Рабочая программа ФГОС по коррекционному курсу "Профориентация" 5-6 класс
рабочая программа

Киселева Юлия Эдуардовна

Курс  «Профориентация» реализует учебно - познавательное направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prof_5-6klass.docx89.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                        
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Содержание программы.
  4. Учебно – тематический план
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Пояснительная записка

Данная программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 20013г, и в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также  на основе программ профессиональной подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью Е.М.  Старобиной (Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. Метод.пособие. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003)  и программы Новая модель обучения в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Новые учебные программы  и метод. материалы. – кН.2/ Под ред.А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2002. -184с.

Программа  внеурочной деятельности « Профориентация» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  7. Годового календарного учебного графика
  8. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся  (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Курс  «Профориентация» реализует учебно - познавательное направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников.

Актуальность курса  обусловлена рядом факторов:

  • Психологической неготовностью  к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • Отсутствием ясной жизненной перспективы
  • Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей        при определении профиля и содержания профессии,
  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей

Новизна Рабочей программы состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение

Цель:  помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • оказать помощьобучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
  • научить  обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
  • развивать познавательные способности и творческую активностьобучающихся;
  • формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;
  • создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
  2. Деятельностный принцип коррекции.  Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
  6. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.

Содержание занятий определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Работа  построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей . Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Средства, формы и методы коррекционной работы:

- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;

- проводятся групповые занятия;

- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

- Индивидуальная, фронтальная и групповая

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.

Описание места курса в Плане внеурочной деятельности

В учебном плане коррекционные занятия по курсу «Профориентаия» представлены с расчетом 1  час в неделю, 35 часов в год.

Коррекционные занятия проводятся  во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут.

2.Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности «Профориентация» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Профориентация» - является формирование следующих базовых учебных действий (БУД):

  1. Регулятивные БУД:
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные БУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные БУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Знания

Умения

Допустимый уровень

- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах,

-представления   о мире профессий,

-о психологических особенностях основных видов деятельности;

-о профессиональной деятельности.

осознание детей ценности и важности профессии;

- - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

-описывать признаки предметов, профессий  и узнавать предметы  и профессии по их признакам,

- выделять существенные признаки предметов,

- обобщать, делать несложные выводы,

- классифицировать явления, предметы,

- определять последовательность выполнения операций,

- давать определения тем или иным понятиям,

- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов,   способность добывать новую информацию из различных источников.

-отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; ----уметь пользоваться правилами выбора профессии;

Минимальный уровень

-представления   о мире профессий,

- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах,

-уметь подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

- развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами,

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,

 личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);

Ожидаемые результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  •  заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,
  • развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
  • проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей
  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

Критерии успешности прохождения программы

  • Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
  • Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
  • Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об  устройстве общества, знание признаков предметов, профессий  и узнавание  предметов  и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

  1. Содержание курса. 5 класс

Входящее обследование детей

1. Самопознание раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы.знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа.Знакомство с психологическими и психофизическими требованиями  профессии. Знакомство с понятием о психологических и психофизиологических качествах человека.

2.Введение в мир профессий В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.Типы профессий по «предмету труда».Общее знакомство с типами  профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3. Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда.Знакомство  с традициями разных семей.совместная деятельность детей и родителей.

4.Знакомство с различными профессиями.Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал).Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание.

Итоговое обследование

Содержание курса. 6 класс

Входящее обследование детей

1. Человеческие возможности.  Раздел ориентирован на общее представление о возможностях человека при выборе профессии,  в том числе качествах личности, необходимых для успешности профессиональной деятельности, чертах характера, отличающих успешного специалиста в любой области. Представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния. Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации.

2. Способности и профессиональная пригодность. На этом этапе формируется представление о профессиональных навыках,  способностях (способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности),  перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. 

Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.  Представление о степенях профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. требованиях профессии к человеку

3. Предварительное планирование профессионального будущего. На этом этапе формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Итоговое обследование

4. Учебно-тематический план 5 класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Обследование детей

2

1

1

Самопознание

12

3

9

Введение в мир профессий

8

4

4

Профессии родителей

5

3

2

Знакомство с различными профессиями

6

4

2

Итоговая  диагностика обучающихся

2

1

1

Итого

35

16

19

Учебно-тематический план 6 класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Обследование детей

1

1

1

Человеческие возможности

6

2

4

Способности и профессиональная пригодность

16

8

8

Предварительное планирование профессионального будущего

9

3

6

Итоговая  диагностика обучающихся

1

1

1

Итого

35

15

20

5. Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Кол.

час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

1четверть

1

Первичное обследование ч1

1

тест

Выявление уровня психофизиологического развития

Диагностическая батарея (см.программу)

2

Первичное обследование ч2

1

тест

Выявление уровня психофизиологического развития

Диагностическая батарея (см.программу)

3

Самоопределение. Кто я? Образ "Я" и самооценка

1

Самоопределение

Самооценка

Знакомство с понятием о внутреннем мире человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет», «мой идеал»

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.

4

Самоопределение. Кто я? Образ "Я" и самооценка (2 ч)

1

Самоопределение Самооценка

Объяснить возможности психодиагностики, как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал»

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.

5

Самоопределение. Кто я? Образ "Я" и самооценка (3 ч)  

1

Самоопределение Самооценка

Знакомство учащихся с методами самооценки. Упражнение «тайны собственного «Я»»;

Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

6

Направленность личности. Что такое хорошо, что такое плохо (1 ч)

1

Личность Направленность

Определение профессионального личностного типа и интерпритация результатов.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,

7

Направленность личности. Что такое хорошо, что такое плохо (2 ч)

1

Направленность личности

Выполнение упражнений образ «Я», «Что я думаю о себе»;

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,

8

Труд обязанность- или радость  

1

Обязанность

Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,  анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

2 четверть

9

Эмоциональная сфера. Я чувствую, я существую. (1 ч)

1

Эмоции

Чувства

Знакомство обучающихся с миром эмоций и чувств.тест «Понимаете ли вы язык мимики». Игра пантомима

Обучение  навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

10

Эмоциональная сфера. Я чувствую, я существую. 2ч

1

Эмоции

Чувства

Знакомство обучающихся с миром эмоций и чувств. Обучение учащихся умению определять эмоциональное состояние других людей.

Обучение  навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

11

Мыслительные способности. Внимание

1

Способности

Внимание

Память

Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления.

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения

12

Мыслительные способности. Память.

1

Способности

Внимание

Память

Знакомство обучающихся с методами развития памяти. Определение спектра доступных профессий, где очень важна память. Приемы развития мышления.

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения

13

Профессиональные интересы и склонности. Интерес к профессии.

1

Интерес

Склонности

Профессия

Изучение  предпочтений обучающихся.«послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями».

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

14

Способности.

1

Способности

Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональные желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов».

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

15

Задатки и склонности. Как развивать способности.

1

Задатки

Склонности

Диагностические игры и упражнения на изучение собственных склонностей и способностей.

Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

16

Что я знаю о профессиях.  

1

Профессия

Информирование учащихся о многообразии доступного им профессионального труда. «Диалоги и профессиях»

Расширять практический опытдетей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

3 четверть

17

Викторина профессий.

1

Викторина

Закрепление позитивной установки, расширение кругозора проф. деятельности. Упражнения «Самая-самая», игра «День из жизни»

Корригировать недостатки произвольного внимания  и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать

18

         

 Знакомство с профессиональной деятельностью родителей ч1

1

Профессиональная деятельность

Продавец

Знакомство с одной из профессий  родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения.

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию.

19

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей ч2

1

Профессиональная деятельность

Монтажник

Знакомство с одной из профессий  родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения. «День из жизни»

Развивать   зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

20

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей ч3

1

Профессиональная деятельность

Электрик

Знакомство с одной из профессий  родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения. «День из жизни»

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  соотносить зрительный образ со словом.

21

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей ч4

1

Профессиональная деятельность

Сборщик стеклопакетов

Знакомство с одной из профессий  родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения. «День из жизни»составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры,

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

22

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей ч5

1

Профессиональная деятельность

Оператор

Знакомство с одной из профессий  родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения. «День из жизни»составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры,

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля;

23

Знакомство с профессиями. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-ЗС.

1

Профессия.

Тип профессии.

Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональ-ной деятельности того или иного специалиста. Упражнения «Профсловарь», «Пословицы и поговорки», «Мастер- профессионал»

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

24

Знакомство с профессиями типа «человек-человек»

1

Воспитатель

Врач

продавец

Информирование обучающихся  о профессиях типа «человек-человек». Ролевые игры. Упражнения. Беседа. Презентации. Составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры,

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать  зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

25

Знакомство с профессиями типа «человек-техника»

1

Лесоруб

Слесарь-сборщик

Столяр

Плотник

Информирование обучающихся  о профессиях типа «человек-техника». Упражнения. Беседа. Просмотр презентаций.«Профсловарь

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля;

26

Знакомство с профессиями типа «человек-природа»

1

Озеленитель

Цветовод-декоратор

Животновод

Информирование обучающихся  о профессиях типа«человек-природа». Упражнения. Беседа. Просмотр презентаций.«Профсловарь

Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

4 четверть

27

Знакомство с профессиями типа «человек-художественный образ»

1

Наборщик

телеграфист телефонист радиооператор

телеоператор

Информирование обучающихся  о профессиях типа «человек-художественный образ». Знакомство с профессиями:наборщик, телеграфист, телефонист,радиооператор,телеоператорУпражнения. Беседа. Просмотр презентаций.

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми профессиями. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

28

Знакомство с профессиями типа «человек-знаковая система»

1

Знаковая система

Информирование обучающихся  о профессиях типа «человек- знаковая система».Профсловарь».составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры,

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми профессиями. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

29

Знакомство с профессиями родного города.

1

Формирование теоретических представлений и понятий о востребованных профессиях нашего города. Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры, настольно печатные игры.

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать  зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

30

Знакомство с профессиями в школе. Администрация (директор, завуч)

1

Администрация

Функции руководителя

Директор

Завуч

Формирование теоретических представлений и понятий Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  соотносить зрительный образ со словом.

31

Знакомство с профессиями в школе. Учитель-классный руководитель. Учитель-предметник.

1

Учитель

Классный руководитель

Формирование теоретических представлений и понятий Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональ-ной деятельности того или иного специалиста

Развитие мышления, памяти,  Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

32

Знакомство с профессиями в школе. Младший обслуживающий персонал (дворник, техничка, сторож)

1

Дворник

Техничка

Слесарь

Сторож

Формирование теоретических представлений и понятий Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональ-ной деятельности того или иного специалиста

Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

33

Здоровье и профессия.

1

Здоровье

Врач

Градусник

Работодатель

Сотрудник Дееспособность  

Обучение адекватному, оцениванию своих возможностей в соответствии с состоянием здоровья. Определение возможных требований работодателя к здоровью будущих сотрудников. «мое здоровье в моих руках». «Профессия- требуемые качества», ролевая игра «Медкомиссия».

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля;Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.

34

Профессиональная пригодность.

1

Профессиональная пригодность

Профессиональные умения и навыки

Трудоспособность   Работоспособность

Формирование теоретических представлений о профессиональной пригодности, изучение уровней профпригодности. «4лишний», загадки. Просмотр презентаций

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

35

Современный рынок труда.

1

Рынок труда

Вакансия

Расширение информированности о разнообразии профессионального труда.Составление описательных рассказов по теме.

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема

Кол.час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

1четверть

1

Первичное обследование

1

тест

Выявление уровня психофизиологического развития

Диагностическая батарея (см.программу)

2

Что такое профориентация

1

профориентация

Активизация знаний учащихся

Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция,  пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

3

 В огромном мире профессий.

1

Профессия

Дать учащимся представление о профессиях; повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозор.

 Расширять знания детей о мире профессий, развивать умение работать самостоятельно и в группе.

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога. Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция,  пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

4

Выбираем правильно.

1

Выбор

Факторы

помочь выявить способности к определенному виду деятельности. объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии; ознакомление детей  с «житейским» способом выбора профессии, информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.

5

Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии.

1

Ошибки

распутье

ознакомление учащихся с ошибками, которые совершают люди при выборе профессии и помочь избежать их в собственной жизни.

Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

6

Самые востребованные профессии на рынке труда

1

Востребованность

Рынок труда

Ознакомление с особенностями современного рынка труда. Расширение  кругозора учащихся о профессиях на современном рынке труда. Знакомство  с профессиями, которые появились относительно недавно.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,

7

Карта интересов.

1

Направленность личности

Выполнение упражнений образ «Я», «Что я думаю о себе»;

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,

8

Профигра "Самая-самая"

1

Обязанность

Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки,коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

2 четверть

9

Спектр профессий

1

спектр

Формирование представления о проведении анализа профессий на  

основе их классификации;

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

10

Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. Ч.1

1

Эмоции

Чувства

Знакомство обучающихся с миром эмоций и чувств. Обучение учащихся умению определять эмоциональное состояние других людей.

Обучение  навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

11

Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. Ч.2

1

Эмоции

Чувства

Знакомство обучающихся с миром эмоций и чувств. Обучение учащихся умению определять эмоциональное состояние других людей.

Обучение  навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

12

Мыслительные способности. Тип мышления. Ч1

1

Способности

Мышление

Знакомство обучающихся с методами развития мышления. Определение спектра доступных профессий, где очень важна мышление. Определение типа мышления

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения

13

Мыслительные способности. Тип мышления. Ч2

1

Способности

Мышление

Знакомство обучающихся с методами развития мышления. Определение спектра доступных профессий, где очень важна мышление. Определение типа мышления

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения

14

Творческие способности.  Мыслитель или художник?

1

Способности

Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональные желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов».

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

15

Коммуникативные способности. 
Профессии социальной сферы. 

1

Социальная  сфера. 

коммуникация

Диагностические игры и упражнения на изучение собственных склонностей и способностей. Знакомство учащихся с профессиями социальной сферы.

Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

16

Темперамент и профессия

1

Темперамент

Определение профессионального личностного типа и интерпритация результатов.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки

17

Направленность личности. Мои достоинства и недостатки.

Личность Направленность

Диагностические игры и упражнения на изучение собственных достоинств и недостатков

Корригировать недостатки произвольного внимания  и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать

3 четверть

18

 Правила конструктивного общения. Ролевая игра «Контакты и конфликты»

1

Конструктивное общение

Контакт

конфликт

Игры на развитие коммуникативных навыков, знакомство учащихся с правилами конструктивного общения и путями выхода из конфликтных ситуаций

Развитие коммуникативной компетентности. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

 Формирование способности к произвольной регуляции деятельности.

19

Творческая работа «Моя идеальная профессия»

1

Идеал

Профессия

Образ

Творческая работа, игры на развитие внимания, фантазии, воображения. Арттерапевтические методы.

Развивать   зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

20

Игра «Рождение команды»

1

Команда

Игровые упражнения на развитие эмпатии, коммуникативных навыков.

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  соотносить зрительный образ со словом.

21

Что я знаю о профессиях. 
Игра «Аукцион»

1

Аукцион

Профессия

Расширение  кругозора учащихся о профессиях  Знакомство  с профессиями, которые появились очень  давно.

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

22

Творческая работа 
«Сверхъестественные способности»

1

Сверхъестесственное

Способность

Артерапевтические методы, совместная игровая деятельность. Игры на формирование способности к произвольной регуляции деятельности.

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля;

23

Творческая работа
«Мечтать не вредно»

1

Мечта

Цель

Спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры. Игры на формирование способности к произвольной регуляции деятельности.

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

Творческая работа «Моя будущая профессия»

1

Будущее

Профессия

Специальность

Квалификация

Артерапевтические методы. Спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры.

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. логическое мышление;  конструктивные умения.

24

Быть или казаться?
Навыки самопрезентации. 
Ролевая игра «Пресс-конференция» ч1

1

Пресс-конференция

самопрезентация

Игры на развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа – Я.

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля;

25

Быть или казаться?
Навыки самопрезентации. 
Ролевая игра «Пресс-конференция» ч2

1

Пресс-конференция

самопрезентация

Игры на развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа – Я.

Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

26

Творческая работа
«Машина времени»

1

Проект

Будущее

Прошлое настоящее

Создание проекта, который будет направлен на развитие личности школьника, творческую активность, учебную и познавательную самостоятельность, а также на развитие исследовательских навыков

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми профессиями. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

4 четверть

26

Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?

1

Труд

Знакомство учащихся с понятием труд, с необходимостью труда в жизни человека.

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми профессиями. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

27

Требования профессии
к человеку. Универсальные качества

1

Универсальные качества

Требования

 Дать знания о мире профессий путём формирования реальных представлений о возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию.

28

Профессионально важные качества.

1

Профессиональные качества

Игры на самопознание, знакомство учащихся с профессиональными качествами, качествами людей в разных профессиях.

Корригировать недостатки мышления через развитие умения  соотносить зрительный образ со словом.

29

Классификация профессий. Формула профессии.

1

Классификация

ознакомить учащихся с классификациями профессий, пояснить понятие «формула профессий», изучить профессионально важные качества.

Развитие мышления, памяти,  Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

30

Требования, предъявляемые профессией к человеку.

1

Требование

Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания. Определение возможных требований работодателя к  будущим сотрудникам

Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

31

Здоровье и профессия.

1

Здоровье

Врач

Градусник

Работодатель

Сотрудник Дееспособность  

Показать детям необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.  Определение возможных требований работодателя к здоровью будущих сотрудников. «мое здоровье в моих руках». «Профессия- требуемые качества», ролевая игра «Медкомиссия».

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля; Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.

32

Профессиональная пригодность.

1

Профессиональная пригодность

Профессиональные умения и навыки

Трудоспособность   Работоспособность

Формирование теоретических представлений о профессиональной пригодности, изучение уровней профпригодности. «4лишний», загадки. Просмотр презентаций

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности.

33

Современный рынок труда. Мифы и реальность

1

Рынок труда

Вакансия

Расширение информированности о разнообразии профессионального труда. Составление описательных рассказов по теме.

Корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи,  описания  предметов, называ-ния их характерных особенностей.

34

КВН «Знаю все профессии»

1

Соревнование

Блиц-опрос

Закрепление знаний детей о  профессиях,  Формирование и расширение  представлений о важности и значимости всех профессий

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности

35

Итоговое обследование

1

тест

Выявление уровня психофизического развития.

Диагностическая батарея (см.программу)

6.Учебно-методический комплекс

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой.   Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова).-  М., «Просвещение», 2013 г.

Материально-техническое  обеспечение:

  • технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
  • музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
  • дидактические игры, наборы сюжетных картинок

Методическая литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
  3. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;
  4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001

Дополнительная литература для учителя:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
  2. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
  3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
  4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003
  5.  Дефектология. №5 2006 года стр.75-78 Копылова Т.Г. Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.
  6. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.
  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001

Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
  • Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

Материально-техническое оснащение:

  1. технические и электронные средства обучения:
  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
  • телевизор, CD/DVD –проигрыватели
  • мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,
  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)
  • слайды, соответствующие содержанию обучения

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
  2. предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;
  3. таблицы на печатной основе;  
  4. измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки);
  5. настольные развивающие игры,
  6. демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС Изобразительное искусство 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе выполнена по ФГОС.Выдержана структура построения.Учебник "Изобразительное искусство" "Искусство в жизни человека". Автор Л.А. Неменская....

Рабочая программа ФГОС Изобразительное искусство 5 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс,вместе с календарно- тематическим планированием выполнены по ФГОС. Программа создана по учебнику "Изобразительное искусство" "Декоративно -прикл...

Рабочая программа ФГОС технология девочки 5 класс

Рабочая программа ФГОС технология девочки 5 класс...

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 6 класс

данная рабочая программа создана для кружковой работы в школе...

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 5 класс

программа предназначена для кружковой работы в школе...

Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)

Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)...