Конспекты занятий по ФЭМП и ознакомлению с окружающим
план-конспект

Слюсарь Ирина Викторовна

Конспекты занятий по ФЭМП и ознакомлению с окружающим для дошкольников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром

учителя-дефектолога ГБУСО КО «Особый ребенок»

И.В. Слюсарь

Тип занятия: Закрепление пройденного материала

Тема : Овощи, огород

Цели и задачи:

Образовательные: закрепить знания об овощах, их форме, цвете и особенностях употребления в пищу; закреплять умения дифференцировать овощи, фрукты, формировать знания о времени урожая.

Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие; развивать слуховое внимание и понимание небольших стихотворных текстов; развивать умение собирать разрезные картинки из 3-х,  4-х частей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение работать группами

Оборудование: муляжи овощей,  картинка «Зайчики в огороде»,  картинки с изображением разных по размер овощей, компьютер, макеты овощей, разрезные картинки овощей.

Ход урока:

I. Орг. момент

  • Ребята, посмотрите внимательно в окошко! Какое у нас на улице время года? Как вы определили, что на этой картинке осень? Какие природные изменения происходят осенью? Что мы видим на улице? Какая сегодня погода? Что происходит с растениями? Какое небо осенью?
  • Кто из вас знает, что люди собирают осенью? (Урожай) Это овощи и фрукты! Сегодня, ребята, мы вспомним, какие овощи мы уже знаем и познакомимся с теми овощами, которых, может быть, еще не знаем.

2.Закрепление обобщающего понятия «овощи»

На компьютере показывается презентация.

        Скажите, где обычно растут овощи? («В огороде, на грядке» – показывается картинка)

Дети называют овощи, которые видят на экране, их форму и цвет (помидор круглый, морковь вытянутая, картошка овальная и т.д.).

Демонстрируется картинка «Зайчики в огороде».

Логопед задает детям вопросы:

- Что растет у зайчиков в огороде? (- Морковь, капуста.)

- Как назвать это одним словом? (- Овощи.) и т.д.

Игра «Что лишнее?»

Дефектолог показывает в корзине урожай.

-Ребята помогите зайчикам собрать урожай овощей (Дети выбирают овощи и раскладывают на их изображение на картинке)

Подвижная игра «Урожай»

Раз, два, три, четыре. (маршируют)

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок, (подпрыгивают хлопая в ладоши)

Хрен, морковка, чесночок.

Дидактическая игра «Угостим зайцев»

Демонстрирует детям двух зайцев и объясняет, что у большого зайца-папы большие овощи, а у маленького зайчика- маленькие. Далее предлагает детям внимательно послушать:

- У зайца-папы огурец.

У зайчика огурчик.

Покажите, у кого огурец?

Дети показывают жестом на большого зайца.

- А у кого огурчик?

Дети показывают на зайчика.

Затем педагог подходит к каждому ребенку и задает аналогичные вопросы на понимание значения и различение слов: помидор – помидорчик, репа – репка, лук – лучок, морковь – морковочка, картошка – картошечка.

Дефектолог раздает детям по одной картинки с изображением большого или маленького овоща, просит каждого ребенка подойти к нему и отдать свой овощ или папе-зайцу, или зайчику. Так несколько раз.

  1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Он под кустиком сидит      Пальчики одной руки вытянуты, напряжены                                           («кустик»).

И ушами шевелит.         Шевелит вытянутыми указательным и средним         пальцами другой руки, остальные пальцы прижаты к ладошке большим пальцем

Вот так, вот так                

Он ушами шевелит.

Разрезные картинки

Предлагает собрать разрезные картинки из 3-х,4-х частей

Овощи и их приготовление

Дефектолог демонстрирует презентацию «Что готовят из овощей»

Рассказывает детям о блюдах, которые готовят из овощей; показывает, как рубят капусту, чистят и трут морковь, солят



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомления с окружающим миром

учителя-дефектолога ГБУСО КО «Особый ребенок»

И.В. Слюсарь

Тема: Семья

Цели и задачи:

Образовательные: расширять представления  о составе семьи, о родственных связях; учить показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу; закреплять умение называть себя по имени; учить отвечать на вопрос «Кто это?», «Где?».

Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику; развивать речь, память, эмоционально-волевую сферу.

Воспитательные: формировать чувство гордости за свою семью; воспитывать уважение к старшему поколению.

Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи, семейный альбом.

Ход занятия

1. Упражнение «Моя семья»

Рассматривание семейного фотоальбома. Показ ребенком фотографий семьи. Ответы на вопрос «Где мама ?...где папа?» и т.д 

2. Беседа по картинке «Семья»

Дефектолог помещает картинку «Семья» перед ребёнком и рассказывает  от имени изображенной на картинке девочки:

Меня зовут Оля. Вот моя мама, вот мой папа. Это моя бабушка. Это мой дедушка. У меня есть брат, его зовут Витя. Это моя семья.

Далее ребёнок отвечает на вопросы однословным предложением.

3. Дидактическая игра «Кто ушел?»

Дефектолог выставляет картинки: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».

Просит ребёнка закрыть глаза, убирает одну картинку и спрашивает «Кто ушёл?»

4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама.

А вот этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

   Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.

Поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца.

Сжимание-разжимание пальцев.

5. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребёнок стоит напротив дефектолога. Дефектолог бросает мяч ребенку, называя одного из членов семьи. Ребенок возвращает мяч, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова:

Мама-мамочка;

Папа-папочка;

Бабушка-бабуля;

Дедушка-дедуля.

6. Закрепление в речи детей стандартной фразы

Дефектолог упражняет перед зеркалом в произнесении фразы: «Меня зовут…»



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром

учителя-дефектолога ГБУСО КО «Особый ребенок»

И.В. Слюсарь

Тема: «Домашние птицы»

Программное содержание.

  1. Активизировать  словарь по теме, вызывать звукоподражания.
  2. Закреплять умение, соотносить предметы и их изображения на картинках
  3. Учить понимать предложения с предлогами «на», «в»
  4. Развивать конструктивный праксис (заборчик, разрезные картинки из 3-х частей)
  5. Продолжать формировать эмоциональный интерес к игрушкам

Ход занятий

Пальчиковая игра «Покормим птичек»

- Посмотри, что насыпано в тарелке, зернышки. Потрогай их. Кто кушает зернышки?.

 -Правильно птички. Давай позовем птичек: «цып- цып- цып» Повтори. Нет птичек, покажи, нет птичек (просит ребёнка развести руки, ладошки вверх)

Позовем ещё раз: «цып-цып-цып».

-        Послушай, кто это кричит. Звучит аудио запись «Птичий двор».

Игра «Чудесный мешочек». Развитие умения узнавать предметы на ощупь.

 -Достань петушка, курочку, цыпленка, уточку.

-        Покорми птичек. Как клюют зернышки птички.

Скажи: «Клю-клю-клю».Птички устали. Посади каждую в домик.

Д/и «Где, чей домик»

Подвижная игра «Петух».
  Петя, Петенька, петух,                  Машут руками, как крыльями

Весь раскрашен в прах и пух.           Ходят по кругу, руки за спиной.

Разноцветный, цветной

И поёт как заводной: «ку-ка-реку»    

Д/и «Кто, где?»

На наборном полотне картинки - домик, пруд, забор, травка. Дефектолог называет картинки, затем предлагает ребёнку показать названую картинку. Далее ребенок помещает домашних птиц на картину по инструкции:

  • Посади цыплёнка на травку
  • Курочка сидит в домике

-        Петушок взлетел на забор
Разучивание потешки: «Ко-ко-ко»

Приходит кошка

-        Спрячем цыплят и курочку за  заборчиком.
Конструирование «Заборчик»

Игра с фонариком «Поймай зайчика».

Сюрпризный момент «Яичко»



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по ФЭМП с использованием сенсорных игр

учителя-дефектолога ГБУСО КО «Особый ребенок»

И.В. Слюсарь

Тема: «Геометрические фигуры»

 Цель: закреплять знания о геометрических фигурах (круг,квадрат).

Задачи:

- упражнять в обследовании моделей фигур путем ощупывания, в конструировании фигур, в умении находить предметы похожие на геометрические фигуры в окружающей обстановке

- понимать и использовать в речи названия круг, квадрат;

- развивать умение видеть углы и середину фигуры

- доставлять детям тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных ощущений в знаки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Кенизеологические  упражнения «Давай поздороваемся», «Кулачок -ладошка»

Д/У  «Назови быстро»

Педагог показывает ребенку демонстрационные геометрические фигуры, а ребенок называет их.

Д/И «Волшебный мешочек»

Я приготовила сюрприз для тебя. Узнай на ощупь, что в мешочке. Ребенок ощупывает геометрические фигуры,  называя их, выкладывает на стол.

- Что это? (круг) и т.д

- Как назвать это все общим словом?

Игра с пластичным материалом (кенестетический песок)

Давайте поздороваемся с  песком. Какой же сюрприз приготовил нам сегодня волшебный песок. Разбудим его «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. Песок спрятал фигуры, найдём их. Лепка круга и квадрата из песка.

Игра «Песочный телеграф»

 Взрослый,  «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру, получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке.  

Подвижная игра «Найди фигуру» (ребёнок должен прыгнуть на фигуру, которую назовёт педагог)

Игра со светом. «Назови, что покажу»

Педагог светит фонариком на фигуру, ребёнок называет фигуру

Дидактическое упражнение  «Дорисуй фигуру»

- Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумай, что ты можешь дорисовать к своей фигуре и нарисуй.

Итог.

 – Что ты сегодня делал?

-С какими геометрическими фигурами мы играли?

-Каким общим словом можно их назвать? (геометрические фигуры)

-Какие задания тебе больше всего понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу  "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...

Конспект занятия учителя - дефектолга по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ второго года обучения. Тема: Весна

Конспект предназначен детям с легкой степенью умственной отсталости второго года обучения. На занятии дети знакомятся со стихотворением и беседуют по тексту, работают с предметными картинками, учатся ...

План-конспект индивидуального занятия по коррекционному курсу "Ознакомление с окружающим"

Конспект адресован педагогам,работающим с детьми со сложной структурой дефекта...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста

Заповедная природа,Заповедный дивный край,Радуга под небосводом —Цвет любимый выбирай!Эти чистые озёра,Лес и реки, и лугаПод защитой государства —Заповедны берега.Здесь животные и птицыПо ...

Презентации занятий по ФМЭП и ознакомлению с окружающим

Презентации занятий по ФМЭП и ознакомлению с окружающим...