Статья "Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда"
статья по теме
В статье рассматривается проблема использования игровых технологий в работе учителя-логопеда , анализируются наиболее эффективные виды игровых технологий и выделяются результативные методы логопедической работы. В качестве практических рекомендаций предложены различные виды игр для развития связной речи,памяти, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovye_tehnologii_v_logopedii_2.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель-логопед МБДОУ № 12 г. Красноярска
Березовская Анна Леонидовна
Использование игровых технологий
в работе учителя-логопеда
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной проблемой, которая отражена в современных исследованиях психологов, педагогов, дефектологов и логопедов, связанных с речевым развитием детей дошкольного возраста. Это определено тем, что значителен рост количества детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные речевые проблемы (от полного отсутствия речи, до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития).
Актуальность данной проблемы определена тем, что часто у детей нарушается не только формирование компонентов речи, но и развитие многих психических процессов, отмечается нарушение общей и мелкой моторики. Данный факт обусловлен тем, что речь и движение тесно связаны и дополняют друг друга [1, 112].
Система обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста включает подготовку к полноценному обучению грамоте (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Нищева, А.С. Анищенкова, О.С. Орлова, З.У. Блягоз). Дети старшего дошкольного возраста для полноценного речевого развития должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В этой связи особенно важна правильно выстроенная работа учителя-логопеда с применением таких методов и технологий логопедической работы, которые будут наиболее эффективны для развития детей [3, 29].
Анализируя исследования психологов и логопедов, рассматривающих особенности становления речи дошкольников, можно отметить, что большинство из них подтверждают взаимосвязь речевого развития и развития моторики (как артикуляционной, от которой собственно зависит речь, так и мелкой моторики). Кроме того, важно понимать, что становление речевой моторики – это поэтапный закономерный процесс, и у детей с нормальным речевым развитием к концу старшего дошкольного возраста завершается самостоятельно, проявляясь правильным звукопроизношением.
В рамках логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в последние годы интерес педагогов направлен на усвоение активных и интерактивных форм и методов учебы, основанных на игровых технологиях.
В логопедии большое внимание следует уделять эффективным игровым технологиям. Учитель-логопед во время игрового процесса с ребенком должен способствовать [2, 72]:
- открытости детей для учебы и активного включения в сотрудничество;
- получать возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- быть самим собой, не бояться самовыражаться, ошибаться, при условии, что они не получат негативную оценку.
Игра – наиболее усвоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь речевой коррекции и правильного развития ребенка. Важно подчеркнуть, что чем активнее ребенок, тем лучше результат [7, 156].
Учитель-логопед должен побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность в процессе реализации игровых технологий. Целью использования игровых технологий в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, улучшение результат коррекционно-развивающих занятий.
От правильно выбранного вида игровых технологий зависит эффективность логопедической работы. К основным видам игровых технологий можно отнести:
-настольно-печатные игры;
-словесные игры;
- дидактические игры.
В начале игрового занятия ставится игровая цель. Например, игра «Послушай и запомни», в рамках которой учитель-логопед читает рассказ о зиме и на поднос кладет фишки-елочки, а по окончанию рассказа дети должны вспомнить все слова о зиме и на каждое слово положить фишку в корзину. Такая словесная игра имеет дидактическую цель развить речь и память ребенка.
С помощью дидактических игр проводится логопедическая работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Например, такие игры как «Давай искать на кухне слова», «Подбери слово», «Что за предмет?», «Буквы вокруг меня» помогают развить грамматически правильную речь, коммуникативные способности, внимание и память.
Во время игры у дошкольников формируется привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать речь и тренировать произношение сложных слов. Такие, игры как «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди ошибку» помогают монотонное заучивание слов и произношение эмоционально окрасить и запомнить в игровой форме. Например:
На бахче растут медузы.
Расцвели на клумбе козы.
В море плавают арбузы.
На лугу пасутся розы.
Дошкольники также должны стать активными участниками логопедических игр, развивать навыки командного взаимодействия, творческо-поискового развития [5, 94].
Выбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс подготовки к использованию игры предполагает:
- выбор темы;
- определение цели и задач;
- подготовку и проведение игры (сообщение учащимся темы, подготовка наглядности, проведение игры, подведение итогов).
Проводить игры, создавать игровые ситуации необходимо на каждом логопедическом занятии. Большинство игр могут быть использованы как тренировочные упражнения на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления [6, 12-14].
Тренировка дошкольников в употреблении грамматических структур, требует многократного их повторения, утомляет детей своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Поэтому такие игры как «Упрямые слова», «Доскажи словечко», «Слово на букву», «Самое сложное слово», помогают освоить сложные речевые формы, правильно произносить звуки в ходе интересного игрового занятия [4, 72].
Игровые технологии на занятии с детьми старшего дошкольного возраста учитель-логопед должен осуществлять с соблюдением следующих правил:
- поддержка детей в течение игры;
- организация сотрудничества в детском коллективе (команде);
- привлечение детей к подготовке необходимого оборудования для проведения игры;
- закрепление, повторение и рефлексия.
Таким образом, в рамках исследуемой проблемы можно сделать следующие выводы:
1. проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальной в рамках работы учителя-логопеда;
2. в качестве наиболее эффективных форм логопедической работы необходимо использовать игровые технологии: дидактические, командные, словесные, печатные и т.д.;
3. при реализации игровых технологий учителю-логопеду необходимо избегать монотонности и однообразия, игры должны быть эмоционально окрашенными и интересными, включающими речевые упражнения, диалоги, групповые формы работы и рефлексивные компоненты;
4. учитель-логопед должен побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность в процессе реализации игровых технологий;
5. при общем речевом развитии, освоении сложных слов и речевых конструкций, а также коррекции различных речевых нарушений, учитель-логопед должен использовать различные виды игр, в том числе игры «Угадай слово», «Сложный слова», «Слово на букву», «Дом из слов», «Сказка-нелепица» и т.д.;
6. эффективность игровых технологий напрямую зависит от соблюдения педагогических условий и индивидуального подхода к ребенку дошкольного возраста.
Список, использованной литературы:
1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. – М.: Прометей, 2013г.- 213 с.
2. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014г. –№5. – 495 - 497 с.
3. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Гончарова В.А. Моторные сказки для самых маленьких. Работа с детьми 3-6 лет. – М.: Каро, 2012. – 128 с.
5. Рождественская В.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников / В.И. Рождественская, Е.И. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 319 с.
6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2008. – 40 с.
7. Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155 – 157.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа (мир-олимпиад.рф) от 25.03.2015 г.Презентация"Игровая деятельность в работе учителя-логопеда". Награждена дипломом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием.
Тема занятия:дифференциация звуков р-л....
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...
Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.
Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...
Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда
Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности....
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...