Рабочая учебная программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 7 ГУО класс
рабочая программа (7 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В учебном плане предмет  «Социально – бытовая ориентировка» относится к образовательной области «Коррекционная подготовка». Наблюдения и опыт изучения бытовой  и социальной адаптации имбецилов показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

     С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила.  Безусловно, обучение  элементарной   грамоте и счёту, имбецил  может более успешно адаптироваться в общественной жизни,  между тем, бесспорно и другое – одного обучения  грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет недостаточным, если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе.    Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми. 

       Цель: формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению  своего существования,  которая осуществляется в ходе обучения самообслуживанию, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.

       Задачи:

- учить  сообщать о своих потребностях;

- учить  соблюдать гигиенические нормы;

- учить содержать в чистоте окружающее пространство;

- развивать  умение  планировать свою работу;

- осознавать  логическую  последовательности определенных действий;

- формировать  речь  обучающихся, расширять  словарный запас  слов;

- формировать  простейшие  счётно – измерительные  навыки;

-  прививать  навыки  самостоятельности.

Место предшествующей примерной рабочей учебной программы, по сравнению с примерной программой отсутствует.

     Для выявления  уровня  развития  учебных навыков  по  хозяйственно – бытовому   труду  и привитию навыков самообслуживания обучающихся,  в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:

1 балл – в школу приводят родители. В школе не ориентируется. За партой сидеть не может. Столовую, туалет, библиотеку, спортзал посещает в сопровождении взрослого. На улице самостоятельно не гуляет. Может вести себя неадекватно в общественных местах.

2 балла – адаптирован в классе. Ориентируется в школе, на улице ориентируется: различает тротуар, проезжую часть. Знает их назначение, но без сопровождения взрослых не ходит.

3 балла – может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и т д). называет свой адрес. Самостоятельно посещает школу.

4 балла – знает, где находится магазины, поликлиника, почта, но самостоятельно ходить только в ближайший магазин за мелкими покупками. Может ухаживать за домашними животными, растениями. Дома пользуется бытовыми приборами, может звонить  по телефону.

5 баллов – самостоятельно перемещается по городу, может самостоятельно посещать магазины, почту, поликлинику, аптеку. Может обратиться за помощью к представителям социальных служб. Способен обозначить своё имя на бумаге, документе. Может содержать в чистоте жилище, свои личные вещи, помогать взрослым в приготовлении блюд, сервировать стол.

     Рабочая программа учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка»

рассчитана  (2 часа в неделю)

     Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового  календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

      На каждый  изучаемый  раздел  отведено  определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная  программа по  предмету

«Социально – бытовая ориентировка»

7  класс ГУО

Срок реализации  программы  2020  -2021 г.

Составлена  на основе программы

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред.

А.Р.Маллер. – М., 1983.

РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка.

2. Календарно тематический план.

3. Содержание программы.

4. Требования к уровню подготовки  обучающихся.

5. Материально – техническое   обеспечение   образовательного процесса.

6. Лист корректировки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В учебном плане предмет  «Социально – бытовая ориентировка» относится к образовательной области «Коррекционная подготовка». Наблюдения и опыт изучения бытовой  и социальной адаптации имбецилов показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

     С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила.  Безусловно, обучение  элементарной   грамоте и счёту, имбецил  может более успешно адаптироваться в общественной жизни,  между тем, бесспорно и другое – одного обучения  грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет недостаточным, если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе.    Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.  

       Цель: формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению  своего существования,  которая осуществляется в ходе обучения самообслуживанию, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.

       Задачи:

- учить  сообщать о своих потребностях;

- учить  соблюдать гигиенические нормы;

- учить содержать в чистоте окружающее пространство;

- развивать  умение  планировать свою работу;

- осознавать  логическую  последовательности определенных действий;

- формировать  речь  обучающихся, расширять  словарный запас  слов;

- формировать  простейшие  счётно – измерительные  навыки;

-  прививать  навыки  самостоятельности.

Место предшествующей примерной рабочей учебной программы, по сравнению с примерной программой отсутствует.

     Для выявления  уровня  развития  учебных навыков  по  хозяйственно – бытовому   труду  и привитию навыков самообслуживания обучающихся,  в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:

1 балл – в школу приводят родители. В школе не ориентируется. За партой сидеть не может. Столовую, туалет, библиотеку, спортзал посещает в сопровождении взрослого. На улице самостоятельно не гуляет. Может вести себя неадекватно в общественных местах.

2 балла – адаптирован в классе. Ориентируется в школе, на улице ориентируется: различает тротуар, проезжую часть. Знает их назначение, но без сопровождения взрослых не ходит.

3 балла – может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и т д). называет свой адрес. Самостоятельно посещает школу.

4 балла – знает, где находится магазины, поликлиника, почта, но самостоятельно ходить только в ближайший магазин за мелкими покупками. Может ухаживать за домашними животными, растениями. Дома пользуется бытовыми приборами, может звонить  по телефону.

5 баллов – самостоятельно перемещается по городу, может самостоятельно посещать магазины, почту, поликлинику, аптеку. Может обратиться за помощью к представителям социальных служб. Способен обозначить своё имя на бумаге, документе. Может содержать в чистоте жилище, свои личные вещи, помогать взрослым в приготовлении блюд, сервировать стол.

     Рабочая программа учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка»

рассчитана  (2 часа в неделю)

     Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового  календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

      На каждый  изучаемый  раздел  отведено  определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

По программе

По плану

1  четверть

2  четверть

3 четверть

4 четверть

70 ч.

70 ч.

18 ч.

14 ч.

20 ч.

18 ч.

Критерии оценивания  знаний, умений, навыков учащихся.

  1.Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»):

- выполняет задания самостоятельно;

- выполняет задания по образцу;

- выполняет задания по подражанию;

- выполняет задания по словесной инструкции.

   2.  Допустимый уровень (соответствует отметке «4»):

 - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;

- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;

- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи;

- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.

  3.  Допустимый уровень (соответствует отметке «3»):

  - выполняет задания самостоятельно частично;

- выполняет задания по образцу с помощью учителя;

- выполняет задания по подражанию с помощью учителя;

- выполняет задания по словесной инструкции с помощью учителя.

  4. Не допустимый уровень (соответствует отметке «2»):

- задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает;

- задания по образцу не выполняет, помощь не принимает;

- задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает.

Особые образовательное потребности обучающихся с ОВЗ

     Обязательность  непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

    Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы  учебно-воспитательных задач, решамых в процессе образования;

     Специальное обучение «переносу» сформировавшихся знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

     Необходимость  постоянной  актуализации  знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

    Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды  с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;

    Использование   премущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

   Медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и со учениками.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

    Учебный материал распределён с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации  обучающихся с глубокой   умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

        В классе  7 человек: 3 девочки  и 4 мальчика, трое  обучающиеся обучаются  на домашнем обучении.

В классе у  обучающихся  нарушена моторика рук, не сформирована речь, не все могут самостоятельно заниматься самообслуживанием.

Каждому обучающимся  требуется индивидуальный подход.

На основе  данной характеристики,  обучающихся  можно разделить на  2 уровня.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

План

факт

Повторение-  11 ч.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях, семейных традициях.

1

03.09.20

Семья, родственные отношения в семье.

1

04.09.20

 Адрес, год рождения, день рождения.  Поздравление с днем рождения родственников. 

1

10.09.20

Практическая работа. «Правила ведения фотоальбома».

1

11.09.20

Правила поведения  дома и  в общественных местах.

1

17.09.20

Транспорт. Виды транспорта.

1

18.09.20

Культуры поведения  на остановках, в транспорте, на улице при движении в школу.

1

24.09.20

 Телефон. Назначение телефона.

1

25.09.20

 Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон.

1

01.10.20

Практическая работа по написанию адреса на конверте, почтовой открытке.

1

02.10.20

Магазины.  Виды магазинов, универсальные, специализированные.

1

08.10.20

Личная гигиена - 5 ч.

Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека.

1

09.10.20

Индивидуальные  предметы и средства  личной  гигиены.

1

15.10.20

Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

1

16.10.20

Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1

    22.10.20

Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека.

Способы закаливания.

1

23.10.20

  Культура поведения-  7 ч.

1

Слова прощания и приветствия.

1

29.10.20

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

30.10.20

Практическая работа: ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании.

1

12.11.20

Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

1

   13.11.20

Правила приглашения в гости и формы отказа.

1

19.11.20

Поведение в гостях. Вручение и прием подарков.

1

20.11.20

Правила поведения за столом.

1

26.11.20

Транспорт, служба быта в городе – 17 ч.

1

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

1

27.11.20

Городской транспорт. Правила поведения в транспорте и оплата за проезд.

1

03.12.20

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы.

1

04.12.20

Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

1

10.12.20

Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.

1

11.12.20

Зависимость стоимости билета от вида поезда и типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Пользование справочной службой вокзала, камерой хранения.

1

17.12.20

Пригородный транспорт. Транспорт для совершения поездок на небольшие расстояния: автобус, пригородный поезд. 

1

18.12.20

Расписание движения транспортных средств, ориентирование в нем. Место и порядок приобретения билетов.

1

24.12.20

Правила дорожного движения.

1

25.12.20

Опасность проезжей части улицы. Знаки для пешеходов («человечек» на голубом фоне). Знаки для машин («автомобиль») .

1

14.01.21

Перекресток. Правила перехода на перекрестках (светофор, «зебра», знак «Дети»).

1

15.01.21

Правила поведения в транспорте. Места для инвалидов и пожилых людей.

1

21.01.21

Дидактическая игра «Я и светофор».

1

   22.01.21

Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по ремонту и пошиву обуви, одежды, бытовых электрических приборов.

1

   28.01.21

Прачечная.

1

29.01.21

Химчистка.        

1

04.02.21

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Транспорт, служба быта в городе».

1

05.02.21

Больницы, поликлиники - 8 ч.

1

Больницы.  Больницы для взрослых и детей.

1

11.02.21

Бесплатное лечение в больнице.

1

12.02.21

Поликлиники. Поликлиники для взрослых и детей.

1

    18.02.21

Поликлиники по месту жительства.

1

19.02.21

Моделирование реальной ситуации: «Запись в регистратуре».

1

    25.02.21

Моделирование реальной ситуации : «Получение талона на прием к врачу».

1

26.02.21

Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону. Игра «На приеме у врача».

1

04.03.21

 Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Больницы, поликлиники». 

1

05.03.21

Торговля - 15 ч.

Магазины.  Виды магазинов.

1

11.03.21

Продовольственные магазины. Их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах .

1

    12.03.21

Универсальные и специализированные  промтоварные магазины, их отделы.

1

 18.03.21

Порядок приобретения товаров. Стоимость некоторых товаров.

1

19.03.21

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). 

1

01.04.21

Экскурсия в продовольственный магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».          

1

02.04.21

Сюжетно – ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег.

1

08.04.21

Работники торговли.

1

09.04.21

Газетный киоск. Что продают в газетных киосках?

1

15.04.21

Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать».

1

16.04.21

Моделирование реальной ситуации «Покупка газет, открыток, конвертов, марок».

1

22.04.21

Автомат для продажи газет и открыток.

1

23.04.21

Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды.

1

29.04.21

  Практическая работа.  Автомат для размена денег.

1

30.04.21

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Торговля».

1

06.05.21

Занятия людей в городах и деревне – 7 ч.

1

Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.

1

07.05.21

Значение промышленных предприятий.  

1

13.05.21

Значение сельскохозяйственных объектов.

1

14.05.21

Профессии  городские и сельские.

1

20.05.21

Кем работают родители, братья, сестры, родственники.

1

21.05.21

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Занятия людей в городах и деревне».

1

27.05.21

Повторение пройденного материала за год.

1

28.05.21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Повторение материала 6-го класса. 

Личная гигиена. Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека. Индивидуальные  предметы и средства  личной  гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека. Способы закаливания.

Культура поведения. Слова прощания и приветствия. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

Правила приглашения в гости и формы отказа. Поведение в гостях. Правила поведения за столом.  

Транспорт, служба быта в городе. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

 Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.

Больницы, поликлиники.  Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение в больнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.

Торговля. Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др. Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды. Автомат для продажи газет. Автомат для продажи открыток. Автомат для размена денег. Практические работы.

Занятия людей в городах и деревне. Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские.  Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 уровень

2 уровень

-Я и моя семья. Место жительства.

- Навыки общения и культуры.

-Поведения. Правила поведения дома.

 - Ули  -Правила уличного движения;

 -Соблюдение правил культурного поведения на улице.

- Магазины.

 -Организация общественного питания.

- Праздники.

- Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход.

 Учащиеся выполняют со значительной помощью учителя. Ученикам нужны наводящие вопросы для продолжения работы.

-знать членов своей семьи, места работы родителей, родственников  и их профессии;

-поздравлять  своих близких людей с днем рождения;

-предметы и средства личной гигиены;

-знать о пользе закаливания;
-виды почтовых отправлений;

-почтовый адрес своего дома и школы;

-продовольственные, промтоварные, специализированные  магазины, их назначение;

-правила покупки товаров;

-порядок приобретения товаров  в продовольственных магазинах.

-Пользоваться предметами и средствами личной гигиены;

-  Навыки общения и культуры.

-Поведения. Правила поведения дома.

 - Правила уличного движения;

 -Соблюдение правил культурного поведения на улице.

- Магазины.

 - Праздники.

-уметь покупать продукты питания;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

- соблюдать правила дорожного движения, перехода дороги;

 -знать членов своей семьи, места работы родителей, родственников  и их профессии;

-поздравлять своих близких людей с днем рождения;

-соблюдать правила поведения и речевого этикета покупателя и посетителя  в магазинах, предприятиях службы быта, на почте, телеграфе (в общественных местах);

- пользоваться почтовым ящиком;

Всё обучение этих школьников должно происходить путём подобного объяснения учителя.

  Учащиеся 2 уровня в состоянии усвоить некоторые элементарные знания и навыки чисто механическим путём.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

Литература для учителя:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред.

А.Р.Маллер. – М., 1983.

Используемый учебно - методический комплекс:

-учебник не используется;

-использование тетрадей;

-использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ.

Оборудование:

1.Сюжетные картинки (для составления предложений).

2. Раздаточный дидактический материал по темам: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Учреждения», «Люди», «Мебель», «Игрушки», »Овощи», «Фрукты».

3.Кубики «Сложи рисунок»

4.Пазлы «Человек» (части тела, органы).

5.Дидактический  наглядный материал - серии карточек:  «Одежда»,   «Обувь», «Посуда», «Продукты»,  «Мебель», «Инструменты»,    «Профессии»,   «Игрушки»,  «Бытовая  техника и  приборы».

6.Магнитофон.

7.Чайный сервиз (на 6 персон).

8.Зубные щетки.

9.Иголки, нитки, пуговицы, ножницы.

10.Предметы по уходу за внешностью: расческа, щетка, заколки.

11. Телефоны (сотовый, с трубкой).

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII  вида....

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Тест по социально бытовой ориентировке 6 класс

Годовой контрольный тест с вариантами ответов...

Тест по социально бытовой ориентировке 7 класс

контрольный тест  за I четверть с вариантами ответов...

Тест по социально бытовой ориентировке 7 класс

Годовой контрольный тест   с вариантами ответов...