Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».
материал
Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не только способствуют совершенствованию общих коммуникативных умений, но и позволяют ребёнку лучше усваивать учебный материал, а значит быть успешным. К докладу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.83 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_1.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся
на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».
Учитель русского языка Зверева Ирина Алексеевна
2020-2021 учебный год
Слайд 1. Меня зовут Зверева Ирина Алексеевна, я работаю учителем русского языка с детьми, имеющими лёгкую степень умственной отсталости.
Надеюсь, что мой педагогический опыт поможет вам, уважаемые коллеги, по-другому взглянуть на проблему неуспешности в обучении школьников.
Слайд 2. Вероятно, всем вам знакомы эти позы, которые сопровождаются словами: «Не хочу ничего делать», «Скучно», а также в каждом классе найдётся ученик, который «сам ничего не делает и другим не даёт».
На этих фото классические образы неуспешных учеников. Это дети, которые по разным причинам плохо усваивают учебный материал. Со временем у них пропадает вера в свои силы. И скрывают проблемы трудностей эти дети за непослушанием. Проще сказать «я не хочу», чем «я не могу».
Слайд 3. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фрагмента к/ф «Звёздочки на земле», где главный герой – мальчик, имеющий диагноз дислексия.
Слайд 4. Обратите ваше внимание на фото. Это Соломоновы острова - государство в юго-западной части Тихого океана. Когда аборигены хотят расчистить себе территорию от деревьев, они не вырубают их, а собираются всем племенем и начинают ругать их. Через какое-то время деревья погибают сами.
Деревья погибают от злобы, а мы, коллеги, имеем дело с человеческими душами. Вспомните слова героини «Иронии судьбы…»:
«Ошибки учителей менее заметны, но в итоге не менее значимы, чем ошибки врачей».
Причин, ведущих к неуспеваемости, может быть много: низкая мотивация и познавательная способность, низкие интеллектуальные возможности и т.д.
Эти дети выделяются из общей массы, за ними закрепляется амплуа неудачников.
Слайд 5. А, между тем, среди детей-неудачников были такие дарования как: Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Агата Кристи.
Эти люди смотрели на мир иначе, но, между тем, со временем смогли изменить курс истории.
Мои подопечные – это дети, в характеристиках которых значится: низкая познавательная способность и учебная мотивация, низкий уровень памяти, внимания, узкий кругозор, несформированность речи…
Вместе с тем эти дети в скором будущем займут место рядом с нами. Поэтому моя основная задача – подготовить их к жизни: не только научить вести диалог, составлять деловые бумаги, выполнять законы общества, но и корректировать трудности.
На сегодняшний день существует огромное множество педагогических технологий, а современный урок – это их совокупность.
Слайд 6. Опыт моей работы будет полезен, ведь в каждом классе имеются ученики, которым трудно усваивать учебный материал. На помощь придёт технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, личностно-ориентированного подхода).
Прежде всего, необходимо провести психолого-педагогическую диагностику, которая позволит определить, какие именно проблемы лежат в основе трудностей.
Проблема, которая встречается очень часто, не только среди учеников коррекционной школы, – это низкий уровень сформированности коммуникативных умений.
Слайд 7. (Коммуникативные умения)
Слайд 8. Особенные трудности дети испытывают при составлении рассказа по картине.
Слайд 9. С целью преодоления коммуникативных трудностей со своими подопечными я использую Методику работы по закрытой картинке, которая была разработана Л.М. Быковой для школы глухих детей.
Слайд 10.
В процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы об её содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать рисунки с картинкой, строить связный рассказ.
В работе по закрытой картинке выделяется 4 этапа.
1. Беседа по выяснению содержания закрытой картинки.
2. Запись и зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал.
3. Анализ рисунков детей и сравнение их с открытой картинкой.
4. Устное или письменное описание картинки. Проводится с целью развития связной речи учащихся.
Слайд 11. Количество деталей зависит от особенностей аудитории.
Слайд 12. Тематика вопросов имеет следующую последовательность: Когда? Где? Кто и что делает?
Это вопросы опорные, а дети должны задавать уточняющие:
1. В какое время года? Утром, днём или вечером?
2. Где? На улице, в доме, в лесу? Что в комнате?
3. Кто? Это человек или животное? Чем он занят?
Давайте попробуем написать с вами рассказ по закрытой картинке.
Слайд 13. Картинка открыта.
Сравните свои представления и записи с картинкой. Что вы поняли не так?
Слайд 14-15. Со временем можно использовать картины с множеством деталей.
Слайд 16. Применять эту методику можно на всех предметах гуманитарного цикла. Тематика картинки, этап урока, на котором её используют, зависит от задач урока и особенностей класса.
Наблюдения показали, что определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не только способствуют совершенствованию общих коммуникативных умений, но и позволяют ребёнку лучше усваивать учебный материал, а значит быть успешным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фрагмент х/ф «Звёздочки на земле»
Дети - неудачники
Имеются трудности в усвоении учебного материала? Технология компенсирующего обучения ( педагогическая коррекция, поддержка, выравнивание, личностно-ориентированный подход)
Коммуникативные умения: умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения; умение оформить свои мысли в письменный текст; умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; - умение самостоятельно изучать литературу (читать с пониманием).
Составление рассказа по открытой картине
Составление рассказа по закрытой картинке Мотивация узнать содержание картинки. Внимание к деталям. Составление вопросов и запись мыслей в определённой последовательности.
Этапы работы 1. Беседа по выяснению содержания закрытой картинки. 2. Запись ответов и зарисовка содержания закрытой картинки. 3. Анализ рисунков детей и сравнение их с открытой картинкой. 4. Устное или письменное описание картинки. Проводится с целью развития связной речи учащихся.
Количество деталей на картинке зависит от возраста и интеллектуальных возможностей обучающихся.
Последовательность вопросов Когда происходит действие? Где происходит действие? Кто на картинке и что делает?
справа При работе с многоплановой картинкой в помощь детям на доске может быть дана такая схема: посередине слева III план II план I план
I план II план III план слева посередине справа В.М. Васнецов. Алёнушка.
Сфера применения методики Русский язык, литература, география, история, естествознание, геометрия …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения
Опыт работы Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...
Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения
Опыт работы Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...
Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...
Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г. учитель иностранного языкаШевченко С.А. учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...
Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла
Различные подходы в обучении истории и обществознания....
Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...