адаптация ребенка с заиканием в общеобразовательном процессе
рабочая программа

Кардашова Ксения Владимировна

Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающего обучения с

учеником 3 класса .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_zaikanie.odt26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 144»

660132, г. Красноярск, ул. 40 лет Победы, 24        телефон: 8 (391) 225-00-00

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных логопедических занятий с учащимся с логоневрозом

3класс

Составил:

учитель-логопед

Кардашова Ксения

 Владимировна

2017-2018 гг

Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающего обучения с

учеником 3 класса .

Цель курса: адаптация ребенка с заиканием в общеобразовательном процессе

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой

выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим

методом).

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом "Коррекционно-развивающей

области" и проводится во внеурочное время.

Частота занятий - 2 раз в неделю, форма организации -индивидуальные занятия

Занятия проводятся по 20 минут.

Программа рассчитана на 68 занятий. Программа составлена с учётом рабочей программы

по русскому языку в классе.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Курс ориентирован на формирование у учащегося:

  • этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе

взаимодействия,

 положительного отношения к школе и учебной деятельности;

Метапредметные результаты.

Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

 целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

 соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

 отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием,

адекватным использованием усвоенной терминологии;

 пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной

терминологии

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

 Освоить правила речевого дыхания,

 Дыхательным и голосовым упражнениям.

 Четкому, ясному произношению гласных

 Выделению ударного гласного звука, произношение его длительнее и громче

остальных

 Произнесению слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно,

с сожалением).

 Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них

внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки)

 Совершенствовать ритм и темп речи

 Фиксировать выдох-вдох.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

 входящая (первичная) диагностика;

 текущий мониторинг; проводится в форме тестов, выполнения контрольных

упражнений, наблюдения за качеством произношения обучающегося в процессе

бесед, дидактических игр

 итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических

занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется

речевая карта.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

1. Развитие просодики.

2. Развитие лексико – грамматических категорий.

3. Развитие неречевых психических процессов;

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса осуществляется

параллельно

1.Развитие просодики.

 Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи, знакомство с

артикуляционной гимнастикой.

 Обучение нижнедиафрагмальному дыханию.

 Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

 Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности

в свои силы.

 Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи.

 Упражнения для челюсти и губ.

 Дыхательные и голосовые упражнения.

2. Развитие лексико – грамматических категорий:

 пересказывать короткие рассказы;

 составлять описательные рассказы;

 составлять рассказы по картине, по серии картин.

 развитие и активизация словарного запаса:

 сложными словами;

 однокоренными родственными словами.

3. Развитие неречевых психических процессов:

 Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия,

 Развитие оперативной памяти, увеличение объема памяти,

 Развитие произвольности действий,

 Развитие операций анализа ,синтеза, сравнения, обобщения, выделения главного.

 Развитие способности понимания переносного смысла слов, символов.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Дидактический материал по коррекции.

 Индивидуальный раздаточный материал,

 Логопедические тетради для коррекции нарушений речи,

 Логоигры,

 Карточки-предметные картинки,

2.Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Москва. Сфера. 2005.

2. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям.

Санкт-Петербург.1993.

3. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.

4. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва.

Просвещение. 1995.

5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

6. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.

7. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание (практический материал для работы с

заикающимися) М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002г

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Развитие просодики

Развитие неречевых психических процессов

Кол-во часов

1,2

Диагностика

2

3,4

Работа над дыханием, артикуляцией, голосом

Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

2

5,6

Работа над дыханием

Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

2

7,8

Работа над артикуляцией

знакомство с артикуляционной гимнастикой.

Отработка понятий «правый», «левый», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево» и т.д.

2

9,10

Работа над гласными звуками

Обучение нижнедиафрагмальному дыханию.

Пальчиковые игры

2

11,12

Работа над согласными звуками

Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

Усвоение понятий геометрических форм, цвета, величины..

2

13,14

Работа над слогами и словами

.

Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности в  свои силы.

Развитие пальчиковой моторики, общей координации

2

15

Слоги, состоящие из двух звуков

-закрытые слоги

Упражнения для челюсти и губ.

Развитие графо-моторных навыков.

1

16

Закрытые слоги

Дыхательные и голосовые упражнения.

Выявление уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

1

17

Открытые слоги

Признаки гласных звуков.

Игры на запоминание и узнавание букв:

1

18

Слоги, состоящие из трех звуков

Знакомство с артикуляцией гласных звуков.

Развитие кинестетических ощущений от органов артикуляции.

1

19

Согласный между гласными

Признаки согласных звуков.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

1

20

Слоги со стечением согласных

Знакомство с артикуляцией согласных звуков.

Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу.

1

21,22

Работа над словами и простой фразой.

Сравнение правил произношения гласных и согласных звуков

Развитие и концентрация слухового и зрительного внимания и памяти

2

23

Слова, начинающиеся с гласных звуков

Четкое, ясное произношение гласных

Отработка временных понятий.

1

24,25

Ударение в начале слова

Выделение ударного гласного звука, произношение его длительнее и громче остальных

Оптико-пространственные и временные представления.

2

26,27

Ударение в середине слова

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

Развитие пальчиковой моторики, зрительного и слухового внимания и памяти

2

28,29

Ударение в конце слова

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

Развитие речевого дыхания.

2

30,31

Многократное повторение одного слова

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

Развитие кинестетических ощущений: понятие «твёрдый» и «мягкий»

2

32,33

Произнесение трех разных слов на одном выдохе(с ударением в начале слова, в середине, в конце).

Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки)

Развитие умения действовать по плану (схеме)

2

34,35

Слова, начинающиеся с согласных звуков.

Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки)

Развитие логического мышления, памяти, внимания

2

36,37

Односложные слова

Совершенствование ритма и темпа речи

Развитие умения действовать по плану (схеме)

2

38,39

2-3 сложные слова с ударением на 1-м слоге

Совершенствование ритма и темпа речи

Развитие логического мышления, памяти, внимания

2

40,41

2-3 сложные слова с ударением на 2-м слоге

Умение фиксировать выдох-вдох.

Развитие пальчиковой моторики (узоры, штриховки).

2

42

3-4 сложные слова с ударением на 3-м слоге

Работа над чередованием ударных и безударных слогов

Развитие образного мышления, зрительного и слухового внимания и памяти.

1

43

Упражнения на совершенствование темпа речи и ритма речи

Дыхательные и голосовые упражнения.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

1

44

Речевые игры

Повторение правил речевого дыхания

Развитие образного мышления, фантазии.

1

45

Счетные упражнения

Многократное повторение слогов(хором, самостоятельно)

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

1

46,47

Смыслоразличительная роль ударения

Выделение логического ударения

Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений.

2

48,49

Разные типы предложений по цели высказывания.

Работа над интонацией

Слуховые диктанты

2

50,51

Вопросительные предложения

Отработка вопросительной интонации

Игра «Логические ряды» (развитие мышления, активного словаря)

2

52,53

Восклицательные предложения

Отработка восклицательной интонации-восторг,призыв.

Упражнения направленные на концентрацию слухового и зрительного  внимания, восприятия и памяти.

2

54,55

Типы текстов

Плавное чтение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

2

56,57

Текст-описание предмета,животного.

Плавное чтение

Развитие и тренировка слуховой памяти и фонематического восприятия

2

58,59

Текст-повествование.

Плавное чтение

Развитие умения работать со схемой

2

60,61

Знакомство с песенными текстами.

Пропевание  песенок

Упражнения направленные на концентрацию слухового и зрительного  внимания, восприятия и памяти.

2

62

Знакомство со стихотворным текстом.

Пропевание стихов и песенок

Формирование приёмов самоконтроля.

1

63,64

Работа над стихотворной речью

Скандирование

Развитие произвольности действий.

2

65,66

Закрепление навыков.

Повторение значения артикуляции и дыхания в акте речи.

Развитие и тренировка слуховой памяти и фонематического восприятия

2

67,68

Диагностика

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.

По материалам консультаций для родителей....

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Если у ребенка появилось заикание?

Советы для родителей....

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».

Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....

КОНСУЛЬТАЦИя ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО  в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни....

Логопедическое обследование и заключение ребенка с заиканием

Логопедическое обследование и заключение ребенка с заиканием...