Коммуникативные игры как средство развития навыков у детей
статья
Одной важных проблем в России является обеспечение доступа к образованию детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями - когнитивными, социально-эмоциональными и множественными нарушениями развития). Обучение и воспитание детей с ТМНР представляет собой малоизученную и важную проблему специальной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_e.v._shutovoy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей с ТМНР
Одной важных проблем в России является обеспечение доступа к образованию детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями - когнитивными, социально-эмоциональными и множественными нарушениями развития). Обучение и воспитание детей с ТМНР представляет собой малоизученную и важную проблему специальной педагогики.
До недавнего времени в нашей стране такие дети считались необучаемыми. Тем не менее, право на достойную жизнь и образование гарантированы для всех детей Конституцией РФ, а также подписанными и ратифицированными РФ международными Конвенциями. Закон «Об образовании в Российской Федерации» утвердил возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам. Помимо этого, с 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. В ГКУ ЦССВ «Сколковский» обучаются и проживают дети-сироты.
Проведение игровых занятий с детьми с ТМНР, нацеленных на развитие коммуникативных навыков, является важной частью общего процесса социализации.
У каждого ребёнка с ТМНР свои особенности, поэтому необходимо составить индивидуальную программу развития, учитывающую возможности использования игр, нацеленных на активизацию коммуникация с ребёнком. Поэтому в первую очередь производится диагностика ребёнка. Оценивается его общее состояние здоровья и уровень развития коммуникативных качеств. Вслед за этим производится обсуждение специалистами разного профиля, и вырабатывается сугубо индивидуальная программа обучения и социализации ребёнка с ТМНР.
Известный советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн в своё время сказал, что коммуникация - это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникация порождается потребностями совместной деятельности. Она включает в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, т.е. восприятие и понимание другого человека.
Коммуникативные умения - это сложные умения высокого уровня. Они включают в себя три группы умений:
1. Информационно-коммуникативные;
2. Регуляционно-коммуникативные;
3. Аффективно-коммуникативные.
Существует методика Андреаса Фрелиха, основанная на необходимости установления контакта с детьми с ТМНР при помощи стимуляции любой из областей восприятия. Это так называемая концепция базальной стимуляции. Само определение «базальная» означает, что в процессе взаимодействия с детьми ТМНР, в том числе и в форме игры, используются самые простые раздражители. Андреас Фрелих доказал, что как коммуникация, так и движение и восприятие связаны между собой самым тесным образом.
Поэтому при проведении игровых коррекционных занятий с детьми с ТМНР широко используются элементы языка тела. На практике это выглядит следующим образом: различными способами изменяется положение тела, производятся различные телесные контакты и движения, активно используются запахи и вкус.
Педагогам и воспитателям нужно активно использовать различные выражения взгляда и выражение лица. При этом стимуляция осуществляется в различных областях ощущений – тактильных, кинетических, зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых.
В целом в области восприятия выделяются следующие виды стимуляции: вестибулярная, вибрационная и соматическая. Все эти виды стимуляции активно используются при развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР в процессе игровой деятельности.
В развитии, обучении и проведении обучающих игр с детьми с ТМНР й активно участвует целый коллектив учителей и воспитателей, а именно: учителя-дефектологи, социальные педагоги, логопеды, медицинские работники, воспитатели. Основной целью является формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с ТМНР.
Необходимо обратить внимание на то, что в целом коммуникация - это способность общаться со сверстниками взрослыми, понимание и возможность реагировать на поведение окружающих людей.
В норме способность осуществлять коммуникативное воздействие развивается самого рождения ребенка, и постепенно формируется в зависимости от особенностей воспитания и поведения окружающих людей. Тем не менее, дети с ТМНР также способны к осуществлению коммуникации, но у них этот процесс затруднён. Поэтому педагоги, логопеды и воспитатели должны помочь детям с ТМНР развить способности к осуществлению коммуникации при помощи игр и в повседневном общении.
В связи с тем, что дети с ТМНР отличаются сложностями в развитии коммуникативных навыков, производится ряд мероприятий, направленных на развитие их коммуникативных качеств. В первую очередь педагоги и психологи стремятся скорректировать их общую способность к осуществлению взаимодействия с окружающими людьми.
Необходимо выделить ряд принципов проведения коррекционно-развивающей деятельности в игровой форме с детьми с ТМНР:
1.Принцип системности коррекционных и развивающих и профилактические задач;
2. Принцип единства коррекции и диагностики;
3. Деятельностный принцип коррекции;
4.Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
5.Принцип комплексности методов психологического воздействия;
6.Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
7.Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала.
8.Принцип учёта эмоциональный сложности материала.
Игры широко используются для развития коммуникативных навыков при работе с детьми с ТМНР.
Игры бывают следующих видов: дидактическая, режиссёрская, сюжетно-ролевая.
Необходимо выделить ряд критериев, которые определяют степень результативности использования методов игры в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР:
1.Развитие основных коммуникативных навыков;
2.Степень овладения приемами самопрезентации с окружающими людьми;
3.Расширение и развитие глубины самопознания;
4.Развитие умения принимать конструктивные решения проблемных ситуациях в процессе общения;
5.Овладение навыками саморегуляции;
6.Сформированность представлений о возможных последствиях своего поведения и поведения окружающих людей;
7.Овладение основами этикета;
8.Формирование умения анализировать и оценивать окружающую действительность и текущую ситуацию.
В процессе игровых занятий дети и подростки с ТМНР развивают коммуникативные навыки в различных направлениях.
В целом дети с ТМНР обычно стремятся к общению, доброжелательно и активно пытаются участвовать в коммуникативных играх.
В целом общение бывает вербальным и невербальным. Поэтому очень часто дети с ТМНР активно пользуются различными средствами невербальной коммуникации, т.к. у многих из них нарушена речь, и они не могут её использовать для полноценного общения.
Тем не менее, дети с ТМНР с нарушениями речи тоже способны к взаимодействию с окружающими людьми и могут участвовать в играх, нацеленных на развитие коммуникативных навыков. Поэтому дети с ТМНР используют различные средства невербальной коммуникации. При этом дети нуждаются в различных альтернативных способах игры, основанной на том, чтобы у детей активизировалась способность общаться, просить о чём-либо, высказывать свои пожелания.
В целом альтернативные системы коммуникации могут быть трёх видов:
1.Средства выражения;
2.Вспомогательный язык;
3.Альтернативный язык.
Необходимо выделить несколько групп детей с ТМНР:
1.Группа экспрессивного языка – дети, которые способны воспринимать речь окружающих, но не могут говорить сами в силу различных нарушений. К таким детям часто относятся дети с ДЦП, которые не способны самостоятельно артикулировать звуки речи, т.к. они не могут контролировать органы речи. У таких детей в первую очередь необходимо развивать альтернативные формы коммуникации, которые помогут стать им более общительными и выражать эмоции взаимодействовать с окружающими людьми.
2.Группа вспомогательного языка. У таких детей существует необходимость в альтернативной коммуникации, но она является временным и переходным этапом в развитии речи. К этой же группе относятся дети и подростки, которые способны говорить самостоятельно, но их очень сложно понять. Поэтому таким детям в процессе игры необходимо привить навыки активного использования альтернативных способов и методов коммуникации. Например, использование жестов и различных слов. Поэтому в этом случае задача перед педагогами - научить ребёнка разбираться в ситуации и понимать, когда нужно использовать речь, а когда альтернативные способы коммуникации.
3.Группа альтернативного языка. Дети, относящиеся к этой группе, отличаются тем, что практически не способны использовать в процессе коммуникации речь. Поэтому дети в этой группе должны освоить все возможные альтернативные формы коммуникации. Обычно к этой группе относят детей с такими нарушениями, как аутизм и тяжёлые языковые и слуховые нарушения.
4.Дети с МНТР, у которых крайне ограничена самостоятельная сенсомоторная деятельность и которые полностью зависят от окружающих людей. У таких детей имеются сложные нарушения психофизического развития, поэтому они нуждаются в различных способах коммуникации, основанных на взаимодействии с телом. Для таких детей важны игровые занятия с использованием голоса, его мелодики, тембра. Такие дети также способные развить свои коммуникативные навыки, но для этого требуются значительные усилия со стороны педагогов и воспитателей. Обычно у таких детей затруднён контакт с помощью речи и письма, но альтернативные способы коммуникации они вполне способны использовать.
Дети 10 – 18 лет с ТМНР в ГКУ ЦССВ «Сколковский» проходят процесс социальной адаптации и обучаются коммуникативным навыкам.
При использовании игр и игровых занятий для детей с ТМНР широко используются специальные программы, разработанные на базе ГКУ ЦССВ «Сколковский». Также используется изучение научной литературы и публикаций в Интернете. Важен обмен опытом с коллегами.
Принципиальное значение имеет этап отбора материала и средств для работы с детьми. Важно грамотное и своевременное составление календарно-тематического плана развития каждого ребенка. Индивидуально-игровые занятия с детьми с ТМНР, направленные на формирование коммуникативных навыков, производятся как в процессе специально организованных занятий, так и в течение повседневной жизни в зависимости от поведения и настроения ребёнка.
Поэтому активно используется не только игры, но и всевозможные предметы - игрушки продукты питания, а также действия при организации специальных занятий. Основными направлениями являются установление эмоционального зрительного контакта, формирование двигательных умений и установление положительного взаимодействия. Также широко используются способы и методы, поддерживающие коммуникацию – звуки, взгляды, жесты, мимика, изображения, символы, предметы. Всё это позволяет установить контакт с ребёнком и развивает его способности к коммуникации.
Ведется наблюдение за внешними проявлениями - реакциями детей на игровую деятельность. Отмечается учащение пульса и дыхания, изменения цвета кожи (например, покраснение, или же бледность), возможные движение конечностей.
Рассмотрим несколько примеров из практики.
Оля Л 11 лет, с ТМНР, нарушена мелкая моторика, отсутствует хват пальцев рук, невербальные сигналы не понимал, на зрительные и слуховые сигналы реагировал слабо, отличался эмоциональной нестабильностью, проявлял склонность к агрессии. В процессе базальной стимуляции и для развития коммуникативных навыков использовалась песочная терапия. Ребёнку очень понравились игры с песком, с мелкими предметами. Так же в процессе игры использовалась зеркало и музыкальная терапия. Использовалась стимуляция коммуникации с помощью эмоциональных вокализаций. Ребёнок начал вступать в вокализированный (звуковой) диалог. В результате у ребёнка улучшилась мелкая моторика, эмоциональное состояние стабилизировалось, начала развиваться речь.
Елена З., 14 лет. У ребёнка слепота, астеничность, микроцефалия, гипертрофия нижних конечностей, агрессия и аутоагрессия. В связи со слепотой ребёнка основной акцент был сделан на формирование пространственной ориентировки и развитие тактильных и слуховых ощущений. В результате коррекционно-развивающих игровых занятий активизировалось слуховое восприятие, улучшились пространственные представления. Использовались пальчиковые игры, игры с предметами (перекладывание из коробки в коробку, разборка и сборка пирамиды), использовалось музыкальное сопровождение.
У ребёнка стабилизировалось эмоциональное состояние, она начала хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, свободнее двигаться. Развилось сенсорное восприятие, ребенок начал активно использовать тактильные способы обследования предметов. Улучшились коммуникативные навыки, ребёнок начал активно пользоваться словами обиходно-разговорного характера и демонстрирует социальные умения (здоровается, прощается, благодарит). Таким образом, в процессе игровых занятий начался прогресс в развитии ребёнка и его коммуникативных умений.
Таким образом, принципиальное значение имеет этап отбора материала и средств для работы с детьми. Важно грамотное и своевременное составление календарно-тематического плана развития каждого ребенка. Индивидуально-игровые занятия с детьми с ТМНР, направленные на формирование коммуникативных навыков, производятся как в процессе специально организованных занятий, так и в течение повседневной жизни в зависимости от поведения и настроения ребёнка.
Список использованных источников
1.Герасимова, В. В. Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / В. В. Герасимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14444/ (дата обращения: 10.11.2020).
2.Исмаилова, И.С. Особенности становления личности детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в условиях опеки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 26–30.
3.Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма. Сообщение 2. // Дефектология. - 2017.- №1.-С.9-23.
4.Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2015.-С.10-17.
5.Шалаурова Е.В., Соловьев А.Г., Бочарова Е.А. Познавательная деятельность в процессе реабилитации детей с множественной психомоторной патологией развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2015. №3. С. 87-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
КОНСТРУКТОРСКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В методическом пособии представлен обобщённый опыт педагогов дополнительного образования по развитию научно-технических способностей учащихся посредством конструкторско-коммуникативных игр. Все предст...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...