Организация коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования
методическая разработка

Тихомирова Наталья Леонтьевна

В данной разработке я делюсь опытом о  наполняемости своего кабинета, знакомлю с методическими пособиями, которые использую в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования

Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребёнку, в форме занятий, так и родителям, педагогам  в форме рекомендаций, консультаций.

Наша школа - ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №2» является муниципальным ресурсным центром по организации инклюзивного образования в образовательных организациях и оказывает образовательные услуги обучающимся и педагогам.  Для этого в школе – интернате создана коррекционно-развивающая среда. Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребёнка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребёнка. В школе имеется кабинет учителя-дефектолога, который представляет собой отдельное помещение,  специально оборудованное для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета разделена на зоны: учебная и игровая.                                                                                                                  Учебная зона обеспечивает место для проведения занятий и содержит: школьные парты и  стулья, рабочий стол учителя-дефектолога, классную доску, демонстративный и раздаточный материал.  Над доской расположены основные геометрические фигуры разного цвета, слева – наборное полотно, справа – мягкая фигурка  Винни-Пуха, который держит семь воздушных шариков, цвет которых соответствует семи цветам радуги. Рядом с доской расположены три  небольших столика, на которых находятся различные пособия и дидактические игры.              Игровая зона рабочего кабинета предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных  упражнений и игр, оснащена ковровой дорожкой, мягкими модулями, сухим бассейном, игровым материалом, что   обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей.                                                                                                           В кабинете оформлены стенды с информацией для родителей и ребят, проводятся консультации для родителей и педагогов.                                          Собран материал для проведения диагностических обследований:

- материал для обследования речи, кубики, цветные палочки, наборы геометрических фигур разного цвета и величины, сюжетные , предметные, разрезные картинки, игры для соотнесения по цвету и форме

Для проведения групповых и индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий в кабинете имеется специально подобранный материал для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности:

Для сенсорного развития:

- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины

- сенсорные дорожки

- тактильные следочки, мешочки, дорожки

- сенсорная коробка «Морское дно»

- развивающее пособие «Сто идей для развития детей» познакомит с цветом, формами, величиной, способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти.

- пирамидки разного размера

-различные музыкальные инструменты: погремушки, барабан, бубен, колокольчики, шумящие коробочки

- банки для раскладывания мелких предметов

- мозаика

-разрезные и парные картинки

- материал для лепки, рисования, аппликации

Для развития мелкой моторики:

- природный материал (шишки, желуди, кедровые орехи, фасоль и др.)

- разнообразные шнуровки, игрушки - моталки

- наборы сыпучих материалов

- игры с прищепками

- трафареты, обводки, пособия для развития графомоторных функций

Для развития речи детей:

- подборка иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

- картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Транспорт» и другие по темам занятий

Пособия для формирования элементарных математических представлений: 

- Мягкая развивающая книжка «Счёт», которая состоит из 11 страничек      (10 разворотов). В книжке много съёмных деталей. Для развития мелкой моторики используем крючки, пуговицы, липучки, шнуровки, молнии, бусины.

- Обучающий планшет «Весёлый счёт», в котором собраны загадки, пословицы, задания на каждую цифру.

-  Дидактические игры на соотнесение числа и цифры

- Волшебный мешочек с мягкими цифрами

- мелкие предметы для счёта, выкладывания узоров

- набор цифр до 10

Материалы для развития психических процессов:

- логические цепочки

- 4-й лишний

- найди отличия

-что перепутал художник

Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка. Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребёнка коррекционно-развивающей среды – одно из условий повышения эффективности работы с проблемным ребёнком. Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда  играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка, способствует успешному его развитию и социальной адаптации, обогащает новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20  План прове...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...