Организация коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования
методическая разработка
В данной разработке я делюсь опытом о наполняемости своего кабинета, знакомлю с методическими пособиями, которые использую в своей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования
Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребёнку, в форме занятий, так и родителям, педагогам в форме рекомендаций, консультаций.
Наша школа - ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №2» является муниципальным ресурсным центром по организации инклюзивного образования в образовательных организациях и оказывает образовательные услуги обучающимся и педагогам. Для этого в школе – интернате создана коррекционно-развивающая среда. Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребёнка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребёнка. В школе имеется кабинет учителя-дефектолога, который представляет собой отдельное помещение, специально оборудованное для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета разделена на зоны: учебная и игровая. Учебная зона обеспечивает место для проведения занятий и содержит: школьные парты и стулья, рабочий стол учителя-дефектолога, классную доску, демонстративный и раздаточный материал. Над доской расположены основные геометрические фигуры разного цвета, слева – наборное полотно, справа – мягкая фигурка Винни-Пуха, который держит семь воздушных шариков, цвет которых соответствует семи цветам радуги. Рядом с доской расположены три небольших столика, на которых находятся различные пособия и дидактические игры. Игровая зона рабочего кабинета предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр, оснащена ковровой дорожкой, мягкими модулями, сухим бассейном, игровым материалом, что обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей. В кабинете оформлены стенды с информацией для родителей и ребят, проводятся консультации для родителей и педагогов. Собран материал для проведения диагностических обследований:
- материал для обследования речи, кубики, цветные палочки, наборы геометрических фигур разного цвета и величины, сюжетные , предметные, разрезные картинки, игры для соотнесения по цвету и форме
Для проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете имеется специально подобранный материал для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности:
Для сенсорного развития:
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- сенсорные дорожки
- тактильные следочки, мешочки, дорожки
- сенсорная коробка «Морское дно»
- развивающее пособие «Сто идей для развития детей» познакомит с цветом, формами, величиной, способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти.
- пирамидки разного размера
-различные музыкальные инструменты: погремушки, барабан, бубен, колокольчики, шумящие коробочки
- банки для раскладывания мелких предметов
- мозаика
-разрезные и парные картинки
- материал для лепки, рисования, аппликации
Для развития мелкой моторики:
- природный материал (шишки, желуди, кедровые орехи, фасоль и др.)
- разнообразные шнуровки, игрушки - моталки
- наборы сыпучих материалов
- игры с прищепками
- трафареты, обводки, пособия для развития графомоторных функций
Для развития речи детей:
- подборка иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
- картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Транспорт» и другие по темам занятий
Пособия для формирования элементарных математических представлений:
- Мягкая развивающая книжка «Счёт», которая состоит из 11 страничек (10 разворотов). В книжке много съёмных деталей. Для развития мелкой моторики используем крючки, пуговицы, липучки, шнуровки, молнии, бусины.
- Обучающий планшет «Весёлый счёт», в котором собраны загадки, пословицы, задания на каждую цифру.
- Дидактические игры на соотнесение числа и цифры
- Волшебный мешочек с мягкими цифрами
- мелкие предметы для счёта, выкладывания узоров
- набор цифр до 10
Материалы для развития психических процессов:
- логические цепочки
- 4-й лишний
- найди отличия
-что перепутал художник
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка. Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребёнка коррекционно-развивающей среды – одно из условий повышения эффективности работы с проблемным ребёнком. Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка, способствует успешному его развитию и социальной адаптации, обогащает новыми знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития
Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...
Принципы организации коррекционно-развивающей работы
Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.
I. Водная часть.1. Инклюзия - современная стратегия специального образования2. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1. Г...
«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».
Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 План прове...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»
Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....