2020-2021 учебный год. 6 Б класс. Занятие №2
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
6 «Б» классе 2 занятие
Тема: «Развитие устойчивости и концентрации внимания (Упр. «Найди отличия», «Исключение лишнего»).
Цель: познакомить учеников со свойствами внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение) и основными способами тренировки внимания.
Задачи:
1)рассмотреть свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение);
2) показать основные способы тренировки памяти.
3)воспитывать культуру поведения на занятии (дисциплинированности, собранности, усердия в работе).
I. Организационный момент.
-Здравствуйте! Садитесь!
II. Постановка цели.
- Сегодня вы познакомитесь с такими свойствами внимания, как распределение, устойчивость, концентрация и переключение, а также со способами тренировки внимания.
III. Объяснение нового материала.
- Прежде, чем перейти к новому материалу, давайте вспомним: что такое внимание? Какие вы знаете виды внимания? Что такое произвольное внимание? Как его еще называют? А непроизвольное внимание? Как по-другому его называют? Дайте определение послепроизвольному вниманию. Назовите основные свойства внимания. Что такое объем внимания? А избирательность?
- Очень часто в нашей жизни мы используем такое свойство внимания как распределение. Оно проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Каждому из вас приходилось одновременно слушать и писать под диктовку, во время просмотра телевизора качать пресс, убирать в комнате, слушая музыку и пританцовывая. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая с приятелем, налил чай не в чашку, а в сахарницу. Это говорит о том, что ваше распределение внимания нуждается в тренировке, так как вы не можете делать оба дела одинаково хорошо. В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске. Однако, долгое время эффективно распределять свое внимание между несколькими делами затруднительно. Попробуйте, сидя в комнате, одновременно читать книгу и слушать тиканье часов. Через некоторое время вы «поймаете себя» на том, что станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись книгой, перестанете слышать тиканье. Если бы ваша черепная крышка была прозрачной, то можно было бы во время этого опыта наблюдать, как очаг возбуждения, обеспечивающий внимание, переходит то в центры, определяющие чтение книги, то — слушание часов. Происходит колебание устойчивости внимания — способности человека длительно удерживать внимание на чем-либо, сопротивляясь утомлению и отвлечению. Такие колебания внимания (флюктуации) свойственны всем людям без исключения, но в разной степени. Они могут быть длительными или временными, в зависимости от того, насколько быстро может человек «собраться» — волевым усилием вновь сконцентрироваться на деле, которым занимается. При некоторых болезнях человек никакими усилиями не может сконцентрироваться на чем-либо. В целом же, флюктуации — естественное свойство деятельности мозга человека, подобно тому, как мышце свойственно уставать.
- Выполним задание. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один и вас пусть попробует в течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание, смотреть на какое-либо из двойственных изображений, которые я вам раздам (см. приложение 3). Попытайтесь видеть только одну из этих фигур. Начали!
- Выполнили?
- Теперь поднимите руки те, кто видел только одну фигуру?
- Хорошо?
- Поднимите руки те, кто видел то одну, то другую фигуру.
- Хорошо.
- Таким образом, видеть только одну фигуру не удастся. Причина – непроизвольные колебание внимания.
- Сделаем теперь так, вы продолжаете смотреть на изображения и каждый раз, когда у вас будет «проскакивать» в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем, попросив напарника следить по секундной стрелке и записывать, на какой секунде вы стучите. Так вы сможете получить замеры колебаний вашего внимания. Затем помогите вашему напарнику сделать то же самое.
- Выполнили? Хорошо!
- Теперь, давайте сравним длительность периодов колебаний вашего внимания. У всех ли они одинаковы?
- Следующее свойство внимания – концентрация. Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.
Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.
- Итак, попробуем исследовать устойчивость, концентрацию и переключение внимания каждого из вас. Я попрошу выйти ко мне любого желающего. Этот ученик будет моим ассистентом. Все остальные ученики кладут пере собой текст, который они принесли. Слушайте внимательно инструкцию. Просматривая слева направо каждую строку, вы должны зачеркивать букву «к» горизонтальной чертой, а букву «е» - обводить кружком. Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» вы должны будете проставлять вертикальную черту за буквой, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так до тех пор, пока я не скажу «Закончили!». (Задание выполняется в течение 5 минут. Слово «Черта!» произносится каждые 30 секунд. На 2-й и 4-й минутах, без предупреждения испытуемых, вводятся помехи: ассистент в течение 15 секунд громко называет вслух какие-либо буквы алфавита).
- Время вышло. Теперь обменяйтесь бланками со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Ошибки отмечайте на полях: пропущенную букву – черточкой, неправильно зачеркнутую – галочкой. Подсчитайте количество ошибок в каждом временном промежутке (между вертикальными чертами).
- Возьмите свои листочки. Проследите индивидуальную устойчивость внимания в течение всего задания, сравнив количество ошибок в начале и в конце. Сравните количество ошибок при выполнении задания с помехами и без помех: существенные различия говорят о слабой концентрации внимания, легкой отвлекаемости. Обратите внимание на общее количество галочек и черточек (ошибок): если больше галочек – у вас трудности с переключением внимания, больше черточек – с устойчивостью внимания.
-Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение лишнего»).
IV.Итог
- Сегодня вы познакомились с такими свойствами внимания, как распределение, устойчивость, концентрация и переключение, а также узнали способы тренировки внимания.
Дефектолог. Коррекционное занятие в 4 «Б» классе 14.11. 2018г.
Тема: «Совершенствование развития умения распределять внимание».
Цель: познакомить учеников со свойствами внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение) и основными способами тренировки внимания.
Задачи:
1)рассмотреть свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение);
2) показать основные способы тренировки памяти.
3)воспитывать культуру поведения на занятии (дисциплинированности, собранности, усердия в работе).
I. Организационный момент.
-Здравствуйте! Садитесь!
II. Постановка цели.
- Сегодня вы познакомитесь с такими свойствами внимания, как распределение, устойчивость, концентрация и переключение, а также со способами тренировки внимания.
III. Объяснение нового материала.
- Прежде, чем перейти к новому материалу, давайте вспомним: что такое внимание? Какие вы знаете виды внимания? Что такое произвольное внимание? Как его еще называют? А непроизвольное внимание? Как по-другому его называют? Дайте определение послепроизвольному вниманию. Назовите основные свойства внимания. Что такое объем внимания? А избирательность?
- Очень часто в нашей жизни мы используем такое свойство внимания как распределение. Оно проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Каждому из вас приходилось одновременно слушать и писать под диктовку, во время просмотра телевизора качать пресс, убирать в комнате, слушая музыку и пританцовывая. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая с приятелем, налил чай не в чашку, а в сахарницу. Это говорит о том, что ваше распределение внимания нуждается в тренировке, так как вы не можете делать оба дела одинаково хорошо. В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске. Однако, долгое время эффективно распределять свое внимание между несколькими делами затруднительно. Попробуйте, сидя в комнате, одновременно читать книгу и слушать тиканье часов. Через некоторое время вы «поймаете себя» на том, что станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись книгой, перестанете слышать тиканье. Если бы ваша черепная крышка была прозрачной, то можно было бы во время этого опыта наблюдать, как очаг возбуждения, обеспечивающий внимание, переходит то в центры, определяющие чтение книги, то — слушание часов. Происходит колебание устойчивости внимания — способности человека длительно удерживать внимание на чем-либо, сопротивляясь утомлению и отвлечению. Такие колебания внимания (флюктуации) свойственны всем людям без исключения, но в разной степени. Они могут быть длительными или временными, в зависимости от того, насколько быстро может человек «собраться» — волевым усилием вновь сконцентрироваться на деле, которым занимается. При некоторых болезнях человек никакими усилиями не может сконцентрироваться на чем-либо. В целом же, флюктуации — естественное свойство деятельности мозга человека, подобно тому, как мышце свойственно уставать.
- Выполним задание. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один и вас пусть попробует в течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание, смотреть на какое-либо из двойственных изображений, которые я вам раздам (см. приложение 3). Попытайтесь видеть только одну из этих фигур. Начали!
- Выполнили?
- Теперь поднимите руки те, кто видел только одну фигуру?
- Хорошо?
- Поднимите руки те, кто видел то одну, то другую фигуру.
- Хорошо.
- Таким образом, видеть только одну фигуру не удастся. Причина – непроизвольные колебание внимания.
- Сделаем теперь так, вы продолжаете смотреть на изображения и каждый раз, когда у вас будет «проскакивать» в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем, попросив напарника следить по секундной стрелке и записывать, на какой секунде вы стучите. Так вы сможете получить замеры колебаний вашего внимания. Затем помогите вашему напарнику сделать то же самое.
- Выполнили? Хорошо!
- Теперь, давайте сравним длительность периодов колебаний вашего внимания. У всех ли они одинаковы?
- Следующее свойство внимания – концентрация. Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.
Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.
- Итак, попробуем исследовать устойчивость, концентрацию и переключение внимания каждого из вас. Я попрошу выйти ко мне любого желающего. Этот ученик будет моим ассистентом. Все остальные ученики кладут пере собой текст, который они принесли. Слушайте внимательно инструкцию. Просматривая слева направо каждую строку, вы должны зачеркивать букву «к» горизонтальной чертой, а букву «е» - обводить кружком. Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» вы должны будете проставлять вертикальную черту за буквой, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так до тех пор, пока я не скажу «Закончили!». (Задание выполняется в течение 5 минут. Слово «Черта!» произносится каждые 30 секунд. На 2-й и 4-й минутах, без предупреждения испытуемых, вводятся помехи: ассистент в течение 15 секунд громко называет вслух какие-либо буквы алфавита).
- Время вышло. Теперь обменяйтесь бланками со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Ошибки отмечайте на полях: пропущенную букву – черточкой, неправильно зачеркнутую – галочкой. Подсчитайте количество ошибок в каждом временном промежутке (между вертикальными чертами).
- Возьмите свои листочки. Проследите индивидуальную устойчивость внимания в течение всего задания, сравнив количество ошибок в начале и в конце. Сравните количество ошибок при выполнении задания с помехами и без помех: существенные различия говорят о слабой концентрации внимания, легкой отвлекаемости. Обратите внимание на общее количество галочек и черточек (ошибок): если больше галочек – у вас трудности с переключением внимания, больше черточек – с устойчивостью внимания.
- Для тренировки внимания используют те же задания, что и для его диагностики. Их можно усложнять: вместо двух букв вычеркивать три и больше, вычеркивать на скорость, зачеркивать по разному. Есть множество картинок в журналах, в которых предлагается найти отличия. Хорошая игра «Муха»: каждый из партнеров мысленно воображает квадрат 3 на 3 клетки, в средней клетке помещается «муха», ее по очереди передвигают из клетки в клетку, стараясь не выйти за границы квадрата. Можно усложнить эту игру, играя в квадрате 4 на 4, 5 на 5.
IV.Итог
- Сегодня вы познакомились с такими свойствами внимания, как распределение, устойчивость, концентрация и переключение, а также узнали способы тренировки внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 2 класс
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 2 класс...
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 3 класс
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 3 класс...
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 4 класс
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 по английскому языку 4 класс...
2020-2021 учебный год. 2 класс. Занятия №1,2
Осень на пороге...
анализ результата письменной части тренировочной работы №1 СтатГрад ОГЭ 2020-2021 по английскому языку 9 класс по разделам. 11 ноября 2020
Проведение анализа работы , выводы , рекомендации...
Отчёт за 2020-2021 уч.год 9 "Г" класс
Отчёт скачан из Школьного Портала....