«Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами технического творчества».
статья
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района
Выступил: педагог дополнительного образования Вора Екатерина Васильевна на тему
«Развитие личности ребенка с ОВЗ
средствами технического творчества».
В конце ХХ в. Произошли существенные изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно – воспитательную работу с детьми – инвалидами с конца ХIХ и до конца ХХ в., внедряется концепция «Человеческого достоинства» детей, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
Определяемая государством, цель современного ДО как «развитие мотивации, ориентированный на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ» подчеркивает положение о том, что оно является мощным фактом развития личности. В свою очередь жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в свободное время значима и должна быть более социально-педагогически ориентирована.
Оптимальной моделью, позволяющей организовать процесс формирования социального опыта и развития личностной культуры у детей и подростков с ОВЗ, являются творческие центры по вопросам, которые главной педагогической целью деятельности ставят организацию процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени через ориентацию на определенную социально значимую ценность; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого ребенка.
Система ДОД - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, ценностного, интеллектуального, физического, культурного развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, в сфере досуга. Особо этот вопрос касается дополнительного образования детей с ОВЗ, дефектами развития, т.к. эта категория детей требует особого внимания социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами технического творчества». | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района
Выступил: педагог дополнительного образования Вора Екатерина Васильевна на тему
«Развитие личности ребенка с ОВЗ
средствами технического творчества».
В конце ХХ в. Произошли существенные изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно – воспитательную работу с детьми – инвалидами с конца ХIХ и до конца ХХ в., внедряется концепция «Человеческого достоинства» детей, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
Определяемая государством, цель современного ДО как «развитие мотивации, ориентированный на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ» подчеркивает положение о том, что оно является мощным фактом развития личности. В свою очередь жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в свободное время значима и должна быть более социально-педагогически ориентирована.
Оптимальной моделью, позволяющей организовать процесс формирования социального опыта и развития личностной культуры у детей и подростков с ОВЗ, являются творческие центры по вопросам, которые главной педагогической целью деятельности ставят организацию процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени через ориентацию на определенную социально значимую ценность; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого ребенка.
Система ДОД - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, ценностного, интеллектуального, физического, культурного развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, в сфере досуга. Особо этот вопрос касается дополнительного образования детей с ОВЗ, дефектами развития, т.к. эта категория детей требует особого внимания социума.
Наше общество в настоящих условиях еще не готово принять этих детей в качестве его полноправных членов, кроме того, отсутствуют условия, способствующие их интеграции в социум, а именно: нет социальных психокоррекционных и психоразвивающих программ, отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники; не созданы условия для их профессиональной подготовки.
В этой связи возникает потребность создания более гибкой системы специального образования, активно сотрудничающей с системой ДО, которая могла бы развиваться и функционаровать как на основе традиционно сложившихся форм, так и на основе интегрированного подхода. Суть интегрированного подхода в данном контексте заключается в том, что детям с отклонениями в развитии создаются равные возможности с их здоровыми сверстниками в получении как специального, так и дополнительного образования, необходимого для их адаптации и полноценной интеграции в обществе.
Правовой его основой являются документы, в которых определены международные нормы в области образования детей-инвалидов: «Декларация о правах инвалидов»; «Декларация о правах умственно отсталых лиц»; «Конвенция о правах ребенка»; «Всемирная программа о правах, действий в отношении инвалидов»; «Стандартные правила по обеспечению для инвалидов равных возможностей». В названных документах образование детей – инвалидов рассматривается с позицией наиболее полного обеспечения условий обучения и воспитания в интегрированных образовательных структурах. Проблемой является недостаточность социальной и трудовой адаптации выпускников коррекционных школ, в том числе, из-за весьма ограниченного выбора в школьном трудовом и профессиональном обучении. А также из-за сложившегося стереотипа отторжения детей этого контингента существующими УДОД.
Техническое творчество, как вид деятельности в традиционном смысле, требует такие качества ума, как умение сопоставлять, комбинировать, анализировать, находить связи, зависимости, закономерности, планировать и предугадывать результаты конкретной деятельности. У детей с ОВЗ, в большей мере это обусловлено социально-воспитательными причинами, успешно развивается исполнительская деятельность. Здесь можно говорить о развитии внимания, памяти, умения копировать в широком смысле слова, совершенствовать какую-либо конкретную деятельность. Следует отметить , что учащиеся с ОВЗ более успешны в наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении (соответственно и в конкретной деятельности).
Техническое творчество является оптимально адекватной коррекционно-развивающей формой для определенной гармонизации личности таких детей (когда на ряду с активизацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, а также мотивационные и эстетические аспекты), расширения диапазона деятельности детей, обогащения их социальных связей. Не секрет, что вопросы роли и места обучения творческой деятельности детей с ОВЗ, осуществляемой сегодня в большинстве УДОД, находятся в стадии становления и развития, ведутся экстремальные исследования в данном направлении.
По мере усвоения детьми основных тем учебного курса большую роль начинают играть индивидуальные формы работы. Основа образовательного процесса эксперимента – практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом. Направленность занятий может быть предметной: подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения и тр.
Применение игровых моментов в процессе обучения оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие воспитанников. Широко применялись на занятиях игры на развитие наблюдательности, усидчивости, математического мышления, пространственного воображения. В ходе игр у детей формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор. Исходя из положения и тесном взаимодействии ручной моторики и развития речи, в структуру занятий были включены различные упражнения на развитие и совершенствование тонкой ручной моторики. Данные упражнения способствуют совершенствованию статической и динамической координации кисти и пальцев рук, переключаемости, ритмической организации движений, развитию ориентировки в пространстве. Упражнения необходимо проводить в определенной последовательности, с показом, и только после этого – по словесной инструкции.
Организация и проведение систематических занятий начальным техническим творчеством с детьми с ОВЗ направлены не только на воспитание у детей чувства прекрасного, понимая красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, а также на развитие навыков конструирования, моделирования, макетирования, умения работать с инструментами и техническим оборудованием.
Благодаря занятиям техническим творчеством в условиях ДО интеграция детей с ОВЗ в социальную среду здоровых детей будет успешно реализовываться, если, конечно, для этого будут успешно реализовываться, если, конечно, для этого будут созданы необходимые психолого-педагогические условия. В результате: обеспечивается возможность детям с ОВЗ заниматься в свободное от учебного процесса время дополнительным образованием, в частности техническим творчеством; увеличиваются возможности, необходимые для роста личностных качеств воспитанников, их культурных ценностей, творческих способностей за счет накопления багажа дополнительных ЗУН, полученных на занятиях техническим творчеством; техническое творчество как творческий процесс является своего рода психо-терапией для детей с ОВЗ; влияние технического творчества оказывает положительное действие на развитие интегральной культуры детей с ОВЗ.
Интеграция детей с ОВЗ в УДОД – одно из важнейших средств подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Идеологически процесс интеграции связан с переменами в общественном сознании, а именно: обращением к общечеловеческим ценностям, признанием приоритета интересов каждой отдельной личности, ее права на полную самореализацию, свободный выбор путей и средств реализации своих возможностей и потребностей в соответствии с собственным физическим, эмоциональным, интеллектуальным потенциалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание) Патриотизм, патриотические чувства у дете...
Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным ...
о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...
Статья " Система действий по оптимальному развитию детей, высокомотивированных в области технического творчества"
Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащегося. Важно то, что дополнительное образование даёт воз...
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ звучит как государственный заказ у...
Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством
Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...