Консультация "Возрастные нормы развития речи"
консультация
Возрастные нормы развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_normy_razvitiya_rechi_1.docx | 645.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные нормы развития речи
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми .Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Процесс развития речи заключается:
- в овладении разговорной речью,
- в развитии понимания обращенной речи,
- в выражении своих мыслей, чувств, впечатлении языковыми средствами.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен:
- быть психически и соматически ( soma (греч.) – тело (человека)) здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
«Чудесные малыши»
(от 0 до 1 года)
Ведущая форма деятельности – эмоционально-положительное общение со взрослым – является основой для формирования предпосылок речевого общения.
В общении со взрослыми развиваются коммуникационно-познавательный комплекс, а также предпосылки речи в виде:
- голосовых реакций,
- интонационной окрашенности,
- сенсорных функций.
1 год
- К этому периоду у ребенка в словарном запасе должно быть от 4 до 10 слов, которые он осознанно произносит («мама», «папа», «дай», «на», «пить», «би-би», «пи-пи» и т.п.)
- Малыш должен понимать простые инструкции («покажи, где мама (папа, бабушка); где глазки, носик», «встань», «иди сюда», «подними руку» и т. д.)
- Ребенок имитирует животных, подражает их голосам: сопит, «как ежик», показывает, как делает курочка, коровка, собачка.
«Непоседы»
( от 1 до 2 лет)
Ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие ребенка, является предметно-действенное общение со взрослым.
К 1году 2 месяцам:
- происходит становление активной речи;
- появляется «слово-фраза»;
- в интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.
К 1 году 3 месяцам:
- появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции;
- ребенок понимает названия некоторых качеств предметов и оценок: «большой», «маленький»;
- в речи повторяется только первый слог слова: баран - «ба»; или ударный слог: окошко - «ко», пропускает звуки: собака - «бака».
К 1 году 6 месяцам:
- возникает обобщенное понимание некоторых слов;
- подражание речи взрослого принимает роль словесной игры.
К 1 году 9 месяцам:
- ребенок понимает несложный сюжет картинки;
- в словаре имеется 175 слов, во фразе 3-4 слова;
- возникает описательная речь.
«Активные…»
( от 2 до 3 лет)
- Ребенок понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте;
- задает вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Где?», «Куда?», «Почему?»;
- говорит фразами из двух и более слов;
- запоминает много двустиший, концовок песенок, повторяет их;
- понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями;
- его словарный запас составляет 200-400 слов;
- пользуется фразами из 2-4 слов;
- выявляет в играх элементы планирования, например, «Я возьму кубики и построю дом».
Характерно:
- неправильное звукопроизношение;
- неустойчивое произношение многих слов;
- нарушение слоговой структуры многосложных слов.
«Почемучки»
( от 3 до 4 лет)
С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
Четвертый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему», «зачем», «как». В этот период обнаруживается наибольшая чувствительность ребенка к языку.
- Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [С], [З], [Ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч’], [Щ’] и часто заменяет их свистящими [С], [З], [Ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [Р], [Р’], [Л] малыш может заменять звуком [Л’], реже [Й’]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
- Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман» и т. д.
- Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), а также притяжательные прилагательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
- Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарфик!», «Один колесо», «У меня много подругов», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
- Фразовая речь. Пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказывания в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
«Любознательные…»
( от 4 до 5 лет)
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
- Звукопроизношение. Ребенок данного возраста овладевает четким и чистым произношением шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч’], [Щ’]. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
- Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли , свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.
- Грамматический строй. Ребенок относительно свободно пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Связная речь. Ребенок начинает овладевать монологической речью: умеет связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок.
«Старшие дошкольники»
( от 5 до 6 лет)
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
- Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
- Формирование навыков звукового анализа. Ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точно место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
- Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Непроизвольная память – основа пополнения словаря – в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
- Грамматический строй речи. Владеет всеми типами склонения существительных. Владеет навыком словообразования: от одного корня может образовать различные части речи (существительные, глаголы, прилагательные и др.)
- Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами. Без дополнительных вопросов составляет пересказ сказки, рассказа из 40-50 предложений.
«Будущие первоклассники»
( от 6 до 7 лет)
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
- Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносит слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
- Фонематический слух. Шестилетний ребенок четко различает на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.
- Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.
- Словарный запас. Словарь дошкольника шести лет – 3500 слов, в нем активно накапливаются слова и выражения. Ребенок подбирает антонимы и синонимы к словам, усваивает многозначность слов, владеет навыком образования сложных слов, подбором родственных слов.
- Грамматический строй. Ребенок хорошо владеет навыками словообразования и словоизменения. Наряду с формами прямых падежей он употребляет и формы косвенных падежей. Ребенком усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложения.
- Связная речь. Владеет всеми формами устной речи: монологической и диалогической, ситуативной и контекстной. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка в норме
В данном материале дана краткая характеристика этапов развития речи ребенка в норме....
Возрастные нормы развития речи
Представлены возрастные закономерности речевого развития детей от 0 до 7 лет....
Буклет " Нормы развития речи"
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось...
консультация для родителей "нормы развития речи для детей 3-4 года"
консультация для родителей...
консультация для родителей "нормы развития речи для детей 4-5 года"
консультация для родителей...
Нормы развития речи детей 4-5 лет.
Речь ребёнка 4-5 лет....
Советы родителям: "Возрастные нормы развития речи"
Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Очень важно, чтобы родите...