нейропсихология детского возраста
статья
Нейропсихология относится к ряду тех областей знания, которые изучают сложнейший, насчитывающий не одно десятиление вопрос о взаимодействии мозга и психики. Но и в настоящее время эта проблема продолжает вызывать теоретический и практический интерес у ученых разных областей знания. В тексте представлен основной теоретический материал для знакомства с предметом нейропсихологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologiya_detskogo_vozrasta.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия нейропсихологии детского возраста.
Теоретические основы нейропсихологии детского возраста
Теоретическую основу детской нейропсихологии составляют три принципа, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурия: принцип социогенеза высших психических функций (ВПФ), принцип системного строения ВПФ, принцип динамической организации и локализации ВПФ. Луриевский принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе означает изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды.
Терминологический аппарат детской нейропсихологии довольно широкий и неоднозначный у разных авторов. Осторожно следует использовать такие термины как «симптом» и «нарушение», так как нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза. Термин «дефицит», или «дефект психического функционирования», широко используется и может отражать как временную несформированность определенной психической функции, так и задержку общего или речевого развития, а в некоторых случаях являться проявлением перинатальной патологии мозга.
Термин «отклоняющееся развитие» понимается как часть детской популяции, пограничная между нормой и патологией, то есть «практически здоровые» дети, плохо адаптирующиеся в детском саду или школе, не справляющиеся с программой обучения. Другие авторы используют термины «атипичное развитие», «проблемные дети». Термин «иррегулярное психическое развитие» означает отклонение отнормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.
Многие авторы широко применяют термин «дизонтогенез», понимая под ним процесс, вызываемый пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости.
По этиологии дизонтогенез может иметь разную природу:
- дизонтогенез биологической природы:
- хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга – стабильное патологическое состояние мозга;
- внутриутробные поражения (краснуха, токсоплазмоз, сифилис у беременной) – резидуальное органическое состояние;
- перинатальные нарушения (патологии родов), вызывающие частично обратимые резидуальные органические состояния;
- повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия);
- сенсомоторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики);
2. дизонтогенез социальной природы:
- педагогическая запущенность (недостаточное внимание родителей к своевременному моторному и речевому развитию ребенка);
- педагогические аберрации (преждевременное обучение ребенка письму, чтению или чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие уровню развития ребенка);
- культурная и эмоциональная депривация (особенно у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка);
- нарушение общения в семье (излишняя авторитарность матери, эмоциональная холодность, гиперопека и т.п.);
- билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде.
Проявления дизонтогенеза различны, в зависимости от этиологии, выраженности, устойчивости, времени возникновения и длительности патологического воздействия.
Основные проявления дизонтогенеза:
- сенсорное недоразвитие;
- моторное недоразвитие;
- когнитивное недоразвитие;
- недоразвитие произвольное регуляции своего поведения и навыков общения.
Синдромы дизонтогенеза:
- недоразвитие – носит стойкий, тотальный, но иерархический характер, например, синдром олигофрении – диффузное повреждение незрелого мозга при ряде пре-, пере- и постнатальных патологических воздействий. Мышление страдает больше остальных психических функций.
- задержанное развитие (ЗПР) – замедление темпа формирования когнитивных, двигательных и эмоциональных функций, которое характеризуется обратимостью и парциальностью. Дети не имеют умственной отсталости, но отстают от сверстников. Иногда эту группу характеризуют такие понятия, как «специфическая неспособность к обучению», «медленная обучаемость», «иррегулярность психического развития».
- поврежденное развитие – отличительной чертой является более позднее воздействие на мозг – после достижения ребенком двух-, трехлетнего возраста, когда большая часть мозговых систем уже сформирована в значительной степени и повреждение сформированных психических функций может сочетаться с вторичной задержкой развития функций, формирующихся позднее, например пространственных или регуляторных, а также с эмоциональными расстройствами (эпилепсия, опухоль головного мозга).
- дефицитарное развитие – вследствие патологии отдельных анализаторных систем (слепота, дефекты слуха), приводящих к вторичному недоразвитию илизамедленному развитию всех психических функций и эмоциональной сферы ребенка. При правильном психологическом сопровождении возможна компенсация дефектов за счет сохранных анализаторных систем.
- искаженное развитие – сочетание предыдущих форм с качественно новыми образованиями. Например, синдром раннего детского аутизма.
- дисгармоничное развитие – сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других и нарушение последовательности развития психических функций (психопатии, одаренные дети).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ:"ПЕРВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ....КОГДА ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ , В КАКОМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?"
Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад. Это возраст 3 года или около того. Некоторые родители приводят своих детей ...
Воровство в детском возрасте
Рекомендации психолога по работе с родителями...
Презентация 1 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.
Презентация подготовлена для студентов педагогического колледжа , разбита на три презентации, фотографии удалены,так как возникли трудности с загрузкой....
Презентация 2 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.
Презентация состоит из трех частей,удалены фото,так как загрузка ограничена....
Презентация 3 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.
Презентация для студентов педколледжа,состоит из трех частей. Данная часть рассказывает о симптомах и синдромах основных психических заболеваний....
Презентация "Психопатология детского возраста".
Адресована студентам педагогического колледжа, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.всем .кого интересуют причины и признаки психических заболеваний у детей с ОВЗ....
Презентация "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.
Презентация будет полезна всем,кого интересуют причины,признаки нарушений психологического развития у детей с ОВЗ с МК 10....