Методика работы над сказкой в коррекционной школе
методическая разработка

Сат Чойгаана Шууракайевна

Методика работы над сказкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы над сказкой в коррекционной школе VIII вида

«Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки,

 рисунки, фантазии, творчества»

(В.А. Сухомлинский)

        Сказка наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характера персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школе.

       В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребёнка. Пожалуй, ни к одному из других жанров в большой степени не относятся слова К.Д.Ушинского о том. Что чтение – это упражнение в нравственном чувстве.

       Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. Её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

       Умственно отсталые дети, так же как их сверстники  с нормальным интеллектом, отвечая на вопрос анкеты о самом любимом жанре литературы, прежде всего называют сказку. Эта любовь сохраняется у них на протяжении всех лет обучения.  

      Принимая во внимание значение уроков русского языка и чтения, на протяжении  двух лет преподавая в  специальной (коррекционной) школе работаю над темой: «Использование устного народного творчества на уроках  русского языка и чтения»

цель  работы: активизировать интерес к русскому языку учащихся с нарушениями интеллекта  используя устного народного творчества

задачи обучения:

  • Выработка у детей полноценного навыка чтения, включающего в себя правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения;
  • Воспитание нравственно-эстетических норм поведения и развитие эмоциональной сферы школьников  с нарушениями интеллекта;
  • Формирование коммуникативных умений учащихся специальных школы;
  • Коррекция недостатков учебно-воспитательной процессе

       Последняя группа задач является специфической для специальной (коррекционной) школы. Решение коррекционных задач направлено на исправление у детей с нарушением интеллекта произносительных навыков, на развитие более стабильного внимания, на совершенствование на сглаживание некоторых дефектов логического мышления. Работа над содержанием прочитанного, над соотнесением слова и окружающего мира, слова и картины помогает исправить недостатки образного восприятия детей, активизировать их словарь, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, корригировать словесную систему мышления.

     Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2—6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дате возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книгах для чтения для 2—7 классов включены, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки.

      Давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы знаем имён этих людей. Созданные ими произведения никто не записывал.  Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда вырастали дети, они пересказывали то, что слышали, своим сыновьям и дочерям.

      Каждый рассказчик или певец добавлял, изменял или пропускал какую-то часть для того, чтобы сказка была ещё занимательнее, а песня ещё красивее. Получилась, что над песней, сказкой, былиной, пословицей работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно,- это устное народное творчество.

       Устное –это слово произошло от слова «уста», так раньше» называли рот. Созданные в народе произведения передавались из уст в уста, то есть устно. Отсюда и произошло слово «устное».

      Народное – слово образовано от существительного «народ», так как создавались устные художественные произведения талантливыми людьми из народа.

      Творчество – произошло от слова «творить», то есть создавать, придумывать.

Для определения устного народного творчества существует ещё одно слово – фольклор, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное творчество».

      Среди произведений устного народного творчества первыми появились те из них, в которых содержалось объяснение мира, явлений природы, история племени правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды былины, пословицы, военные и трудовые песни. Позже стали складываться произведения для удовольствия и веселья, для выражения чувств и переживаний. К ним можно отнести загадки, потешки, сказки, лирические песни, частушки, анекдоты и другие.

             Для   преподавания в коррекционных школ устное народное творчество играет большую коррекционную направленность в обучению и воспитанию на уроках русского языка  и чтения. В произведениях устного народного творчества отразилась представления народа о том, что в жизни хороша, а что плохо, как поступить правильно, а как нет, какой человек достоин счастья, а какой будет наказан за жестокость, жадность и лень.

           Наиболее распространенными и любимыми произведениями по праву считаются сказки. В них отразились вера человека в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечты о сильном и умном защитнике, о счастливой жизни людей.

             В волшебных сказках много фантастического, необыкновенного. Иван –крестьянский сын один побеждает трёхглавого змея. Василиса Премудрая ткёт ковёр за одну ночь, Серый Волк верно служит Ивану Царевичу.

             Добрые и трудолюбивые сказки, в которых действующими лицами являются животные. Они поступают так же, как люди, и даже говорят человеческим языком. Каждый поступок животного в этих сказках можно сопоставить с действиями человека.                                          

            Самыми популярными персонажами сказок о животных являются лиса, заяц, волк, медведь. Лиса всегда обманщица: то притворится мёртвой и крадёт рыбу у простоватого мужика, то учит глупого волка хвостом ловить рыбу в проруби, то выгоняет зайца из его собственного дома. Но она наказывается за обман: в сказке «Лиса и Петух» её выгоняет из лубяного домика, который она хитростью и грубостью отобрала у зайца.

           Есть сказки, в которых мало волшебного. Это бытовые сказки. В них рассказывается о крестьянах, солдатах, помещиках, о бедных и богатых людях. Правда в таких сказках на стороне тех, кто трудится, кто умеет за себя постоять, найти выход из тяжелой ситуации.

         Слушать сказки любили многие известные писатели: А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, М. Горький, А.П. Гайдар и другие. Они записывали услышанные сказки, сочиняли свои. Поэтому сейчас мы можем читать не только народные сказки, но и литературные сказки, созданные выдающимся писателями.

         В книгах для чтения в специальной школе представлены все виды сказок: бытовые («Мужик и царь» -7 класс), волшебные («Василиса Премудрая», сказки о животных  («Лиса и Журавль»3 класс, «Журавль и Цапля» -7 класс). В книги для чтения включены не только русские, но и сказки других народов сказок, дети знакомятся с литературными сказками. Здесь представлено большое разнообразие писателей XIX в. И в современных писателей. Это сказки А.С.Пушкина, В.А. Жуковского, К.Г. Паустовского, В.М.Гаршина, А.М. Горького, С.Я.Маршака идр.

          Несмотря на доступность жанра, учащиеся специальной школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок. По данным исследования Г.М. Гусевой, часть умственно отсталых первоклассников воспринимают сказку только эмоционально, выражают отношение к содержанию возгласами, репликами, но отказываются от пересказа и даже от ответов на вопросы.

           Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев. Для того чтобы облегчить ученикам специальной школы понимание сказок, в методике предлагаются некоторые рекомендации к её изучению.

         При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деятельность детей (в младших классах) так, чтобы учащиеся могли правильно воспринимать самих героев и их действия.

         Так, перед чтением  сказки «Колобок» целесообразно, чтоб дети увидели настоящее печёное изделия, рассмотрели, из чего испечен колобок, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них показать, а других назвать по предъявленных картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.

       Показывать предметы, описанные в этой сказке, целесообразно. Во-первых, потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ их уведёт в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне контекста.

       Та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и в старших классах. При чтении сказки Х.К. Андерсана «Снежная королева», кроме кратких сведений об авторе, уместно показать учащимся изображения злого тролля с зеркалом в руке  и Снежной королеве. Демонстрационный материал должен создать образы злого маленького колдуна и холодной, красивой женщины.  

       Кроме того, рекомендуется проводить на уроке чтения не менее двух здоровосберегающих физкультминуток. Как показали исследования физиологов, утомление учащихся особенно заметно на 15-й и 25-й минуте урока. Поскольку эти показатели даны для детей  с нормальными интеллектом, время может быть немного сдвинуто в сторону его уменьшения (например, 13-я и 20-я минуты урока). Первая физкультминутка, как правило, проводится с речевым сопровождением. Все дети участвуют в произнесении стихотворных строк и в выполнении движений, подчиняя свои действия словесной инструкции. В процессе произнесения стихотворных строк отрабатывается выразительность речи первоклассников, так как они повторяют строчки стихотворения, имитируя интонацию учителя. Коллективное  выполнение этих положительно влияет на подъем общей активности учеников. Смена динамических поз помогает снятию утомления, релаксации детей.

       Вторая физкультминутка проводится либо в виде выполнения отдельных движений без речевого сопровождения, либо в виде минутки тишины. К 20-й минуте школьники устали от звучащей речи. Им нужно побыть немножко в тишине. Если отдых детей организуется как минутка тишины, она может проходить в виде игры «Замри» или как имитация сна.

         Иногда я даю творческие задания,  которое в течение одной минуты  им должна быть обеспечена абсолютная тишина. В такой обстановке они отдыхают от звучащей речи урока чтения.

        Все жанры устного народного творчества имеет значительную коррекционную направленность, их  можно использовать как наглядность и дидактические материалы на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе.

        Причиной школьной неуспеваемости детей с нарушениями интеллекта, является отсутствие  интереса к обучению. Чтобы активизировать  познавательную деятельность  учащихся  на уроках нужно заинтересовать их.

         Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционной работе,  позволяющее разнообразить формы и средства обучения.

          Для развитие интереса на уроках русского языка и чтения использую интернет – ресурсы с развивающими играми. Они значительно повышают  познавательную деятельность обучающихся, помогают делать занятия более интересными,   способствуют повышению внимания, речевой активности, формированию учебной мотивации.

                   

   

         

       

Список использованной литературы

  1. А.К.Аксенова,  С.Ю.Ильина   Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта, Москва,  «Просвещение », 2011г. – 335с.
  2. М.И. Шищкова «Развитие речи на уроках литературного чтения»,  Москва, «Владос»,2013г. – 88с.
  3. Научно-методический журнал Академии педагогических наук  «Дефектология», Москва «Педагогика» -1990г.
  4. М.П. Татаринцева «Сказки, песни, загадки» русский фольклор в туве, Кызыл, «Новости Тувы» 1995г. - 176с.
  5. М.В.Смирнов 2500 скороговорок. Для  детей 4-6 лет  - СП б.: Издательский Дом «Нева», 2005г.-240с.
  6. М.П. Филипченко Пословицы, поговорки, загадки  Народов России. Ростов-н/Дону: Феникс,  - 2011г. -370с. (Мудрость тысячелетий.)
  7. Н. Б. Коростелов Стихи и рассказы о родной природе: Хрестоматия. – М.:  2001. – 384с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Проект по работе с родителями в коррекционной школе "Школа + семья = успех"

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные...

Методика работы со сказками

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству....

Методика формирования вычислительных навыков в коррекционной школе посредством проведения устного счета на уроках математики

Формирование вычислительных навыков имеет огромное практическое значение для обучающихся коррекционной школы, т.к. её выпускники сразу вступают в самостоятельныю жизнь и включаются в произвеодстенный ...

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...

Методика работы над сказкой на уроках литературы в 5 классе

    Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данны...