Коррекционно-развивающая программа дефектолога
календарно-тематическое планирование
Программа разработана на основе примерной основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и предназначена для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с ЗПР, с 2 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_defektologa.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы
по развитию познавательных способностей и речи.
Программу реализует учитель-дефектолог Куликова Н.В.
Характеристика ребенка: Илана очень подвижная девочка, на обращенную речь реагирует адекватно, речевую инструкцию понимает. По образцу работает. Не грубые нарушения речи. Словарь снижен. Цвета, фигуры знает, соотносит. Предметы на картинках дифференцирует. Мелкая моторика не развита.
Заключение: Внимание не устойчивое, кратковременное. Расторможена. Нарушения речи. Понимание речевой инструкции- не нарушено, перенос знаний осуществляет. Достаточный уровень обучаемости. ЗУН соответствуют возрасту.
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе примерной основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и предназначена для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с ЗПР, с 2 до 7 лет.
Цель программы: создание оптимальных условий развития элементарных основ познавательной компетенции и речи у ребенка 3-4 лет.
Основные задачи программы:
- Развивать элементарные основы познавательной компетенции.
- Способствовать развитию психических процессов и речи ребенка.
3. Развивать произвольность внимания, поведения.
Методы и приемы работы:
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то основным методом работы будет игровой, а также выполнение ребенком различных упражнений и заданий.
Программа рассчитана на 15 часов. Количество часов в неделю: 2 часа.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20 минут. Форма занятий - игра.
Условия проведения занятий:
Индивидуальное.
Планируемые результаты освоения программы.
● Формировать группы однородных предметов
● Различать количество предметов (один-много).
● Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
● Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
● Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар и т.д.).
● Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).
● Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
Конструирование
● Располагать кирпичики, пластины вертикально.
● Собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета;
● Собирать картинку из 3 частей.
Дидактические игры
● Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов);
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:
● Рассматривать сюжетные картинки.
● Понимать инструкции взрослого.
● Показывать на картинках предметы ближайшего окружения, животных, игрушки.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
● формирование психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;
● развитие общей и ручной моторики;
● развитие и коррекцию психомоторных функций.
● обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
● развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на
задании (работоспособность);
● способность к концентрации и к распределению внимания;
● готовность к сотрудничеству со взрослым;
● стимуляцию речевого развития ребенка.
Календарно-тематическое планирование по индивидуальной программе.
(занятия по 20 минут 2 раза в неделю) 2 квартал 15 занятий.
№п\п | Тема | Программное содержание | Содержание (краткий конспект) | Используемые источники | Инструментарий |
1 | Знакомство. Первичная диагностика. | Исследование внимания, памяти, речи, мышления. | Упр. «Ласковое имя».
| № 6,7 | Картинки, игрушки, карандаши, лист с заданием. |
2 | Игрушки. Мишка. | Познакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки (мишка); научить описывать игрушку (называть(показывать) части, величину, признаки). | 1. Орг.момент. Рассмотреть мишку, задавать вопросы. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Рассмотреть одинаковые игрушки разной величины. 5. Д/и «Найди мишку». 6. Пальчиковая гимнастика. 7.Прочитать А. Барто «Мой мишка». 8. Собери пазлы игрушки 9. Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и. пазлы, су-джок |
3 | Дружная семья. | Знакомить с понятием «семья», развивать навыки общения, формировать умение внимательно слушать художественное произведение. Выполнять движения соответствующие тексту. | 1. Орг. момент. Рассмотреть картинку задавать вопросы. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Познакомить с игрушкой-петушком. 5.Пальчиковая гимнастика. 6.Рассмотреть и сравнить игрушки: курицы и петуха. 7.Прочитать Р.Н.П. «Петушок, петушок, золотой гребешок…». 8. Д.и. Подбери детеныша к маме. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и., су-джок |
4 | Осень золотая. | Расширять представления об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике, развивать художественное восприятие, внимание. | 1. Орг. момент. Рассмотреть картину осеннего леса, задавать вопросы. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Пальчиковая гимнастика. 5. Рассказать об осени. 6. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». 7. Игра «Большой-маленький» 8. Раскрасить осенний листок. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и., су-джок |
5 | Посуда. | Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, развивать речь. | 1. Орг.момент. Рассмотреть чайную посуду. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Д\у «Угостить кукол чаем». 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Пазлы «Посуда» 7. Из палочек Кьюзинера собрать чайник. 8.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и (палочки).пазлы су-джок |
6 | Транспорт | Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. | 1. Орг.момент. Рассмотреть машинку, задавать вопросы. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили. 5. Пальчиковая гимнастика. 6.Рассказ об автобусе. 7. Собрать из частей машину. 8. Раскрасить машинку. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и, разрезная картинка. |
7 | Одежда и обувь. | Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, речь. | 1. Орг. момент. Рассказать о зимней одежде и обуви. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Классифицировать картинки с изображением обуви и одежды. 5. Пальчиковая гимнастика. 6.Д/и «Что за чем?» (одевание на прогулку). 7. Посмотреть альбом «Одежда и обувь». 8. Собрать пазлы «Обувь и одежда» 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и, пазлы, су-ждок. |
8 | Домашние животные | Познакомить с домашними животными и их детёнышами (лошадь и жеребёнок); учить сравнивать лошадь и жеребёнка, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. | 1. Орг.момент. Познакомить с игрушками: лошадка, жеребёнок. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Прочитать А. Барто «Лошадка». 5. Пальчиковая гимнастика. 6.Раскрась картинку. 7. Собрать пазлы Д.животные. 8.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и., пазлы |
9 | Зима. | Уточнить представления о зиме, её признаках, формирование умения отмечать погодные условия. | 1. Орг.момент. Посмотреть альбом «Времена года». 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Прочитать М. Познанский «Снег идёт». 6. Д.\и «Тепло – холодно». 7. Собрать разрезную картинку, раскрась снежинку. 8.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и., разрезная картинка. |
10 | Покормим птичек. | Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их. | 1. Орг.момент. Беседа о птицах. Рассмотреть птицу. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек». 5. Посмотреть альбом «Птицы». 6. Собрать разрезную картинку. 7. Лото птицы. 8.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и.разрезная картинка, лото |
11 | Дикие животные | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширить словарный запас, закрепить умения называть животных. Где живут. | 1. Орг.момент. Рассмотреть картинки с д.животными. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Игра «Угадай по описанию», раскрась. 5. 4 лишний. 6. Д\и «Волшебный мешочек». 7. Собрать пазлы Д.животные. 8. Игра «Кто где живет» 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и., су-джок, |
12 | Признаки весны. | Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику. | 1. Орг. момент. Беседа о признаках весны. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Одевание куклы на весеннюю прогулку. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Собрать разрезную картинку. 7. Посмотреть альбом «Времена года». 8. Серия времена года. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и.су-джок |
13 | Овощи и фрукты | Выявить и систематизировать знания овощах и фруктах, расширить словарный запас, кругозор. | 1. Орг.момент. Рассмотреть картинку. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Игра «Собери в корзинку и коробку» 5. Пазлы. 6. Отгадывание загадок фрукты и овощи. 7. 4 лишний. 8. обвести картинку. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и. пазлы |
14 | Лето | Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику. | 1 Орг. момент. Беседа о признаках лета. Рассмотри картинку. 2.Массаж су-джок. 3.Артикуляционная гимнастика. 4. Одевание куклы на летнюю прогулку. 5. Пальчиковая гимнастика 6. Собрать разрезную картинку. 7. Посмотреть альбом «Времена года». 8. Раскрась цветок. 9.Итог занятия. Что понравилось? | №2,3,4 | Тематические картинки, лист с заданием, карандаши , д\и. |
15 | Итоговая диагностика | Исследование внимания, памяти, речи, мышления | Упражнение «Ласковое имя». • Упражнение «Дорисуй листик или серединку». • Упражнение «Спрятанные фигурки». • Упражнение «Раскрась одинаковые фигурки».
Упражнение «Запомни пары картинок».
Упражнение «Назови одним словом». | №6, 7 | Картинки, игрушки, карандаши, лист с заданием. |
Литература.
- Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Комплексные занятия под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи./Москва «Издательство ГНОМ и Л»-2004.
- Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.
- Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. Рабочая тетрадь. Москва «Издательство ГНОМ и Л»-20013.
- Тематические картинки, пазлы, д\и.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Презентация "Занятия по психомоторной коррекции в системе комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"
Презентация направлений работы учителя-дефектолога по психомоторной коррекции учащихся...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса
Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении...
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с учащимися с ОВЗ
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с учащимися с ОВЗ...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающего курса учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР (7.2)...