ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
статья

Коляса Мария Евгеньевна

В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности и, как следствие, гармоничного эмоционального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коляса Мария Евгеньевна (kolyasa2016@yandex.ru) 

государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 36 города Ставрополя»

(ГКОУ С(К)О школа-интернат №36 города Ставрополя)

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности и, как следствие, гармоничного эмоционального развития.

Ключевые слова: социальная среда, эмоциональная сфера, синтония, мимика,  жесты, нарушения слуха.

 Социальная среда, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет особое значение в формировании у него особенностей в развитии эмоциональной сферы, становлении определенных черт характера. Личность ребенка формируется в ходе усвоения и анализа социального опыта, то есть в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Окружающий социум раскрывается перед ним с позиции, при которой ребенок начинает занимать место в системе человеческих отношений. Однако при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Это достигается при условии,  что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями "ребенок - ребенок" или "ребенок - взрослый".

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот, и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности - с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям: дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.

На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха могут влиять определенные неблагоприятные факторы:

1) нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушениями слуха от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта;

2) детям с проблемами слуха не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки;

3) отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений;

4) более позднее приобщение к художественной литературе влияет на  мир эмоциональных переживаний слабослышащего и глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

 К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения [1, с.288].

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития детей с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

Так, например, В. Петшак провел исследование эмоционального развития детей с нарушениями слуха, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы:

1) определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у детей  с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок, будь то дом, детский сад, школа или школа-интернат;

2) исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека слабослышащими и глухими дошкольниками и школьниками [2, с. 132].

Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего - близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.
При благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушениями слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между слабослышащими и глухими.    

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство - это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие - подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.
Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода - сюжетно-ролевой игры. Даниил Борисович Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка. Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности - двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, то есть усваивает своеобразный язык чувств - принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев "языком" чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [3, с.82].

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Личность формируется в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения жизненного опыта. В итоге можно говорить о том, что сама социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности. Благоприятно влияет на эмоциональную сферу детей с недостатками слуха развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть показаны эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Условия домашнего воспитания, важным фактором которого является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. С помощью коррекционных упражнений необходимо проводить постоянную работу по развитию личности и компенсация сниженных психических функций детей с проблемами слуха.

Литература:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Пер. с франц. – М.: Прогресс. - 2008. –427 с.
  2. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. – 1989. №4.
  3. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
  4. Федоренко Л.Г. Профилактика эмоционального напряжения в школе // Психология в школе. 2002. 4.1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Статья посвящена опсианию эмоционльного развития детей с НС. Приводятся краткие конспекты занятий  для развития эмоционльной сферы детей с НС....

Игры для развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

В статье рассказывается как помочь ребенку развить эмоциональные сферу ребенку с нарушением слуха...