Программа коррекционной работы в ООП СОО
материал (10 класс)
Данная программа является частью ООП СОО в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoy_raboty_oop_soo.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска (далее – Программа) с обучающимися с особыми образовательными потребностями при получении ими среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В Программе учтены:
− особенности осуществления коррекционной работы с различными контингентами обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, осваивающимися содержание среднего общего образования;
− опыт работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска по данному направлению.
Программа преемственна с программой коррекционной работы, реализованной МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на уровне основного общего образования.
Программа разработана на нормативный срок освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями содержания среднего общего образования.
В соответствии с п. 18.2.4 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Программа содержит пять разделов:
1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования;
2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;
3) система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
4) механизм взаимодействия МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников;
5) планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Реализация Программы обеспечивается комплексом локальных нормативных актов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска:
- Положение о школьном психолого-педагогическомконсилиуме;
- Положение о службе психолого-педагогического сопровождения;
- Положение об индивидуальном учебном плане и др.
1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования
Программа коррекционной работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с обучающимися с особыми образовательными потребностями при получении ими среднего общего образования направлена на:
− создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития;
− коррекцию (минимизацию) недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на уровне среднего общего образования;
− оказание им помощи в освоении основной образовательной программы среднего общего образования.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает:
− поддержку на уровне среднего общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;
− выявление на уровне среднего общего образования и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, семьи и других институтов общества;
− интеграцию обучающихся МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с особыми образовательными потребностями в иные организации, осуществляющие образовательную деятельность;
− оказание на уровне среднего общего образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
− создание в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорскаспециальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Цель программы коррекционной работы – обеспечение комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования, направленной на коррекцию и / или компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии для успешного освоения ими основной образовательной программы среднего общего образования, их профессионального самоопределения, социализации и обеспечения психологической устойчивости.
Задачи программы коррекционной работы:
− выявление особых образовательных потребностей у обучающихся, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования;
− создание в МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска условий для успешного освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями, в т. ч. попавшими в трудную жизненную ситуацию, основной образовательной программы среднего общего образования (или ее элементов) и прохождения ими итоговой аттестации;
− коррекция (минимизация) имеющихся у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в т. ч. попавших в трудную жизненную ситуацию, нарушений (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных);
− обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностям на уровне среднего общего образования непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве урочной и внеурочной деятельности;
− выявление на уровне среднего общего образования профессиональных склонностей, интересов у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию;
− проведение на уровне среднего общего образования работы по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию;
− осуществление на уровне среднего общего образования консультативной работы с педагогами, родителями, социальными работниками, а также потенциальными работодателями;
− проведение на уровне среднего общего образования информационно-просветительских мероприятий.
2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятийМОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскана уровне среднего общего образования с обучающимися с особыми образовательными потребностям, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию, сформирован исходя из учета особых образовательных потребностей конкретного учащегося или группы учащихся, имеющих сходные проблемы, в реализации диагностических, коррекционно-развивающих, консультационных, информационно-просветительских мероприятий.
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятийМОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскапредставлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Перечень комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий | Содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий | Ответственный исполнитель |
Диагностическое направление | ||
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования |
| Педагог - психолог |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования | Социальный педагог | |
Контроль динамики развития учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования | Педагог – психолог, классный руководитель | |
Коррекционно-развивающее направление | ||
Проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий с учащимися с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования | − помощь в освоении содержания среднего общего образования; − коррекция (минимизация) недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся на уровне среднего общего образования; − развитие у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); | Педагог-психолог; учителя-предметники |
Отбор оптимальных коррекционных программ / методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся на уровне среднего общего образования | Педагог-психолог; учителя-предметники | |
Консультационное направление | ||
Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с учащимися с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования |
| Педагог-психолог |
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования | Педагог-психолог | |
Информационно-просветительское направление | ||
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования |
| Педагог-психолог; учителя-предметники; социальный педагог |
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования | Педагог-психолог |
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскана уровне среднего общего образования с обучающимися с особыми образовательными потребностям, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию, ежегодно отражаются в плане работы школьного психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума.
3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, обеспечиваются специалистами МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска.
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, регламентированы локальными нормативными актами МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскаи реализуются преимущественно во внеурочной деятельности.
Система комплексного психолого-медико-социальное сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования отражена в таблице 2.
Таблица 2
Система комплексного психолого-медико-социальное сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования
Направления сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию | Специалисты, осуществляющие сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию | Взаимодействие со специалистами в целях обеспечения сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию | Перечень локальных нормативных актов, регламентирующих сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию |
Психологическое сопровождение | Педагог-психолог |
|
|
Социально-педагогическое сопровождение | Социальный педагог; учителя - предметники; педагог - организатор. |
|
|
Медицинская поддержка и сопровождение | Медицинский работник |
| -Положение о медицинском сопровождении обучающихся; -Договор с родителями (законными представителями) |
4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников
Механизмы взаимодействия, предусматривающие общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, определены МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, исходя из учета особых образовательных потребностей обучающихся, и отражены:
1) в учебном плане среднего общего образования универсального профиля
− при выборе профиля обучения;
− при отборе предметов, изучаемых на базовом уровне;
− при включении в учебный план курсов по выбору обучающихся (элек-тивных / факультативных курсов);
2) в плане внеурочной деятельности в части включения курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих коррекцию и (или) развитие учащихся, в рамках, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, направлений внеурочной деятельности.
5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Планируемые результаты работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, соотносятся с личностными и метапредметными результатами освоения учащимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленными ранее.
Планируется преодоление, компенсация или минимизация имеющихся у подростков нарушений; совершенствование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что позволит школьникам освоить основную образовательную программу, успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных профессиональных образовательных организациях разного уровня.
Личностные результаты:
–сформированная мотивация к труду;
–ответственное отношение к выполнению заданий;
–адекватная самооценка и оценка окружающих людей;
–сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых качеств;
–понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно - оздоровительной деятельностью;
– понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);
– осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных возможностей по реализации жизненных планов;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
– продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;
– овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
– самостоятельное(при необходимости – с помощью) нахождение способов решения практических задач, применения различных методов познания;
– ориентирование в различных источниках информации, самостоятельное или с помощью;
- критическое оценивание и интерпретация информации из различных источников;
– овладение языковыми средствами, умениями их адекватного использования в целях общения, устного и письменного представления смысловой программы высказывания, ее оформления;
– определение назначения и функций различных социальных институтов.
Предметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешногопрофессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ.Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоенияосновной образовательной программы на различных уровнях (базовом,углубленном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида ивыраженности особых образовательных потребностей, а также успешностипроведенной коррекционной работы.
На базовом уровне обучающиеся с ОВЗ овладеваютобщеобразовательными и общекультурными компетенциями в рамках предметных областей ООП СОО.
На углубленном уровне, ориентированном преимущественно наподготовку к последующему профессиональному образованию,старшеклассники с ОВЗ достигают предметных результатов путем болееглубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук,систематических знаний и способов действий, присущих данному учебномупредмету (предметам).Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметовориентированы на формирование целостных представлений о мире и общейкультуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний испособов действий на метапредметной основе.Учитывая разнообразие и вариативность особых образовательныхпотребностей обучающихся, а также различную степень их выраженности,прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения имипредметных результатов.
Предметные результаты:
- освоение программы учебных предметов на углубленном уровне присформированной учебной деятельности и высоких познавательных и/илиречевых способностях и возможностях;
- освоение программы учебных предметов на базовом уровне присформированной в целом учебной деятельности и достаточныхпознавательных, речевых, эмоционально-волевых возможностях;
- освоение элементов учебных предметов на базовом уровне и элементовинтегрированных учебных предметов (подростки с когнитивныминарушениями).
Итоговая аттестация является логическим завершением освоенияобучающимися с ОВЗ образовательных программ среднего общего образования. Выпускники XI классов с ОВЗ имеют право добровольно выбратьформат выпускных испытаний — единый государственный экзамен илигосударственный выпускной экзамен. Кроме этого, старшеклассники, имеющиестатус «ограниченные возможности здоровья» или инвалидность, имеют правона прохождение итоговой аттестации в специально созданных условиях.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие наитоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также школьники,освоившие часть образовательной программы среднего общего образования и(или) отчисленные из образовательной организации, получают справку обобучении или о периоде обучения по образцу, разработанному Школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы...
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
программа коррекционной работы в основной школе
программа коррекционной работы...
программа коррекционной работы в основной школе
выступление...
Программа коррекционной работы
Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков психическом развитии...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...
Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...