Программы
методическая разработка

Слюсарь Ирина Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционного курса «Познавательное развитие" для детей со значительным снижением интеллекта в возрасте от 3 до 7(8) лет

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Режет ножом

Для того чтобы приступить к работе по данной программе, ваш ребенок должен уже уметь пользоваться вилкой. Вилкой — накалывать кусочек пищи и съедать его.

Начните с блюд, которые легко режутся, таких, как пироги, блинчики, кабачки,  ломтики колбасы, и др.

Возьмите для занятий столовый нож, который легко держать в руке.

Для того чтобы тарелка не скользила по столу, подложите под нее резиновую подстилку или влажное бумажное полотенце.

Наилучшим для занятий будет время еды. Побуждайте ребенка нарезать  в начале приема пищи.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт.

Примечание: Можно сделать так, чтобы ребенок за выполнение этого задания смог заработать «фишки», которые по окончании приема пищи позволят ему получить особый десерт или возможность поиграть с любимой игрушкой.

Программа

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или четырех уроков. Затем переходите к следующему шагу. Отмечайте шаги в таблице

1. Стоя позади ребенка, вложите вилку и нож в его руки. Убедитесь, что нож находится у него в той руке, которой он предпочитает работать. Обычно она бывает сильнее. Положите свои руки на его и разрежьте приготовленный кусок почти до конца. Уберите свои руки и позвольте дорезать до конца самому, сказав: «Разрежь свой ………!» Не забудьте похвалить его: «Молодец! Ты режешь свой………!»

Примечание: Возможно, вам придется помогать ему удерживать на месте вилку дольше, чем помогать резать ножом.

2. Повторите шаг 1. Но теперь уберите свои руки раньше и позвольте ребенку самому дорезать то, что вы начали. Не забудьте похвалить его за то, что он режет сам.

3. Вложите вилку и нож в руки ребенка. Уберите свои руки и скажите ему: «Разрежь свой …….!» Похвалите за то, что он закончил эту операцию. Скажите: «Молодец! Ты режешь ……..!»

4. Попросите ребенка: «Возьми нож и вилку!» Помогите при необходимости расположить их должным образом.

Примечание: После того как он отрежет один кусочек, ему может вновь потребоваться помощь, чтобы правильно расположить нож и вилку.

Когда ребенок научится разрезать куски пищи с помощью только ваших словесных указаний, начните по одному опускать эти указания. Занимайтесь таким образом до тех пор, пока он полностью не овладеет рассматриваемым навыком. Позже, когда ребенок столкнется с необходимостью резать более жесткую пищу (отбивные котлеты или жареное мясо), вам, возможно, придется вернуться назад и помочь ему справиться с некоторыми из шагов.

Соединяет половинки разъемной молнии

Прежде чем приступить к этому умению, ребенок должен научиться застегивать молнию без посторонней помощи.

Оборудование

Возьмите для работы большую молнию — ребенку легче ее держать. Начните с пальто или толстого жакета, конец молнии которого легко достать. Легкие куртки оставьте «на потом».

Программа

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться с ним без вашей физической помощи на четырех или пяти уроках. После этого переходите к следующему шагу.

1. Убедитесь, что ребенок смотрит на молнию, и расположите пальцы его левой руки так, чтобы они обхватывали кончик разъемной  части. Правой рукой пусть он возьмется за вторую  часть разъемной молнии. Положив свои руки на его, скажите: «Соедини половинки молнии!» — и помогите ему поднять кончик и вставить его полностью в патрончик. Скажите: «Хорошо! Ты соединил половинки молнии!» Теперь помогите ему взяться левой рукой за основание молнии. Уберите свою правую руку от его руки. Попросите ребенка взять язычок в правую руку и застегнуть молнию.

2. Держа руки ребенка своими руками, помогите ему до половины ввести кончик молнии в патрончик и скажите: «Соедини половинки молнии!» Уберите свою левую руку и позвольте ему протолкнуть кончик в патрончик до упора. Когда он начнет правой рукой застегивать молнию, помогите ему левой рукой удержать ее основание.

3. Проделывая предыдущие шаги, помогайте ребенку удерживать правой рукой ту половинку молнии, на которой находится патрончик. Затем скажите: «Соедини половинки молнии!» — и побудите его самостоятельно вставить кончик в патрончик до упора. Скажите: «Хорошо! Ты соединил половинки молнии!» Напомните ему, что начиная застегивать молнию, он должен левой рукой держать ее основание. Не забудьте похвалить ребенка. Теперь, когда он научился вставлять кончик разъемной части молнии в патрончик левой рукой, пора начинать меньше помогать ему удерживать молнию на месте правой рукой.

4. Когда ребенок устанавливает кончик молнии в патрончик, вам следует с каждым разом все раньше отпускать его правую руку, пока вы не увидите, что ваша помощь ему больше не нужна. Это будет означать, что навык усвоен. Этот шаг — трудный, и на его преодоление может уйти больше времени, чем на преодоление остальных шагов.

Когда ребенок научится соединять половинки больших молний, начните учить его делать это с маленькими, какие бывают на легких жакетах. Помогайте по мере надобности. Это значит, что, возможно, вам придется начать опять с первого шага.

Завязывает шнурки на ботинках

Оборудование

Воспользуйтесь двумя парами шнурков — белой и черной. Отрежьте по четверти от каждого шнурка и выбросите эти четвертушки.

Концы одного белого и одного черного шнурка, от которых отрезали кусочки, свяжите вместе, сделав из них один новый шнурок. Затем сделайте то же с другим белым и черным шнурком, чтобы получился новый шнурок для другого ботинка.

Зашнуруйте каждый ботинок так, чтобы конец черного шнурка оказался с точки зрения ребенка (когда ботинок уже у него на ноге) слева, а конец черного шнурка — справа.

Выберете удобное для ребенка положение (сидя на стуле, стоя и держа ногу на табуретке или сидя на стуле, нагнувшись).

Занимайтесь тогда, когда он обычно надевает ботинки. Кроме того, проводите практические занятия. Во время этих занятий ботинок нужно ставить на стол в такое положение, которое он занимает и на ноге ребенка (то есть пяткой к нему, носком наружу). Следите за тем, чтобы ботинок, на котором вы будете отрабатывать данный навык, на первых уроках зашнуровывался наполовину черным, наполовину белым шнурком.

Прежде чем начать учить ребенка, поработайте с ней сами и с кем-нибудь из членов семьи. Для ребенка держите награду наготове.

Примечание: Награду, как и обычно, следует вручать ему по окончании каждого урока.

Программа

Завязывает первый узел

1. Возьмите в каждую руку по концу шнурка (черный — в левую руку, белый — в правую), зажав их между большим и указательным пальцами, и натяните, чтобы туго затянуть шнуровку. Затем выпустите концы из рук.

2. Отведите белый конец по диагонали и назад, в сторону задника, и выпустите. Отведите черный конец шнурка по диагонали и назад и выпустите его.

3. Правой рукой возьмите пистон черного конца. Проденьте его под белый конец шнурка и протолкните в сторону носка, после чего выпустите из рук.

4. Левой рукой возьмите пистон белого конца шнурка, а в правую — пистон черного. Натяните оба конца, чтобы затянуть узелок, а затем выпустите их из рук.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться с ним без вашей физической помощи на трех или четырех уроках. После этого переходите к следующему шагу.

Выполните действия шагов 1 - 3 за ребенка. Затем помогите ему левой рукой взяться за пистон белого конца шнурка, а правой — за пистон черного. Скажите: «Затяни их посильнее!» - и помогите, если надо. Потом скажите: «Молодец! Ты завязал узел!» — и вручите награду.                            

Выполните действия шагов 1 и 2 за ребенка. Помогите ему взяться правой рукой за пистон черного конца и продеть его под белый конец, чтобы потом вытянуть и направить в сторону носка. Подскажите словами, что нужно затянуть их посильнее. Когда ребенок завяжет узел, похвалите и вознаградите его.

Продолжайте в том же духе, выполняя за него на один шаг меньше каждый раз, когда он овладевает им, до тех пор, пока он не научится завязывать первый узел без вашей физической помощи. После этого начинайте учить его завязывать бантик.

Завязывает бантик

1. Большим и указательным пальцами левой руки возьмите черный конец шнурка в месте, отстоящем от узла на одну треть длины этого конца.                          

Большим и указательным пальцами правой руки возьмитесь за тот же конец в месте, отстоящем от узла на две трети длины этого конца.

Сделайте петлю, для чего поднесите правую руку к основанию черного конца на узле.

Побудите ребенка крепко взяться за основание завернутого в петлю черного конца шнурка большим и указательным пальцами правой руки, а свою левую руку отпустите.

Положите вновь образованную черную петлю сверху на белый конец так, чтобы он лежал на ботинке с черной петлей, смотрящей вбок и указывающей на левую сторону ботинка.

2. Возьмите белый конец в правую руку и положите его поверх черной петли так, чтобы кончик белой части шнурка указывал на носок ботинка. Затем отпустите шнурок.

3. Возьмите черную петлю большим и указательным пальцами левой руки поближе к узлу.

4. Поместите указательный палец правой руки сверху на белый конец шнурка в месте, отстоящем от узла на одну треть длины белого конца (при этом кончик белой части шнурка все еще указывает на носок ботинка).

Протолкните белый конец шнурка в отверстие из-под черной петли, направляя его в сторону задника ботинка. Уберите указательный палец правой руки.

Возьмите вновь образованную белую петлю большим и указательным пальцами правой руки и крепко затяните обе петли.

Работайте над каждым шагом, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться с ним без вашей физической помощи на трех или четырех уроках. После этого переходите к следующему шагу.

Учить ребенка завязывать бантик нужно таким же образом, каким вы учили его завязывать первый узел.

Начните занятия с выполнения всех шагов, кроме последнего, за ребенка. При освоении каждого шага по мере необходимости помогайте ему физически и направляйте словами. По ходу дела давайте четкие указания: «Вытяни шнурок!», «Возьми петлю!», «Держи здесь!», «Туго затяни петли!».

Не забывайте хвалить и вознаграждать ребенка по мере усвоения каждого шага до тех пор, пока он не научится выполнять это новое и трудное задание.

Когда он научится завязывать ботинки наполовину черным, наполовину белым шнурком, зашнуруйте его ботинки обычными шнурками и, если надо, помогите их завязать

Причесывается                    

Оборудование                      

Прежде чем начать, сами разделите волосы ребенка, сделайте пробор. Расположите щетку в его руке так, чтобы ему удобно было ее держать.                                  

Учите ребенка расчесывать волосы перед зеркалом. Это позволит демонстрировать ему необходимые действия в процессе обучения, когда вы физически помогаете ему причесываться. Стойте позади ребенка так, чтобы вы оба могли смотреть в зеркало.  

Практикуйтесь, когда волосы не очень запутаны (это значит, что после мытья головы этого лучше не делать)      

Держите наготове награду.                          

Сначала расчесывайте волосы вместе с ребенком щёткой!!!. В течение четырех или пяти занятий проходите вместе все указанные ниже шаги в том порядке, в каком они представлены. Не забывайте хвалить и вознаграждать ребенка за сотрудничество с вами (за то, что он наблюдает за процессом в зеркало, стоит спокойно и т.п.). Затем постепенно переставайте помогать, руководствуясь представленной ниже программой.

Программа

1. Если ребенок держит щетку в правой руке, сначала расчесывайте левую половину головы. Начните с пробора и ведите щетку вниз. Скажите: «Веди щетку вниз!» Следите за тем, чтобы ваши указания на первых уроках были простыми и произносились медленно. Не надо сильно тянуть за волосы в тех местах, где они спутаны, так как неприятные ощущения, которые при этом может испытывать ребенок, отобьют у него охоту расчесывать волосы.

2. Свободной рукой ребенка проводите по волосам вслед за щеткой, говоря при этом: «Пригладь волосы!»

3. Поднимите его руку со щеткой над головой и попросите: «Проведи щетку вниз!» Расчешите волосы сзади тремя длинными движениями щетки сверху вниз. После каждого такого движения должно следовать движение свободной рукой ребенка и ваши слова: «Пригладь волосы!»

4. Расчешите волосы с правой стороны, приглаживая их свободной рукой ребенка после каждого движения щетки сверху вниз. Каждый раз говорите ему: «Веди щеткой вниз!», затем: «Пригладь волосы!» По окончании процесса хвалите ребенка: «Очень красиво! Ты причесался!» .

Процесс постепенного прекращения физической помощи ребенку мы разбили на пять этапов (или шагов). Каждый этап должен продолжаться до тех пор, пока ребенку не станет удобно выполнять необходимые действия в соответствующих условиях и вы не увидите, что он готов еще больше обходиться без вашей помощи. Следите за тем, чтобы он усваивал то, чему вы его учите как можно лучше. Проведите ребенка через все этапы следующим образом:

1. Направляйте его руку, держа его за кисть.                      

2. Направляйте его руку, держа его за предплечье.              

3. Направляйте его руку, поддерживая его за локоть.              

4. Не направляйте его руку своей  рукой; давайте только словесные указания и, если надо, поначалу показывайте ему, какие пряди нужно расчесать.

5. Не давайте никаких указаний; дайте ему только щетку и скажите: «Расчеши волосы!»

Помните, дети овладевают этим умением медленно. На протяжении всего процесса обучения вы будете помогать ребенку все меньше и меньше (не переставая при этом хвалить и вознаграждать его).Когда он научится расчесывать свои волосы совершенно самостоятельно, все равно продолжайте хвалить его, поскольку это поможет сделать причесывание повседневным делом. После того как он научится пользоваться щеткой, начните подобным же способом учить его расчесывать волосы расческой.

А как же быть с запутанными волосами? Расчесывая эти места, помогайте ребенку держать волосы выше «узелков», чтобы не пришлось тянуть. В этих случаях легче действовать щеткой — она меньше тянет волосы. Поэтому, прежде чем пустить в ход расческу, пройдитесь по запутанным прядям щеткой.

Моет голову

Для того чтобы ребенок начал учиться мыть голову под душем, он должен сначала привыкнуть к душу.

Оборудование Пользуйтесь одним из «бесслезных» шампуней, но на всякий случай держите под рукой полотенце.

В зависимости от того, как в вашем доме устроена ванная комната, можно учить ребенка мыть голову под душем, а можно — в раковине.

Если вы решите учить его мыть голову под душем, то заниматься этим нужно в конце мытья под душем. Возможно, помогать ребенку вы будете, стоя рядом с душем. Тогда вам нужно будет надеть что-нибудь, что можно и намочить.

Если вы учите ребенка мыть голову в раковине, вам понадобится какой-нибудь сосуд, из которого вы будете поливать ему на голову вначале, чтобы намочить волосы, и в конце, чтобы сполоснуть их.

Представленная здесь программа разработана для обучения ребенка умению мыть голову под душем. Тем не менее, шаги, которые нужно сделать, для того чтобы научить его мыть голову в раковине, будут такими же.

Программа

1. Тщательно смачивает волосы.

2. Выдавливает немного шампуня на ладонь, а потом наносит его на волосы.

3. Втирает шампунь в голову, пока не образуется пена.

4. Споласкивает волосы: подставляет голову под душ несколько раз и трет волосы руками до тех пор, пока они не начнут поскрипывать.

5. Вытирает волосы полотенцем.

Работайте над каждым шагом до тех пор, пока ребенок не выполнит его без вашей физической помощи на трех или четырех занятиях. Затем переходите к обучению следующему шагу.

Помогите ребенку намочить волосы. Сделайте шаги 2-4 за него, после чего скажите: «Вытри волосы!» — и, если надо, помогите. Похвалите его за завершение задания.

Помогите ребенку намочить волосы. Сделайте за него шаги 2 и 3, а затем скажите: «Сполосни волосы!» Окажите ему физическую помощь и непременно обратите его внимание на поскрипывание волос под пальцами, когда мыла на них совсем не осталось. Позвольте ему самому вытереть волосы полотенцем, после чего похвалите его и вручите награду.

Помогите ребенку намочить волосы. Попросите его налить немного шампуня на ладонь и нанести его на волосы. При необходимости помогите. Пусть он сам закончит мыть и вытирать волосы. Не забудьте похвалить его за работу.

Когда ребенок научится мыть голову сам с помощью ваших словесных указаний, начните убирать свои подсказки, прежде всего указание: «Вытри волосы!» Занимайтесь так до тех пор, пока он не научится мыть голову без каких бы то ни было указаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...