Эссе "Моя педагогическая философия".
статья

Моя миссия, как педагога, заключается в том, чтобы мои знания, жизненный опыт, мировоззрение помогли, если не пытаться бороться с природой, то помочь детям перешагнуть барьер трудностей, который мешает их полноценной жизни, вместе заглянуть за пределы познаний, а родителям поверить в себя, а также пусть в ограниченные, но возможности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Несколько лет назад, во время одной из проверок качества педагогической работы, меня спросили: «А каково Вам, молодой энергичной творческой женщине, работать «в песок»»? Мой ответ был тогда достаточно банален с одной стороны и, как я поняла спустя годы, с другой - очень точный: «Это моя работа, и я стараюсь выполнять её не просто добросовестно, а каждый день, отдавая этой работе и этим детям частицу своей души, своего творчества, своей энергии - частицу самой себя».

Да и можно ли назвать то, чем я занимаюсь в школе, работой в обычном понимании этого слова?

Так бывает, что какая-то мимолётная встреча с человеком, беседа или даже брошенная фраза нет – нет, да и всплывёт в памяти. И каждый раз оценивается по-новому сквозь призму жизненного опыта. В природе вода, просочившись сквозь тот самый песок, в конечном итоге всё-таки находит своё русло, даёт пищу живому, рождает оазис в пустыне. Вот так и мой, со стороны, казалось бы, сизифов труд всё же не пропадает даром, а медленно, но верно совершает порой неуловимые метаморфозы, которые в конечном итоге воссоединяются и создают основу, помогающую необычным детям полноценно жить среди обычных людей.

На протяжении веков к людям с интеллектуальной недостаточностью относились очень по-разному: изгоняли, истребляли или же, наоборот, называя юродивыми, возводили в ранг святых, избавляли от труда, содержа на средства филантропов. Это обосновано тем, что каждому времени характерна своя система ценностей, своя философия. Я убеждена в том, что если современное общество претендует называть себя гуманным, то и уважение к человеческой личности должно иметь место. А уважать человека – это не только дать ему равные с другими права и возможности, но и научить его пользоваться ими.

Доступнее, легче всего уважать успешного, красивого, состоявшегося или перспективного человека. И каждому взрослому хотелось бы, чтобы его ребёнок стал, если не гением, то уж абсолютно точно кем-то вроде того. Но как же быть с теми, кто не подходит под эти критерии? Ответ очевиден: хоть это и очень не просто, но, во-первых, стараться принять ребёнка именно таким, каким его создала природа, а во-вторых, верить в то, что три слова, которые отличаются лишь эмоциональной окраской - терпение, терпимость и терпеливость со временем всё-таки помогут если не стереть, то  преодолеть барьеры, препятствующие тому самому уважению.

Ребёнку с проблемами в развитии в условиях школы без опоры, в одиночку было бы очень трудно, я бы сказала, даже невозможно самому пройти путь - от первоклассника до выпускника. Такой ребёнок отличается от других тем, что его успехи и достижения иногда так малы, что их трудно, а непосвященному человеку и невозможно, заметить сразу.

В моих силах почувствовать такой маленький шажок вперёд, распознать его, вовремя подстроиться, опереться на это крошечное, но все-таки достижение. И, в отличие от педагога массовой школы, не только дать ребенку конечную цель, поставить перед ним задачу, а вести его за руку, подбадривая, помогая, даже если путь этот будет долгим, непростым, а шаги очень медленны и малы.

В коррекционной школе важен не столько объем и сложность программного материала, сколько воспитательный аспект. Научить ребёнка быть среди людей, принимать и выполнять правила поведения и морали, установленные обществом, научить трудиться, преодолевать трудности– вот мои первостепенные педагогические задачи.

Понятия «самовоспитание» в коррекционной педагогике не существует, поэтому решающая роль - за мной, учителем. Здесь важно всё: внешний вид, собственный пример, способность увлечь, убедить, внушить. И просто не обойтись без доходчивых слов, доступных для понимания ребенка примеров.

Мир моих подопечных конкретен. И, если нарисовать портрет человека со слов такого ребёнка, мы увидим перед собой образ улыбающегося, агрессивного либо совершенно лишённого эмоций человека на ничего не значащем фоне. Причина ясна. Настроение, эмоции, чувства, способность оценки человеческих поступков у таких детей полярны: есть белое и чёрное, хорошее и плохое, доброе и злое… И никаких оттенков и полутонов. Эти дети с трудом устанавливают причинно – следственные связи, им не свойственен анализ, представления об окружающем и словарный запас крайне ограничены.

Поэтому в моих руках великая ответственность - учить детей понимать мир и объяснять его, показать, что он велик и многогранен. Рассказать о том, что кроме чёрной и белой, оказывается, существует целая палитра цветных красок, которые можно смешивать между собой, получая различные оттенки. Сообщить о том, что люди бывают не просто добрыми и злыми, а их эмоции, поведение, поступки зависят от определённых обстоятельств. Я могу раскрыть границы представлений и убеждений, сообщив, что столица нашей Родины вовсе не Колпино, а до Луны не долететь на самолёте. И во всём этом неоценимую роль, конечно, играют литературные произведения, с которыми мы вместе знакомимся на уроках чтения.

И здесь надо отметить, что это знакомство происходит не только посредством прочтения и анализа, а с обязательной опорой на жизненный опыт детей. Важно, чтобы каждому из них было близко и понятно то, о чём идёт речь. Прежде всего, потому, что каждое произведение – это подготовка к будущей жизни. Это своего рода математический алгоритм: если ты поступишь в определённой ситуации именно так, то тебя ожидает следующее…

Конечно, не в школе, а именно в семье закладываются основы воспитания. Но родители учеников специальной (коррекционной) школы – особая категория. Одни из них – наши же выпускники, которым тоже нужна помощь и совет, другие никак не могут принять факт необычности их ребёнка, третьи не уделяют должного внимания воспитанию детей, а кто - то, напротив, боится дать ребёнку шанс стать самостоятельнее.

И если верить в то, что в мире всё подчинено законам добра и зла, причины и следствия, то от родителей, государства, вселенной мною получен кредит доверия, кредит который я должна вернуть, преумножив его. Моя миссия, как педагога, заключается в том, чтобы мои знания, жизненный опыт, мировоззрение помогли, если не пытаться бороться с природой, то помочь детям перешагнуть барьер трудностей, который мешает их полноценной жизни, вместе заглянуть за пределы познаний, а родителям поверить в себя, а также пусть в ограниченные, но возможности ребёнка.

Каждый понимает счастье по-своему. Для меня – это, прежде всего, возврат того самого кредита, приумноженного уважением к детям и их родителям, совместным трудом над исправлением трудностей. И, может быть, это звучит и не скромно, но я – счастливый человек, ведь у меня есть всё: семья, работа, которая приносит удовольствие, но самое главное – возможность приносить пользу.

Ирина Зверева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...