Рабочая учебная программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 7 ГУО класс
рабочая программа (7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане предмет «Социально – бытовая ориентировка» относится к образовательной области «Коррекционная подготовка». Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации имбецилов показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обучение элементарной грамоте и счёту, имбецил может более успешно адаптироваться в общественной жизни, между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет недостаточным, если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.
Цель: формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, которая осуществляется в ходе обучения самообслуживанию, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.
Задачи:
- учить сообщать о своих потребностях;
- учить соблюдать гигиенические нормы;
- учить содержать в чистоте окружающее пространство;
- развивать умение планировать свою работу;
- осознавать логическую последовательности определенных действий;
- формировать речь обучающихся, расширять словарный запас слов;
- формировать простейшие счётно – измерительные навыки;
- прививать навыки самостоятельности.
Место предшествующей примерной рабочей учебной программы, по сравнению с примерной программой отсутствует.
Для выявления уровня развития учебных навыков по хозяйственно – бытовому труду и привитию навыков самообслуживания обучающихся, в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:
1 балл – в школу приводят родители. В школе не ориентируется. За партой сидеть не может. Столовую, туалет, библиотеку, спортзал посещает в сопровождении взрослого. На улице самостоятельно не гуляет. Может вести себя неадекватно в общественных местах.
2 балла – адаптирован в классе. Ориентируется в школе, на улице ориентируется: различает тротуар, проезжую часть. Знает их назначение, но без сопровождения взрослых не ходит.
3 балла – может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и т д). называет свой адрес. Самостоятельно посещает школу.
4 балла – знает, где находится магазины, поликлиника, почта, но самостоятельно ходить только в ближайший магазин за мелкими покупками. Может ухаживать за домашними животными, растениями. Дома пользуется бытовыми приборами, может звонить по телефону.
5 баллов – самостоятельно перемещается по городу, может самостоятельно посещать магазины, почту, поликлинику, аптеку. Может обратиться за помощью к представителям социальных служб. Способен обозначить своё имя на бумаге, документе. Может содержать в чистоте жилище, свои личные вещи, помогать взрослым в приготовлении блюд, сервировать стол.
Рабочая программа учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка»
рассчитана (2 часа в неделю)
Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7guo_klass-sotsialno_-_bytovaya_orientirovka.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по предмету
«Социально – бытовая ориентировка»
7 класс ГУО
Срок реализации программы 2020 -2021 г.
Составлена на основе программы
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред.
А.Р.Маллер. – М., 1983.
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка.
2. Календарно тематический план.
3. Содержание программы.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
6. Лист корректировки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане предмет «Социально – бытовая ориентировка» относится к образовательной области «Коррекционная подготовка». Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации имбецилов показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обучение элементарной грамоте и счёту, имбецил может более успешно адаптироваться в общественной жизни, между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет недостаточным, если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.
Цель: формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, которая осуществляется в ходе обучения самообслуживанию, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.
Задачи:
- учить сообщать о своих потребностях;
- учить соблюдать гигиенические нормы;
- учить содержать в чистоте окружающее пространство;
- развивать умение планировать свою работу;
- осознавать логическую последовательности определенных действий;
- формировать речь обучающихся, расширять словарный запас слов;
- формировать простейшие счётно – измерительные навыки;
- прививать навыки самостоятельности.
Место предшествующей примерной рабочей учебной программы, по сравнению с примерной программой отсутствует.
Для выявления уровня развития учебных навыков по хозяйственно – бытовому труду и привитию навыков самообслуживания обучающихся, в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:
1 балл – в школу приводят родители. В школе не ориентируется. За партой сидеть не может. Столовую, туалет, библиотеку, спортзал посещает в сопровождении взрослого. На улице самостоятельно не гуляет. Может вести себя неадекватно в общественных местах.
2 балла – адаптирован в классе. Ориентируется в школе, на улице ориентируется: различает тротуар, проезжую часть. Знает их назначение, но без сопровождения взрослых не ходит.
3 балла – может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и т д). называет свой адрес. Самостоятельно посещает школу.
4 балла – знает, где находится магазины, поликлиника, почта, но самостоятельно ходить только в ближайший магазин за мелкими покупками. Может ухаживать за домашними животными, растениями. Дома пользуется бытовыми приборами, может звонить по телефону.
5 баллов – самостоятельно перемещается по городу, может самостоятельно посещать магазины, почту, поликлинику, аптеку. Может обратиться за помощью к представителям социальных служб. Способен обозначить своё имя на бумаге, документе. Может содержать в чистоте жилище, свои личные вещи, помогать взрослым в приготовлении блюд, сервировать стол.
Рабочая программа учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка»
рассчитана (2 часа в неделю)
Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
По программе | По плану | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
70 ч. | 70 ч. | 18 ч. | 14 ч. | 20 ч. | 18 ч. |
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
1.Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»):
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4»):
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи;
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Допустимый уровень (соответствует отметке «3»):
- выполняет задания самостоятельно частично;
- выполняет задания по образцу с помощью учителя;
- выполняет задания по подражанию с помощью учителя;
- выполняет задания по словесной инструкции с помощью учителя.
4. Не допустимый уровень (соответствует отметке «2»):
- задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает;
- задания по образцу не выполняет, помощь не принимает;
- задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает.
Особые образовательное потребности обучающихся с ОВЗ
Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-воспитательных задач, решамых в процессе образования;
Специальное обучение «переносу» сформировавшихся знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
Использование премущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и со учениками.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учебный материал распределён с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации обучающихся с глубокой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
В классе 7 человек: 3 девочки и 4 мальчика, трое обучающиеся обучаются на домашнем обучении.
В классе у обучающихся нарушена моторика рук, не сформирована речь, не все могут самостоятельно заниматься самообслуживанием.
Каждому обучающимся требуется индивидуальный подход.
На основе данной характеристики, обучающихся можно разделить на 2 уровня.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План | факт | ||||
Повторение- 11 ч. | |||||
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях, семейных традициях. | 1 | 03.09.20 | |||
Семья, родственные отношения в семье. | 1 | 04.09.20 | |||
Адрес, год рождения, день рождения. Поздравление с днем рождения родственников. | 1 | 10.09.20 | |||
Практическая работа. «Правила ведения фотоальбома». | 1 | 11.09.20 | |||
Правила поведения дома и в общественных местах. | 1 | 17.09.20 | |||
Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 18.09.20 | |||
Культуры поведения на остановках, в транспорте, на улице при движении в школу. | 1 | 24.09.20 | |||
Телефон. Назначение телефона. | 1 | 25.09.20 | |||
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. | 1 | 01.10.20 | |||
Практическая работа по написанию адреса на конверте, почтовой открытке. | 1 | 02.10.20 | |||
Магазины. Виды магазинов, универсальные, специализированные. | 1 | 08.10.20 | |||
Личная гигиена - 5 ч. | |||||
Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека. | 1 | 09.10.20 | |||
Индивидуальные предметы и средства личной гигиены. | 1 | 15.10.20 | |||
Правила сохранения чистоты и здоровья тела. | 1 | 16.10.20 | |||
Гигиена одежды, нательного и постельного белья. | 1 | 22.10.20 | |||
Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека. Способы закаливания. | 1 | 23.10.20 | |||
Культура поведения- 7 ч. | 1 | ||||
Слова прощания и приветствия. | 1 | 29.10.20 | |||
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | 30.10.20 | |||
Практическая работа: ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании. | 1 | 12.11.20 | |||
Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. | 1 | 13.11.20 | |||
Правила приглашения в гости и формы отказа. | 1 | 19.11.20 | |||
Поведение в гостях. Вручение и прием подарков. | 1 | 20.11.20 | |||
Правила поведения за столом. | 1 | 26.11.20 | |||
Транспорт, служба быта в городе – 17 ч. | 1 | ||||
Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. | 1 | 27.11.20 | |||
Городской транспорт. Правила поведения в транспорте и оплата за проезд. | 1 | 03.12.20 | |||
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. | 1 | 04.12.20 | |||
Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. | 1 | 10.12.20 | |||
Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа. | 1 | 11.12.20 | |||
Зависимость стоимости билета от вида поезда и типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Пользование справочной службой вокзала, камерой хранения. | 1 | 17.12.20 | |||
Пригородный транспорт. Транспорт для совершения поездок на небольшие расстояния: автобус, пригородный поезд. | 1 | 18.12.20 | |||
Расписание движения транспортных средств, ориентирование в нем. Место и порядок приобретения билетов. | 1 | 24.12.20 | |||
Правила дорожного движения. | 1 | 25.12.20 | |||
Опасность проезжей части улицы. Знаки для пешеходов («человечек» на голубом фоне). Знаки для машин («автомобиль») . | 1 | 14.01.21 | |||
Перекресток. Правила перехода на перекрестках (светофор, «зебра», знак «Дети»). | 1 | 15.01.21 | |||
Правила поведения в транспорте. Места для инвалидов и пожилых людей. | 1 | 21.01.21 | |||
Дидактическая игра «Я и светофор». | 1 | 22.01.21 | |||
Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по ремонту и пошиву обуви, одежды, бытовых электрических приборов. | 1 | 28.01.21 | |||
Прачечная. | 1 | 29.01.21 | |||
Химчистка. | 1 | 04.02.21 | |||
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Транспорт, служба быта в городе». | 1 | 05.02.21 | |||
Больницы, поликлиники - 8 ч. | 1 | ||||
Больницы. Больницы для взрослых и детей. | 1 | 11.02.21 | |||
Бесплатное лечение в больнице. | 1 | 12.02.21 | |||
Поликлиники. Поликлиники для взрослых и детей. | 1 | 18.02.21 | |||
Поликлиники по месту жительства. | 1 | 19.02.21 | |||
Моделирование реальной ситуации: «Запись в регистратуре». | 1 | 25.02.21 | |||
Моделирование реальной ситуации : «Получение талона на прием к врачу». | 1 | 26.02.21 | |||
Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону. Игра «На приеме у врача». | 1 | 04.03.21 | |||
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Больницы, поликлиники». | 1 | 05.03.21 | |||
Торговля - 15 ч. | |||||
Магазины. Виды магазинов. | 1 | 11.03.21 | |||
Продовольственные магазины. Их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах . | 1 | 12.03.21 | |||
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. | 1 | 18.03.21 | |||
Порядок приобретения товаров. Стоимость некоторых товаров. | 1 | 19.03.21 | |||
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). | 1 | 01.04.21 | |||
Экскурсия в продовольственный магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | 1 | 02.04.21 | |||
Сюжетно – ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег. | 1 | 08.04.21 | |||
Работники торговли. | 1 | 09.04.21 | |||
Газетный киоск. Что продают в газетных киосках? | 1 | 15.04.21 | |||
Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». | 1 | 16.04.21 | |||
Моделирование реальной ситуации «Покупка газет, открыток, конвертов, марок». | 1 | 22.04.21 | |||
Автомат для продажи газет и открыток. | 1 | 23.04.21 | |||
Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды. | 1 | 29.04.21 | |||
Практическая работа. Автомат для размена денег. | 1 | 30.04.21 | |||
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Торговля». | 1 | 06.05.21 | |||
Занятия людей в городах и деревне – 7 ч. | 1 | ||||
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности. | 1 | 07.05.21 | |||
Значение промышленных предприятий. | 1 | 13.05.21 | |||
Значение сельскохозяйственных объектов. | 1 | 14.05.21 | |||
Профессии городские и сельские. | 1 | 20.05.21 | |||
Кем работают родители, братья, сестры, родственники. | 1 | 21.05.21 | |||
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Занятия людей в городах и деревне». | 1 | 27.05.21 | |||
Повторение пройденного материала за год. | 1 | 28.05.21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Повторение материала 6-го класса.
Личная гигиена. Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека. Индивидуальные предметы и средства личной гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека. Способы закаливания.
Культура поведения. Слова прощания и приветствия. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.
Правила приглашения в гости и формы отказа. Поведение в гостях. Правила поведения за столом.
Транспорт, служба быта в городе. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.
Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.
Больницы, поликлиники. Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение в больнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.
Торговля. Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др. Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды. Автомат для продажи газет. Автомат для продажи открыток. Автомат для размена денег. Практические работы.
Занятия людей в городах и деревне. Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 уровень | 2 уровень |
-Я и моя семья. Место жительства. - Навыки общения и культуры. -Поведения. Правила поведения дома. - Ули -Правила уличного движения; -Соблюдение правил культурного поведения на улице. - Магазины. -Организация общественного питания. - Праздники. - Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Учащиеся выполняют со значительной помощью учителя. Ученикам нужны наводящие вопросы для продолжения работы. -знать членов своей семьи, места работы родителей, родственников и их профессии; -поздравлять своих близких людей с днем рождения; -предметы и средства личной гигиены; -знать о пользе закаливания; -почтовый адрес своего дома и школы; -продовольственные, промтоварные, специализированные магазины, их назначение; -правила покупки товаров; -порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. | -Пользоваться предметами и средствами личной гигиены; - Навыки общения и культуры. -Поведения. Правила поведения дома. - Правила уличного движения; -Соблюдение правил культурного поведения на улице. - Магазины. - Праздники. -уметь покупать продукты питания; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); - соблюдать правила дорожного движения, перехода дороги; -знать членов своей семьи, места работы родителей, родственников и их профессии; -поздравлять своих близких людей с днем рождения; -соблюдать правила поведения и речевого этикета покупателя и посетителя в магазинах, предприятиях службы быта, на почте, телеграфе (в общественных местах); - пользоваться почтовым ящиком; Всё обучение этих школьников должно происходить путём подобного объяснения учителя. Учащиеся 2 уровня в состоянии усвоить некоторые элементарные знания и навыки чисто механическим путём. |
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред.
А.Р.Маллер. – М., 1983.
Используемый учебно - методический комплекс:
-учебник не используется;
-использование тетрадей;
-использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ.
Оборудование:
1.Сюжетные картинки (для составления предложений).
2. Раздаточный дидактический материал по темам: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Учреждения», «Люди», «Мебель», «Игрушки», »Овощи», «Фрукты».
3.Кубики «Сложи рисунок»
4.Пазлы «Человек» (части тела, органы).
5.Дидактический наглядный материал - серии карточек: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Инструменты», «Профессии», «Игрушки», «Бытовая техника и приборы».
6.Магнитофон.
7.Чайный сервиз (на 6 персон).
8.Зубные щетки.
9.Иголки, нитки, пуговицы, ножницы.
10.Предметы по уходу за внешностью: расческа, щетка, заколки.
11. Телефоны (сотовый, с трубкой).
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класс ориентирована на использование УМК под редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
Пояснительная записка по педмету СБО...
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...
Тест по социально бытовой ориентировке 6 класс
Годовой контрольный тест с вариантами ответов...
Тест по социально бытовой ориентировке 7 класс
контрольный тест за I четверть с вариантами ответов...
Тест по социально бытовой ориентировке 7 класс
Годовой контрольный тест с вариантами ответов...