Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида
методическая разработка
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида
(в основе использованы общие положения
специальной педагогики и олигофренопедагогики)
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале
80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения.
Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в школе коррекционной эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point или интерактивные наглядные пособия.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft Power Point .
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
- Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов
- Презентации – диафильмы
- Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 2Дидактические основы использования технических средствобучения и воспитания ……………………………………………………… ... 4Примене...
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Использование информационных технологий в условиях коррекционной школы VIII вида
Статья предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида...
Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...
Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Доклад на методическом объединении классных руководителей.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Презентация к докладу на методическом объединении классных руководителей.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекц...
«Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе »
Доклад на мо классных руководителей....