 неделя Заключительная диагностика | Определение динамики освоения математических представлений | ||
июль | 1 неделя Диагностика (первичная) | ||
2 неделя "Лес - наше богатство" | Упражнять в умении различать и называть круг и квадрат. Белый и чёрный цвет. | ||
3 неделя «Лес - наше богатство» (закрепление) | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Понимание и употребление предлога: на | Игровое упражнение «Найди свой домик». | |
4 неделя «Ягоды» | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. | Сравнение предметов по ширине. Игровое упражнение «Через ручеек». | |
август | 1 неделя «Животные жарких стран» | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. | Дидактическая игра «Построим мостик для козы и козлят». |
2 неделя «Животные севера» | Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру. Понимание и употребление предлогов : на, в | Дидактическая игра «Найди такую же фигуру». | |
3 неделя «Животные жарких стран и севера» (закрепление) | Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, одинаково. | Игровая ситуация «Мячики для матрешек». | |
4 неделя "Морские обитатели" | Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий. | Игровая ситуация «Зайчики под елочками». | |
5 неделя "Осень" | Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий. | Дидактическая игра "Деревья" | |
сентябрь | 1 неделя "Огород. Овощи" | Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. | Игровое упражнение «Построим заборчик вокруг ёлочки». |
2 неделя « Огород. Овощи» (закрепление) | Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше. Часть суток - утро | Игровое упражнение «Покормим воробышков». | |
3 неделя «Фрукты. Сад» | Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух неравных групп предметов, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, поровну. Часть суток - день | Игровое упражнение «Построим домики». | |
4 неделя «Фрукты. Сад» (закрепление) | Упражнять в сравнении двух групп предметов. Формировать умение различать части суток день, ночь. Предлоги: на, в, под. | Игровая ситуация «Морковки для снеговиков». | |
октябрь | 1 неделя «Золотая осень. Деревья» | Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат и познакомить с треугольником. Часть суток - вечер | Игровое упражнение «Найди пару», «Найди такую же фигуру». |
2 неделя «Человек. Части тела» | Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат и познакомить с треугольником. | Игровое упражнение «Один – много». | |
3 неделя "Моя семья" | Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. Части суток: утро, день, вечер. | Игровое упражнение «Автомобили и гаражи». | |
4 неделя «Мой дом» | Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди – сзади. | Игровая ситуация «Солнышко». | |
5 неделя «Игрушки» | Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день вечер. Предлоги: на, в, под | Игровое упражнение «День-ночь». | |
ноябрь | 1 неделя «Игрушки» (закрепление) | Закреплять умение сравнивать равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользуясь словами больше – меньше. | Игровая ситуация «Поможем героям сказок». |
2 неделя «Посуда» | Учить определять и понимать пространственное расположение предметов на, над, под, в. Часть суток - ночь | Игровое упражнение «Найди игрушку». | |
3 неделя «Посуда» (закрепление) | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Игровое упражнение «Найди пару». | |
4 неделя «Мебель» | Упражнять детей в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. | Игра «Магазин мебели». | |
5 неделя "Зима. Зимние забавы" | Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий-низкий, выше-ниже. | Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку». | |
декабрь | 1 неделя « Зима. Зимние забавы» (закрепление) | Продолжать упражнять в умении определять пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди-сзади, вверху-внизу. | Игровая ситуация «Мы играем». Игровое упражнение «Мы играем с шариками». |
2 неделя «Новый год» | Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление. | Игровое упражнение «Продолжи ряд». | |
3 - 4 неделя Заключительная диагностика |
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
Во второй младшей группе (3-4 года):
- Уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.); составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; уметь находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше»; различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; понимать смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска); понимать смысл слов: «день», «ночь».
Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы
учителя-дефектолога с детьми 4-5 лет
месяц | Ознакомление с окружающим | Развитие элементарных математических представлений | Развитие высших психических функций. |
январь | 1неделя Каникулы | ||
2-3 неделя Первичная диагностика | Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними. | Домино-вкладыши. Цвет, формы. Соотнесение. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние животные» | Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними. | Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика. | |
5 неделя « Домашние животные» (закрепление) | Один и много; большой – маленький. Круг. | Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика. | |
февраль | 1неделя «Дикие животные» | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой-маленький-средний. Квадрат. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Ознакомление с цифрой 1. Круг, квадрат. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Цифра 1. Большой, маленький, средний, одинаковые. Треугольник. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
март | 1 неделя «Весна. Мамин праздник» | Цифра 2. Короткий-длинный. Овал. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
2 неделя «Весна. Изменения в природе» | Цифра 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Животные и птицы весной» | Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Одежда» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 2 и 3. Широкий - узкий. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
5 неделя «Обувь» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счёт по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
апрель | 1неделя «Дикие животные» | Большой, средний, маленький. | Домино – вкладыши. Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, . Влево-вправо. | Домино – вкладыши. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Влево-вправо. | Домино – вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Счёт по образцу. Сравнение чисел 2 и 3. Далеко, близко. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
май | 1 неделя «Профессии» (закрепление) | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Времена года. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
2 неделя «Бытовая техника» | Цифра 4. Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Насекомые» | Цифра 4. Сравнение чисел 3и 4. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Насекомые» (закрепление) | Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
5 неделя «Лето» | Овал, круг, квадрат, треугольник. прямоугольник. | Установление последовательности событий. Мелкая моторика. | |
июнь | 1 неделя «Цветы» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя «Цветы» (закрепление) | Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. | Установление последовательности событий (части суток). Мелкая моторика. | |
3 неделя Резервное время. | Закрепление изученного материала | Мелкая моторика. | |
4 неделя Заключительная диагностика | |||
июль | 1 неделя Диагностика (первичная) | ||
2 неделя "Лес - наше богатство" | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Лес - наше богатство» (закрепление) | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Понимание и употребление предлога: на | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Ягоды» | Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
август | 1 неделя «Дикие животные» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика |
2 неделя «Дикие животные» | Порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
3 неделя «23 февраля. Наша армия» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Дикие и домашние животные (закрепление) | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. | Развитие внимания. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
сентябрь | 1 неделя "Огород. Овощи" | Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя « Огород. Овощи» (закрепление) | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Фрукты. Сад» | Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Фрукты. Сад» (закрепление) | Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
октябрь | 1 неделя «Золотая осень. Деревья» | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. |
2 неделя «Человек. Части тела» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
3 неделя "Моя семья" | Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Мой дом» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
5 неделя "Игрушки" | Математическая загадка. Широкий-узкий. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
ноябрь | 1 неделя «Игрушки» (закрепление) | Закрепление знаний о цифрах. Времена года. | Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
2 неделя «Посуда» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Посуда» (закрепление) | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Мебель» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Слева, справа | Игровое упражнение "Расставь мебель" | |
5 неделя "Зима. Зимние забавы" | Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Цветовое лото. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
декабрь | 1 неделя « Зима. Зимние забавы» (закрепление) | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5. Влево-вправо. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. |
2 неделя «Новый год» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5.Счёт по образцу. Далеко, близко. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
3 - 4 неделя Заключительная диагностика | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
В средней группе (4 – 5 лет):
- Считать до 5(количественный счёт), уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5);сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади), двигаться в нужном направлении; определять части суток.
Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет
месяц | Ознакомление с окружающим | Развитие элементарных математических представлений | Развитие высших психических функций. |
январь | 1неделя Каникулы | ||
2-3 неделя Первичная диагностика | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Геометрическая фигура круг. | Выделение лишнего признака. Мелкая моторика | |
4 неделя «Домашние животные» | Сравнение предметов. Понятие «сверху», «снизу». | Выделение лишнего признака. Продолжи ряд. Мелкая моторика. | |
5 неделя « Домашние животные» (закрепление) | Знакомство с образованием и составом числа 2. Признаки предметов. | Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки». | |
февраль | 1неделя «Дикие животные» | Понятие «высокий-низкий», «выше-ниже». | Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Понятие «одинаковые по высоте», «спереди – сзади». | Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному признаку. | Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по двум признакам. | Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика. | |
март | 1 неделя «Весна. Мамин праздник» | Сравнение предметов по одному - двум признакам (закрепление). | Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика. |
2 неделя «Весна. Изменения в природе» | Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. Понятия «левое», «правое». | Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Животные и птицы весной» | Образование числа 3. Понятия «один», «много». | «Разложи в вазу и корзину фрукты и овощи». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Одежда» | Образование числа 3. Понятие «мало», «несколько». | «Разложи в вазу и корзину фрукты и овощи». Мелкая моторика. | |
5 неделя «Обувь» | Образование числа 3. Понятия «один», «много», «мало», «несколько». | Выделение лишнего. «Запомни, что увидел». Мелкая моторика. | |
апрель | 1неделя «Дикие животные» | Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия. | «Чего не хватает?». Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Счёт в прямом (до3) порядке. Геометрическая фигура квадрат. | «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Счёт (до3) в прямом и обратном порядке. Геометрическая фигура квадрат. | «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Понятие «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». | «Назови лишнюю картинку». Мелкая моторика. | |
май | 1 неделя «Профессии» (закрепление) | Образование числа 4, знакомство с цифрой 4. Понятия «больше», «меньше». | Домино-вкладыши. «Кого больше (меньше)?» Мелкая моторика. |
2 неделя «Бытовая техника» | Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». | «Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по цвету) | |
3 неделя «Насекомые» | Понятия «внутри», «снаружи» | «Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по форме) Мелкая моторика. | |
4 неделя «Насекомые» (закрепление) | Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи» (закрепление). | «Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по величине) Мелкая моторика. | |
5 неделя «Лето» | Составление числа 4 разными способами. Понятие «далеко», «близко» («около», «рядом»). | Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры». | |
июнь | 1 неделя «Цветы» | Составление числа 4 разными способами. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну» | Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры» |
2 неделя «Цветы» (закрепление) | Цифра 0. знакомство с тетрадью в клетку. | «Нарисуй дорожку красным или синим цветом». «Сложи картинки». | |
3 неделя Резервное время. | Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов. | «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву». | |
4 неделя Заключительная диагностика | |||
июль | 1 неделя Диагностика (первичная) | ||
2 неделя "Лес - наше богатство" | Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. | "Посчитай", "Четвёртый лишний". | |
3 неделя «Лес - наше богатство» (закрепление) | Повторение образования и состава числа 4. Геометрическая фигура треугольник. | «Кто где живёт?» (пазлы). «Воздух-вода». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Ягоды» | Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. | «Сложи картинки». Мелкая моторика. | |
август | 1 неделя «Дикие животные» | Образование числа 5, цифра 5. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». | «Назови лишний предмет». Мелкая моторика. |
2 неделя «Дикие животные» | Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий». | «Заплаточки». «Что забыл нарисовать художник?» | |
3 неделя «23 февраля. Наша армия» | Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий», «одинаковые по толщине». | «Простые аналогии». «Что забыл нарисовать художник?» | |
4 неделя «Дикие и домашние животные (закрепление) | Практическое знакомство с составомчисла 5. | «Назови части суток по порядку от заданного». Мелкая моторика. | |
сентябрь | 1 неделя "Огород. Овощи" | Практическое знакомство с составомчисла 5. Понятие «пара». | «Назови части суток по порядку от заданного». «Продолжи ряд геометри-ческих фигур» |
2 неделя « Огород. Овощи» (закрепление) | Числовой ряд до 6, образование числа 6. | «Выделение лишнего». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Фрукты. Сад» | Числовой ряд до 6, образование числа 6(закрепление). Части суток, их последовательность. | «Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?». | |
4 неделя «Фрукты. Сад» (закрепление) | Образование числа 7. Сравнение множеств. | «Выделение лишнего». «Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ» | |
октябрь | 1 неделя «Золотая осень. Деревья» | Образование числа 8. Равенство и неравенство. | «Сравнение множеств». Мелкая моторика. |
2 неделя «Человек. Части тела» | Образование числа 8. Равенство и неравенство, сравнение количества | «Сравнение множеств». «Запомни и повтори ряд слов» | |
3 неделя "Моя семья" | Числовой ряд до 8. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. | «Выполни инструкцию» (использование предлогов). Мелкая моторика. | |
4 неделя «Мой дом» | Образование числа 9. | «Подбери крышку к кастрюле» (по цвету). Мелкая моторика | |
5 неделя "Игрушки" | Образование числа 9. Сравнение множеств. | «Подбери крышку к кастрюле» (по величине). Мелкая моторика. | |
ноябрь | 1 неделя «Игрушки» (закрепление) | Числовой ряд до 9. Повторение. | «Отгадай загадки – описания». Мелкая моторика. |
2 неделя «Посуда» | Образование числа 10. Сравнение множеств. | «4-ый лишний». Мелкая моторика. | |
3 неделя «Посуда» (закрепление) | Числовой ряд до 10. Повторение. | «Выложи серию сюжетных картинок». Мелкая моторика. | |
4 неделя «Мебель» | Выделение количества большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение. | «Назови части суток по порядку от заданного». «Выделение лишнего». | |
5 неделя "Зима. Зимние забавы" | Соотнесение числа и количества. Повторение. | «Дорисуй предмет». Мелкая моторика. | |
декабрь | 1 неделя « Зима. Зимние забавы» (закрепление) | Выделение количества большего, чем названо число, на 1. Повторение. | «4-лишний». «Аналогии». «Заплатки». Мелкая моторика. |
2 неделя «Новый год» | Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. | «Какой признак времени года лишний?». «Предметы и контуры» | |
3 - 4 неделя Заключительная диагностика |
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
В старшей группе (5 – 6 лет):
- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги.
Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 6-7(8) лет
месяц | Ознакомление с окружающим | Развитие элементарных математических представлений | Развитие высших психических функций. |
январь | 1неделя Каникулы | ||
2-3 неделя Первичная диагностика | Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. Числа от 1 до 10. | Выделение лишнего признака по цвету. Рассмотри и запомни картинки. | |
4 неделя «Домашние животные» | Понятия «большой» - «маленький». Образование числа 2. | Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд. | |
5 неделя « Домашние животные» (закрепление) | Понятия «большой» - «маленький». Образование числа 2, цифра, число и количество в пределах 10. | Зашумлённые предметы. «Вставки». Обведи нужным цветом. | |
февраль | 1неделя «Дикие животные» | Образование числа 3, цифра, число и количество в пределах 10. | «Вставки». Расположи в указанном порядке. |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Количество предметов. Образование числа 3. Геометрические фигуры. | Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Количество и счёт. Состав чисел 2и 3. Геометрические фигуры. | «Вставки». Расположи в указанном порядке. «4-лишний». | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Повторение. | Зашумлённые предметы. «Вставки». Обведи нужным цветом. | |
март | 1 неделя «Весна. Мамин праздник» | Количество и счёт. Образование числа 4. | Запомни и назови. Простые аналогии. |
2 неделя «Весна. Изменения в природе» | Состав числа 4. Геометрические фигуры. | «Четвёртый лишний». «Дорисуй предмет». | |
3 неделя «Животные и птицы весной» | Количество и счёт. Образование числа 5. | «Четвёртый лишний». «Чего не хватает?» | |
4 неделя «Одежда» | Состав числа 5. Сложение. | «Нелепицы». Существенный признак. | |
5 неделя «Обувь» | Количество и счёт. Образование числа 6. | Существенный признак. «Кто чем питается?» | |
апрель | 1неделя «Дикие животные» | Состав числа 6. Сложение. | «Нелепицы». «Четвёртый лишний». |
2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление) | Количество и счёт. Образование числа 7. | Существенный признак. «Нелепицы» | |
3 неделя «Домашние птицы» | Состав числа 7. Сложение. | «Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?» | |
4 неделя «Домашние птицы» (закрепление) | Вычитание. | «Четвёртый лишний». «Чего не хватает?» | |
май | 1 неделя «Профессии» (закрепление) | Состав числа 4 и 5. Вычитание. | Запомни и назови. Простые аналогии. |
2 неделя «Бытовая техника» | Состав числа 5 и 6. Вычитание. | «Четвёртый лишний». «Дорисуй предмет». | |
3 неделя «Насекомые» | Состав числа 6 и 7. Вычитание. | Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд. | |
4 неделя «Насекомые» (закрепление) | Количество и счёт. Образование числа 8. | «Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?» | |
5 неделя «Лето» | Состав числа 8. Сложение. | «Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?» | |
июнь | 1 неделя «Цветы» | Состав числа 8. Вычитание. | «Четвёртый лишний». «Чего не хватает?» |
2 неделя «Цветы» (закрепление) | Состав числа 8. Сложение и вычитание. | Существенные признаки. Выполни группировку. | |
3 неделя Резервное время. | Количество и счёт. Сложение и вычитание (повторение). | «Дорисуй предмет». Мелкая моторика. | |
4 неделя Заключительная диагностика | |||
июль | 1 неделя Диагностика (первичная) | ||
2 неделя "Лес - наше богатство" | Количество и счёт. Сложение и вычитание. | «Четвёртый лишний». «Дорисуй предмет». | |
3 неделя «Лес - наше богатство» (закрепление) | Количество и счёт. Образование числа 9. | Простые аналогии. Сложи фигуру из палочек. | |
4 неделя «Ягоды» | Состав числа 9. Вычисления в пределах 10. | «Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?» | |
август | 1 неделя «Дикие животные» | Количество и счёт. Образование числа 10. | «Четвёртый лишний», «Сложи фигуру из палочек». |
2 неделя «Дикие животные» | Состав числа 10. Вычисления в пределах 10. | «Заплаточки». Классификация по разным признакам. | |
3 неделя «23 февраля. Наша армия» | Состав числа 8. Арифметическая задача. Порядковый счёт в пределах 10. | Существенный признак. «Нелепицы». «Кто чем питается». | |
4 неделя «Дикие и домашние животные (закрепление) | Состав числа. Решение задач. Порядковый счёт в пределах 10. | «Нелепицы». «Четвёртый лишний». Лабиринт. | |
сентябрь | 1 неделя "Огород. Овощи" | Состав числа 9. Решение задач. Количество и счёт. | Пересчёт геометрических фигур. «Что изменилось?» |
2 неделя « Огород. Овощи» (закрепление) | Состав числа 10. Решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов. | Дорисуй предмет. Пространственные фигуры. | |
3 неделя «Фрукты. Сад» | Состав числа 10. Решение задач. | «Нелепицы». Выполни группировку. | |
4 неделя «Фрукты. Сад» (закрепление) | Решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов. | Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ. Пространственные фигуры. | |
октябрь | 1 неделя «Золотая осень. Деревья» | Состав числа 10. Решение задач. Цвет. Форма. | Работа с серией сюжетных картинок. Вычеркни нужным цветом. Нарисуй нужную фигуру. |
2 неделя «Человек. Части тела» | Решение задач. Размер предметов. | ||
3 неделя "Моя семья" | Решение задач. Сравнение предметов по высоте. Пространственные и временные понятия. | Дорисуй. Запомни фигуры. | |
4 неделя «Мой дом» | Решение задач. Сравнение предметов. Цвет. Форма. Размер. | Запомни, назови и покажи. Запомни и разложи правильно. | |
5 неделя "Игрушки" | Пространственные и временные понятия. Сутки. Сравнение предметов по длине. | «Запомни слова». «Четвёртый лишний». | |
ноябрь | 1 неделя «Игрушки» (закрепление) | Решение задач. Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры. | Построй дом из геометрических фигур. Разрезные картинки. |
2 неделя «Посуда» | Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры. | Построй дом из геометрических фигур. Запомни фигуры. | |
3 неделя «Посуда» (закрепление) | Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по ширине. | «Нелепицы». Выполни группировку. | |
4 неделя «Мебель» | Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по ширине. | «Нелепицы». Дорисуй предмет. | |
5 неделя "Зима. Зимние забавы" | Составление задач. Сложи в уме числа и назови результат | «Четвёртый лишний». Запомни и повтори | |
декабрь | 1 неделя « Зима. Зимние забавы» (закрепление) | Размер предметов. Сравнение предметов по толщине. | Зашумлённые предметы. Подбери по форме. |
2 неделя «Новый год» | Количество и счёт. Вычисления в пределах 10. Прямой и обратный счёт. | Лабиринт. Запомни и повтори | |
3 - 4 неделя Заключительная диагностика | . |
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
В подготовительной группе (6 – 7(8) лет):
- Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; составлять и решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; ориентироваться в окружающем мире и на плоскости; определять временные отношения (день – неделя – месяц).
1.3. Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое:
∙Демонстрационный материал по предметам;
∙Игровые пособия по предметам;
∙Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы;
∙Учебные пособия по развитию математических представлений;
∙Детская литература;
∙Методическое сопровождение к материалу.
Материально-техническое:
∙Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;
∙Магнитофон;
∙Мебель, подобранная в соответствии с требованиями санитарных норм.
1.4. Литература
1. Бурцева. И. В. Дидактические игры, упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ознакомление с окружающим и развитие речи. / «Издательство «Дошкольная педагогика», 2013.
2. Бондаренко. Л. К. Дидактические игры в детском саду. / М., 1991.
3. Бойко. Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа/авт. -сост. Т. В. Бойко. - Волгоград: Учитель, 2012.
4. Верещагина. Н.В. Особый ребёнок в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. / - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5. Васильева. М.А., Гербова. В.В., Комарова. Т.С., Екжанова. Е.А., Стребелева. Е.А. Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития. / авт-сост. Ж.И.Старовойтова - Волгоград: Учитель, 2010.
6. Венгер. Л. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / - М., 1989.
7. Екжанова. Е. А., Стребелева. Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. / - М.: Просвещение, 2011.
8. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
9.Максаков. Л.И., Тумакова. Г.Л. Учите играя. / - М., 1983.
10. Новотворцева. Н. В. Развитие речи детей./ - М., 1995.
11. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. / - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
12. Селивёрстов. В.И. Речевые игры с детьми. / - М., 1994.
13.Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособия для учителя-дефектолога. / М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
14. Швайко. Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / - М., 1988.
15. шевченко. С.Г., Тригер.Р.Д., Капустина.Г.М., Волкова. И.Н. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. / - М., 2003.
16. Шмаков. С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. / - М., 1993.
17. перевод Колмагоровой Н. Л. Игры и упражнения с особым ребёнком. Руководство для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...