Однородные и неоднородные определения
план-конспект урока (9 класс)

Ольга Константиновна Петрова

Конспект урока русского языка по теме "Однородные и неоднородные определения" . Материал для проведения урока в классе для детей с нарушениями слуха.Цель урока:  расширить и углубить знания об однородных членах предложения; познакомить с однородными и неоднородными определениями.Технологии: информационно-коммуникационные технологии с применением АМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова О.К., учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 9 Б классе

Тема урока: Однородные  и неоднородные определения

Тип урока:  комбинированный с использованием  ЭОР

Оборудование: учебник, толковые словари, презентация, компьютер,  интерактивная доска, карточки.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии с применением АМО

Цель урока:  расширить и углубить знания об однородных членах предложения; познакомить с однородными и неоднородными определениями.

 

Ход урока

Этап урока, цель

Время

Действие учителя

Действия обучающихся

Организационный  момент.

Цель: формирование у обучающихся психологического настроя на урок

1 мин

- Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.

- Если у вас есть друг – улыбнитесь.

- Если вы готовы к уроку – поднимите руки.

Приветствуют учителя. Выполняют предложенные движения «Позитивный настрой».

Речевая зарядка

Цель: отработка  звуков [б] – [б’], [в], [ц].

3 мин

-Прочитайте небылицу (на доске) медленно. Затем быстро и выразительно.
Небылица в лицах,
Найдите в старых светлицах,
Оберчена в черных тряпицах

- Что такое небылица?
- Это сказка.
- О каком предмете можно сказать «небылица в лицах»?
- Конечно о старинной книге, а завернута она в тряпицу.

Читают небылицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Постановка цели

Цель: формулировка цели урока

1 мин

- Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем об однородных членах предложения; познакомимся с однородными и неоднородными определениями.

Актуализация знаний

Цель: повторить ранее изученный материал.

5 мин

 Пунктуационный тренинг. (Предложения демонстрируются на слайде)

Нужна ли запятая перед союзом И? «Да-Нет»

1. Смех и песни сливались в нестройную музыку. Нет

 2. Туча росла и захватывала восток и запад. Нет 

3. Ветер затих, и тучи рассеялись. Да

4. Лето промелькнет, и снова метели метут. Да

 5. Всходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. Нет

Устный опрос. Аргументируют постановку или отсутствие запятой.

Сообщение новых знаний.

Цель: привлечь внимание обучающихся к принципиально новым сведениям

2 мин

-Сегодня мы с вами познакомимся с однородными определениями и знаках препинания при них:

-научимся разграничивать однородные и неоднородные определения;

- научимся правильно ставить знаки препинания.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи

Осмысление содержания

Цель: изучение нового материала

10 мин

Работа в группах по изучению нового материала. Исследование.

Исследователи

Теоретики

Исследователь, исследовать - подвергнуть научному изучению

Теоретик - человек, занимающийся вопросами теории

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором  нет

Работа с учебником (§42). Прочитать статью, найти различия между однородными  неоднородными определениями. (Работа в учебнике карандашом.)

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Ласковое весеннее солнце улыбалось в ясном небе.

Делятся на две группы: «Исследователи» и «Теоретики». Выполняют работу по изучению нового материала по алгоритму Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров.

Использование сформированных умений и навыков

Цель: закрепление новых знаний

5 мин

Учитель показывает таблицу на слайде и делает окончательный вывод по теме.

Однородные определения

Неоднородные определения

1.Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны

3.Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее 4. Между определениям можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7.Выражены качественными прилагательными

1.Характеризуют предмет с разных сторон

 2.Выражены относительными прилагательными

3.Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного

4. Между определениям нельзя вставить союз и

Делают опорные записи

Физкультминутка

1 мин

.- А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Повторяют за учителем

Практикум по теме урока

Цель: отработка новых знаний

7 мин

Анализ синтаксических конструкций (Карточка 1).

Моделирование предложений с однородными и неоднородными определениями (Карточка 2).

Записывают предлож-я, определяют однородность определений, если нужно, расставляют п запятые. При возникновении спорных вопросов – консультация учителя.

В данные предложения вставляют однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Рефлексия

1 мин

Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.

- Как вам работалось? Легко? Интересно?

-В чем испытывали затруднения?

Анализируют свою работу на уроке.

Домашнее задание

2 мин

§42, изучить правила, упр. 244

Записывают д/з в дневники

Карточка 1

1) Наш путь преградила небольшая горная речонка. 2) Это единственное решение трудной математической задачи. 3) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 4) Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера. 5) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу. 6) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Карточка 2

О б р а з е ц : 1. Сквозь чистую... воду видны были камешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были камешки. 2. Широкий... пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

I часть 

1) Широкоплечий... человек открыл нам дверь.

2) Полная... тишина заставляла напрягать слух.

3) Сырой... ветер проникал сквозь одежду.

IIчасть 

1) Бледная... луна освещала окрестность.

2) Стояла бесснежная... зима.

3) Старинные... стены окружали крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

различение однородных и неоднородных определений.

Данный материал создан для подготовки к ЕГЭ , внем дан теоретический материал, материал для закрепления, работа на повторение по орфографии (частьА 13) и слова, в которых нужно правильно расставить уд...

"Однородные и неоднородные определения" (Конспект урока)

Подробный конспект урока изучения новой темы "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)...

урок по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Однородные определения   Признаки и условия однородности 1. Перечисляют признаки разных предметов 2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние ...

Однородные и неоднородные определения.

Цели: дать понятие об однородных и неоднородных определениях; уметь определять однородные и неоднородные определения....

урок по теме "Однородные и неоднородные определения

урок разработан по теме "Однородные и неоднородные определения" с использованием заданий ГИА : пересказ текста , замена слов стилистически нейтральным синонимом , использованы карточки Латыповой по те...

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные   определения...

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Тема урока: "Однородные и неоднородные определения",Технология: проблемное обучение....