Программа коррекционной работы в ООП СОО
материал (10 класс)

Сагинбаева Галия Ринатовна

Данная программа является частью ООП СОО в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnoy_raboty_oop_soo.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска (далее – Программа) с обучающимися с особыми образовательными потребностями при получении ими среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

В Программе учтены:

−        особенности осуществления коррекционной работы с различными контингентами обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, осваивающимися содержание среднего общего образования;

−        опыт работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска по данному направлению.

Программа преемственна с программой коррекционной работы, реализованной МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на уровне основного общего образования.

Программа разработана на нормативный срок освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями содержания среднего общего образования.

В соответствии с п. 18.2.4 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Программа содержит пять разделов:

1)        цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования;

2)        перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;

3)        система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

4)        механизм взаимодействия МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников;

5)        планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Реализация Программы обеспечивается комплексом локальных нормативных актов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска:

  • Положение о школьном психолого-педагогическомконсилиуме;
  • Положение о службе психолого-педагогического сопровождения;
  • Положение об индивидуальном учебном плане и др.

1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования

Программа коррекционной работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с обучающимися с особыми образовательными потребностями при получении ими среднего общего образования направлена на:

−        создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития;

−        коррекцию (минимизацию) недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на уровне среднего общего образования;

−        оказание им помощи в освоении основной образовательной программы среднего общего образования.

Программа носит комплексный характер и обеспечивает:

−        поддержку на уровне среднего общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

−        выявление на уровне среднего общего образования и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, семьи и других институтов общества;

−        интеграцию обучающихся МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с особыми образовательными потребностями в иные организации, осуществляющие образовательную деятельность;

−        оказание на уровне среднего общего образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

−        создание в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорскаспециальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Цель программы коррекционной работы – обеспечение комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования, направленной на коррекцию и / или компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии для успешного освоения ими основной образовательной программы среднего общего образования, их профессионального самоопределения, социализации и обеспечения психологической устойчивости.

Задачи программы коррекционной работы:

−        выявление особых образовательных потребностей у обучающихся, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования;

−        создание в МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска условий для успешного освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями, в т. ч. попавшими в трудную жизненную ситуацию, основной образовательной программы среднего общего образования (или ее элементов) и прохождения ими итоговой аттестации;

−        коррекция (минимизация) имеющихся у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в т. ч. попавших в трудную жизненную ситуацию, нарушений (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных);

−        обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностям на уровне среднего общего образования непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве урочной и внеурочной деятельности;

−        выявление на уровне среднего общего образования профессиональных склонностей, интересов у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию;

−        проведение на уровне среднего общего образования работы по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию;

−        осуществление на уровне среднего общего образования консультативной работы с педагогами, родителями, социальными работниками, а также потенциальными работодателями;

−        проведение на уровне среднего общего образования информационно-просветительских мероприятий.

2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов

Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятийМОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскана уровне среднего общего образования с обучающимися с особыми образовательными потребностям, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию, сформирован исходя из учета особых образовательных потребностей конкретного учащегося или группы учащихся, имеющих сходные проблемы, в реализации диагностических, коррекционно-развивающих, консультационных, информационно-просветительских мероприятий.

Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятийМОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскапредставлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Перечень комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Ответственный исполнитель

Диагностическое направление

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

  • определение особых образовательных потребностей учащихся (общих и специфических) на уровне среднего общего образования;
  • выявление характера и сущности нарушений у подростков с ОВЗ и инвалидов;
  • выявление учащихся, испытывающих сложности в освоении основной образовательной программы среднего общего образования;
  • подготовка рекомендаций по оказанию психолого­медико­педагогической помощи обучающимся и др.

Педагог - психолог

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

Социальный педагог

Контроль динамики развития учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

Педагог – психолог, классный руководитель

Коррекционно-развивающее направление

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно­развивающих занятий с учащимися с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

−        помощь в освоении содержания среднего общего образования;

−        коррекция (минимизация) недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся на уровне среднего общего образования;

−        развитие у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Педагог-психолог; учителя-предметники

Отбор оптимальных коррекционных программ / методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся на уровне среднего общего образования

Педагог-психолог; учителя-предметники

Консультационное направление

Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с учащимися с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

  • обеспечение непрерывности специального сопровождения учащихся, испытывающих сложности в освоении основной образовательной программы среднего общего образования, и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;

Педагог-психолог

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

Педагог-психолог

Информационно-просветительское направление

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

  • обеспечение разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями организации образовательной деятельности для учащихся, со всеми участниками образовательных отношений

Педагог-психолог; учителя-предметники; социальный педагог

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями на уровне среднего общего образования

Педагог-психолог

Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскана уровне среднего общего образования с обучающимися с особыми образовательными потребностям, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию, ежегодно отражаются в плане работы школьного психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума.

3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, обеспечиваются специалистами МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска.

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, регламентированы локальными нормативными актами МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорскаи реализуются преимущественно во внеурочной деятельности.

Система комплексного психолого-медико-социальное сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования отражена в таблице 2.

Таблица 2

Система комплексного психолого-медико-социальное сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию, на уровне среднего общего образования

Направления сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию

Специалисты, осуществляющие сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию

Взаимодействие со специалистами в целях обеспечения сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию

Перечень локальных нормативных актов, регламентирующих сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию

Психологическое сопровождение

Педагог-психолог

  • администрация школы;
  • учителя-предметники;
  • медицинский работник;
  • классный руководитель;
  • социальный педагог
  • Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме;
  • План работы педагога-психолога;
  • План воспитательной работы;
  • ИПРА ребенка – инвалида;
  • План работы с обучающимися«группы риска».
  • Договор с родителями (законными представителями)

Социально-педагогическое сопровождение

Социальный педагог; учителя - предметники; педагог - организатор.

  • учителя-предметники;
  • медицинский работник;
  • специалисты социальных служб,
  • орган исполнительнойвласти по защите прав детей
  • отдел опеки администрации г. Магнитогорска
  • План работы социального педагога;
  • План работы с обучающимися «группы риска»;
  • План работы педагога - наставника с обучающимся «группы риска»;
  • План воспитательной работы.

Медицинская поддержка и сопровождение

Медицинский работник

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • классный руководитель;
  • ГБУЗ « Детская городская поликлиника № 3 г. Магнитогорска»

-Положение о медицинском сопровождении обучающихся;

-Договор с родителями (законными представителями)

4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников

Механизмы взаимодействия, предусматривающие общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, определены МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, исходя из учета особых образовательных потребностей обучающихся, и отражены:

1)        в учебном плане среднего общего образования универсального профиля

−        при выборе профиля обучения;

−        при отборе предметов, изучаемых на базовом уровне;

−        при включении в учебный план курсов по выбору обучающихся (элек-тивных / факультативных курсов);

2)        в плане внеурочной деятельности в части включения курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих коррекцию и (или) развитие учащихся, в рамках, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, направлений внеурочной деятельности.

5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Планируемые результаты работы МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, соотносятся с личностными и метапредметными результатами освоения учащимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленными ранее.

Планируется преодоление, компенсация или минимизация имеющихся у подростков нарушений; совершенствование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что позволит школьникам освоить основную образовательную программу, успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных профессиональных образовательных организациях разного уровня.

Личностные результаты:

–сформированная мотивация к труду;

–ответственное отношение к выполнению заданий;

–адекватная самооценка и оценка окружающих людей;

–сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых качеств;

–понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно - оздоровительной деятельностью;

– понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

 – осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных возможностей по реализации жизненных планов;

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

– продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;

– овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

– самостоятельное(при необходимости – с помощью) нахождение способов решения практических задач, применения различных методов познания;

– ориентирование в различных источниках информации, самостоятельное или с помощью;

- критическое оценивание и интерпретация информации из различных источников;

 – овладение языковыми средствами, умениями их адекватного использования в целях общения, устного и письменного представления смысловой программы высказывания, ее оформления;

 – определение назначения и функций различных социальных институтов.

Предметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешногопрофессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ.Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоенияосновной образовательной программы на различных уровнях (базовом,углубленном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида ивыраженности особых образовательных потребностей, а также успешностипроведенной коррекционной работы.

На базовом уровне обучающиеся с ОВЗ овладеваютобщеобразовательными и общекультурными компетенциями в рамках предметных областей ООП СОО.

На углубленном уровне, ориентированном преимущественно наподготовку к последующему профессиональному образованию,старшеклассники с ОВЗ достигают предметных результатов путем болееглубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук,систематических знаний и способов действий, присущих данному учебномупредмету (предметам).Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметовориентированы на формирование целостных представлений о мире и общейкультуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний испособов действий на метапредметной основе.Учитывая разнообразие и вариативность особых образовательныхпотребностей обучающихся, а также различную степень их выраженности,прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения имипредметных результатов.

Предметные результаты:

- освоение программы учебных предметов на углубленном уровне присформированной учебной деятельности и высоких познавательных и/илиречевых способностях и возможностях;

- освоение программы учебных предметов на базовом уровне присформированной в целом учебной деятельности и достаточныхпознавательных, речевых, эмоционально-волевых возможностях;

- освоение элементов учебных предметов на базовом уровне и элементовинтегрированных учебных предметов (подростки с когнитивныминарушениями).

Итоговая аттестация является логическим завершением освоенияобучающимися с ОВЗ образовательных программ среднего общего образования. Выпускники XI классов с ОВЗ имеют право добровольно выбратьформат выпускных испытаний — единый государственный экзамен илигосударственный выпускной экзамен. Кроме этого, старшеклассники, имеющиестатус «ограниченные возможности здоровья» или инвалидность, имеют правона прохождение итоговой аттестации в специально созданных условиях.

Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие наитоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также школьники,освоившие часть образовательной программы среднего общего образования и(или) отчисленные из образовательной организации, получают справку обобучении или о периоде обучения по образцу, разработанному Школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы...

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Программа коррекционной работы

Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков  психическом развитии...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...