Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя на подготовительном этапе по исправлению звукопроизношением
консультация

Ситникова Екатерина Владимировна

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя на подготовительном этапе по исправлению звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Консультация учителя-логопеда

«Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя на подготовительном этапе по исправлению звукопроизношением»

     Сегодня на консультации мы поговорим о речевом аппарате, о нарушениях речевого развития детей, с которыми мы работаем и о совместной работе учителя-логопеда и воспитателя на подготовительном этапе по исправлению звукопроизношения.

      Речевой аппарат включает в себя 3 отдела:

1.Дыхательные мышцы – для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

2. Голосовые складки – они располагаются в горле. Их дрожание создаёт звук голоса, который нужен для произнесения гласных и звонких согласных звуков.

3. Собственно органы речи:

язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, маленький язычок, зубы, их основания, твёрдое нёбо, альвеолы (бугорки за верхними зубами).

(Показ профиля артикуляционного аппарата)

     Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

     Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребёнок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно слышать и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребёнок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря речевому слуху он распознаёт звуки речи и различает их между собой.

     С помощью речевого слуха ребёнок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения.

     У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно произносить звуки.

     Таким образом, мы подошли к одной из причин несформированности речевого развития детей, с которыми мы работаем.

     

 
    ФФН  – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами, т.е. у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка.
Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны! 

     Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам.

     Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

     Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов.

     Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

     Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов. Также ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск - фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

     Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой.

     Задачи подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей являются:

     1.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

     2.Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

     Предлагаю Вам несколько упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

  1. Ребёнок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!) Для правильного их выполнения ребёнку необходимы концентрация внимания, устойчивость, переключаемость и достаточный объём слухового внимания.

- прикрой ладонями глаза

- прикрой ладонями уши

- подними правое плечо

- подними левую руку

- согни левую ногу

- правой рукой коснись правого плеча

- левой ладонью прикрой левое ухо

- правой рукой возьмись за левый локоть

- правую руку к плечу, левую вперёд

- поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс

- указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо


2. Если действия, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает»- ребёнок приседает, если «не бывает»- ребёнок стоит на месте.

- корова летает

- лошадь выступает в цирке

- рыба бежит к реке

- курица даёт молоко

- воробей чирикает

- кукушка ловит кошку

- мама моложе дочки

- папа старше сына

- собака ведёт мальчика на поводке

- в холодильнике жарится яичница

- у кошки родились утята

- мальчики играют в футбол

  1. Если сочетания слов реальны «бывает» - ребёнок поднимает руки вверх, если «не бывает» - ребёнок стоит на месте.

- синий помидор

- красное яблоко

- сладкая селёдка

- тяжелая сковородка

- пластмассовая кастрюля

- шоколадный медведь

- полосатый котёнок

- мягкий утюг

- холодный суп

- глубокая лужа

- горячее мороженое

- мелкая тарелка

  1. Ребёнок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребёнок соединяет ладошки вместе, если названный предмет большой - ребёнок разводит руки в стороны.

- муравей

- слон

- булавка

- комната

- дом

- озеро

- иголка

- изюм

- море

- пчела и т.д.

Для маленьких детей можно предложить игры:

«Где звучит?», «Что звучит?», «Угадай по голосу»

Вторая задача подготовительного этапа - устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.


Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Итак, на подготовительном этапе логопед, в зависимости от характера нарушения звука, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель, по заданию логопеда, в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. При выполнении статических упражнений необходимо удержание артикуляционной позы в одном положении 10-15 секунд.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить упражнения эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В группе можно воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см),  взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое- то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


    Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

     

Сегодня мы выполним небольшой комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ


1.
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3.
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты  и видны.

4.
Коробочка.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.
Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ


1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.
 Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.  
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

4. . Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".


5.
Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнения для губ и щек
1.
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
2.
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
3. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка
1.
Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.
Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4.
Иголочка . 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5.
Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6.
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7.
Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.
1.
Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2.
Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4.
Спрячь конфетку.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.


5.
Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6.
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7.
Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8.
Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9.
Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10.
Вкусное варенье.
Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1.
Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2.
Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
3.
Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
4.
 Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
5. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
6. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
7. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
2. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
3. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
4. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 





Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития

Мною и воспитателем Сёминой И.А. проводилась совместная работа по постановке сценки со старшими дошкольниками с использованием логопедических мет...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по формированию графического навыка у детей обучающихся по АООП с умственной отсталостью (2 вариант)

Наглядные  яркие картинки помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Например серию картинок «Времена год...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...