Психолого-педагогическое сопровождение подростка с РАС
статья

Мезенцева Анна Романовна

Подростковый период в практике оказания помощи страдающим аутизмом людям и их семьям исключительно важен. Он во многом является критическим для семьи, поскольку именно в этот возрастной период становится довольно отчетливо понятно, какого уровня адаптации и самостоятельности в отношениях с миром достиг их подросший ребенок, насколько плотной повседневной опеки он требует на данном этапе своего развития и, скорее всего, будет требовать и в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_podrostka_s_ras.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый период в практике оказания помощи страдающим аутизмом людям и их семьям исключительно важен. Он во многом является критическим для семьи, поскольку именно в этот возрастной период становится довольно отчетливо понятно, какого уровня адаптации и самостоятельности в отношениях с миром достиг их подросший ребенок, насколько плотной повседневной опеки он требует на данном этапе своего развития и, скорее всего, будет требовать и в дальнейшем.

Эмоциональное, личностное, познавательное развитие страдающего аутизмом человека может продолжаться и в раннем юношестве; необходимым условием для этого является лишь такая организация его жизни, которая постоянно ставила бы перед ним посильные адаптационные задачи, помогала бы усложнять и углублять картину мира, ощущая при этом свою ценность, неразрывную связь с близкими людьми и включенность в систему отношений с ними. Подростковый период в нормативной возрастной психологии – это критический период в онтогенезе человека, характеризующийся несколькими ключевыми особенностями.

  • Во-первых, значительно усложняется социальная ситуация развития человека: впервые с начала жизни наиболее важной, референтной группой для подростка становится не семья, а группа ровесников. Интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, вытесняя учебную и другие деятельности. Завоевание статуса в группе, включение в сложные иерархические отношения, полоролевая идентификация и попытки выстраивания отношений с противоположным полом – вот далеко не полный перечень возрастно-нормативных задач, решаемых подростком в рамках этой ведущей деятельности.
  • Во-вторых, в этом возрасте завершается важнейший процесс формирования абстрактного мышления (формальных логических операций).
  • В-третьих, бурно развивается и усложняется сфера самосознания личности, в частности появляется такое психологическое новообразование, как «чувство взрослости» (пусть даже оно еще расходится с объективной взрослостью и склонно фиксировать исключительно внешние, наиболее броские атрибуты взрослой жизни). Происходит активное освоение различных социальных ролей, расширение поведенческого репертуара в соответствии с ними.

В подростковом возрасте возрастают требования социума к адекватному поведению аутичных людей. Сюда относятся в первую очередь такие жизненно важные навыки, как опрятность в одежде и слежение за своим внешним видом, способность вступить в краткое социальное взаимодействие и прекратить его, учет в своем поведении окружения, освоение социотипического поведения, в частности выполнение различных повседневных социальных ролей (покупателя, пассажира общественного транспорта, телефонного просителя). Все более и более важное значение придается эмоциональному самоконтролю, способности справиться с фрустрацией или адекватно выразить недовольство; срывы и «истерики» воспринимаются как однозначно неприемлемые проявления. Все это необходимо учитывать при планировании задач психологической и педагогической помощи аутичному подростку.

Приоритетом психокоррекционной работы с подростками, страдающими аутизмом являются:

  1. Обучение необходимым бытовым, социальным и коммуникативным навыкам, в частности ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуациях.
  2. Помощь в дальнейшем осмыслении окружающего мира и социальных отношений, в усложнении картины мира. Эта важнейшая психологическая задача, как показывает опыт практической работы, по большому счету не имеет финала и является практически пожизненной.
  3. Помощь в самовыражении, в том числе для лиц с резко ограниченными речевыми возможностями – в частности, с опорой на методики альтернативной коммуникации.
  4. Психотерапевтическая помощь в более узком понимании этого термина: работа на самопринятие, помощь в познании себя, эмоциональная поддержка и т.д.

Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);
- беседы с учащимися, учителями и родителями;
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное, общее социально-личностное развитие учащихся, активизацию их познавательной деятельности;
- разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения, этюды;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии учащегося;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях.

Предлагаю вам научно-методическую статью для педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директора по УВР, организаторов ОДД, старших вожатых ДО. Данный материал может быть использован ...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»

Уважаемые коллеги, классные руководители!Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная хара...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...