Конспект урока на тему "Изменение глаголов по временам".
план-конспект урока (8 класс)
Конспект урока русского языка для обучающихся по программе VIII вида (1 вариант).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка. 8 класс, VIII вид.
Тема: Изменение глаголов по временам.
Цели:- формировать представления о том, что глаголы употребляются в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем;
- закреплять знания о глаголе как части речи, грамматических признаках глагола, тренировать умение употреблять глаголы во времени, соответствующем контексту.
Учебник. Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение».
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы (3 уровня сложности), схема-модель «Грамматические признаки глагола».
Ход урока
№ | Этап урока, приёмы работы над произведением | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Организационный момент Повторение ранее изученного Подготовка к изучению нового материала Работа над новым материалом Динамическая пауза Закрепление Активизация нового материала Словарная работа, уточнение словаря Самостоятельная работа Обобщение Домашнее задание Итоги урока, рефлексия | (Слайд 1. Фрагмент х/ф «Сказка о потерянном времени») - Назовите фильм – сказку. Что теряли герои сказки? - Как были наказаны дети, теряющие время понапрасну? - Мы, в отличие от героев сказки, сегодня на уроке будем находить время. Но прежде повторим всё, что знаем о глаголе (1 – 2 пункты). -Повторим то, что мы знаем о глаголе (На доске алгоритм ответа) Глагол – это … 1.Обозначает … 2.Отвечает на вопросы: ...? и ...? 3.Изменяется по .…, .…., … и временам: ………время; .…..….время; ………. время. - Прочитайте слова кукушки, которые являются главной мыслью произведения. Слайд 2. («Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».) - Назовите глаголы в предложении. - Определите грамматические признаки глаголов (число, род, лицо). -Послушайте отрывок из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», по мотивам которой был снят фильм. Слайд 3. (Фрагмент к/ф (монолог старика)). «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?» - Кому принадлежат эти слова? - Почему Петя Зубов превратился в старика? - Задайте вопросы к выделенным глаголам. Одинаковы ли они? - Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что делал? - Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что делаю? - Назовите глагол, который отвечает на вопрос: что будет делать? что сделает? (Распределение карточек со словами соответственно вопросам) - Оказывается, у глаголов можно определить время. - Как вы думаете, могут ли глаголы терять своё время и получать новое? Учился – учусь – буду учиться. Работал – работаю – буду работать. Играл – играю – буду играть. Вывод: один и тот же глагол можно употребить в разных временах. Игра «Времена глаголов». - Я называю глаголы. Если это глагол в прош. вр. – ставите руки на пояс, если в наст. вр. – поднимаете вверх, а в буд. вр. – вытягиваете вперёд. - Прочитайте пословицы. Пословицы.
- Определите время глаголов в пословицах самостоятельно, опираясь на схему. Проверка. - Каким ребятам обычно не хватает времени ни на что: ни на выполнение домашних заданий, ни на уборку своей комнаты… - Оказывается, режим – от фр. «управлять». - Чем надо научиться управлять, чтобы успеть выполнить много дел в течение дня? - Чтобы управлять временем, надо всего лишь научиться выполнять режим дня (чередование труда и отдыха в определённом порядке). - Опираясь на схему «Времена глаголов», составьте свой режим дня. Для этого глаголы в неопределённой форме употребите в том времени, которое указано в индивидуальной карте. Проверка.
-Повторим всё, что мы знаем о глаголе (На доске алгоритм ответа) Глагол – это … 1.Обозначает … 2.Отвечает на вопросы: ...? и ...? 3.Изменяется по .…, .…., … и временам: ………время; .…..….время; ………. время. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое режим и для чего надо соблюдать режим дня? Стр. 144 упр.191. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какими трудностями столкнулись? Поставьте себе отметку за урок. | Ответы детей Ответ с опорой на алгоритм Чтение пословицы со слайда Теряет – ед.ч., 3 – лицо. Род не определить. Параллельное чтение с индивидуальной карты. Пете Зубову. Понапрасну терял время. учился работаю закончится Не ждёт – наст. вр. Потерял – прошедш. вр. Потеряешь – буд. вр. Тем, которые не соблюдают режим. Временем. Упражнение в употреблении глаголов в форме заданного времени. |
Приложение
Индивидуальная карта. I вариант. ……………………………………………….
Тема: Изменение глаголов по временам.
I. Глагол – это ………………………………………………………………….
Обозначает …………………………………………..……………………………..
Отвечает на вопросы: ……………………..……..? …………...…….…………..?
Изменяется по ………………………, ………………………., ………………….
и временам: -……………………………….. время;
……………………………….время;
………………………………. время.
- «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
- Пословицы.
- Потерял минуту – потеряешь и час.
- Время не ждёт.
- Делу – время, а потехе – час.
- Режим дня. Употреби глаголы в форме будущего времени (Что буду делать?Что сделаю?)
7.00– подъём:
(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...………….. зарядку,
(убирать)………………………… постель, (чистить) .…………………… зубы.
7.30-7.50-(завтракать)……………………………………………………………..
9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………………..… в школе.
16.00- 17.00 – (гулять) ………………………….………...….на свежем воздухе.
17.30-19.30 – (выполнять) ……………………………..……домашние задания.
22.00- (ложиться)…………………………………….спать.
Индивидуальная карта. II вариант. ………………………………………………
Тема: Изменение глаголов по временам.
1. Глагол – это ……………………………………………………….
Обозначает ………………………………..……………………………..
Отвечает на вопросы: …………………..…..? ………...…….…………..?
Изменяется по ………………………, ………………………., ………………….
и временам: -……………………………….. время;
……………………………….время;
………………………………. время.
2. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
3.Пословицы.
- Потерял минуту – потеряешь и час.
- Время не ждёт.
3. Делу – время, а потехе – час.
4.Режим дня. Употреби глаголы в форме прошедшего времени (Что делал?Что сделал?)
7.00 – подъём:
(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...…………..
зарядку, (убирать)………………………… постель, (чистить)
.…………………… зубы.
7.30-7.50 - (завтракать)…………………………………………………..
9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………… в школе.
16.00- 17.00- (гулять) …………………………....….на свежем воздухе.
17.30-19.30-(выполнять) ……………………..……домашние задания.
22.00- (ложиться)…………………………………….спать.
Индивидуальная карта. III вариант. ……………………………………….
Тема: Изменение глаголов по временам.
I. Глагол – это часть…………………………
Обозначает …………………..…………….……предмета.
Отвечает на вопросы: ……………………..……..? …………...…….…………..?
Изменяется по ………………………, ………………………., ………………….
и временам: ……………………………….. время;
……………………………….время;
………………………………. время.
II. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
- Пословицы.
- Потерял минуту – потеряешь и час.
- Время не ждёт.
- Делу – время, а потехе – час.
- Режим дня. Употреби глаголы в форме настоящего времени (Что делаю?)
7.00 – подъём:
(просыпаться)…………………….…., (делать)…………...…………..
зарядку, (убирать)………………………… постель, (чистить)
.…………………… зубы.
7.30-7.50 - (завтракать)…………………………………………………..
9.00- 15.00 - (заниматься)……………………………………… в школе.
16.00- 17.00 - (гулять) …………………………....….на свежем воздухе.
17.30-19.30-(выполнять) ……………………..……домашние задания.
22.00- (ложиться)…………………………………….спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока рус.яз Глагол
Конспект урока русского языка во 2-а классев рамках Федерального государственного образовательного стандартаУМК «Система Л.В.Занкова»учителя началь...
Конспект урока. "Определение спряжения глаголов с ударной приставкой –вы."
Цели данного урока:- найти способ определения спряжения глаголов с ударной приставкой вы-;- развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА " Расчёт пути, скорости и времени "
Цель урока: выявление взаимосвязи между кинематическими величинами: скорость, время, путь...
Конспект урока "Повелительная форма глагола" 9 класс
Способствует формированию представления о повелительной форме глагола.Формирует умение образовывать глаголы повелительной формы, распознавать их среди других глаголовСпособствует обучению школьников у...
Конспект урока по теме;"Глаголы"
Конспект...
Конспект урока "Прошедшее время глагола"
Конспект урока в 5 классе...
Конспект урока по теме "Глаголы must& have to"
Данный урок является первым уроком из серии уроков по УМК М.З. Биболетовой по изучению модальных глаголов. Как правило вводные уроки, да еще и по грамматике, не нравятся детям. Но для того, чтобы моим...