адаптация ребенка с заиканием в общеобразовательном процессе
рабочая программа
Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающего обучения с
учеником 3 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_zaikanie.odt | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 144»
660132, г. Красноярск, ул. 40 лет Победы, 24 телефон: 8 (391) 225-00-00
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных логопедических занятий с учащимся с логоневрозом
3класс
Составил:
учитель-логопед
Кардашова Ксения
Владимировна
2017-2018 гг
Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающего обучения с
учеником 3 класса .
Цель курса: адаптация ребенка с заиканием в общеобразовательном процессе
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой
выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим
методом).
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом "Коррекционно-развивающей
области" и проводится во внеурочное время.
Частота занятий - 2 раз в неделю, форма организации -индивидуальные занятия
Занятия проводятся по 20 минут.
Программа рассчитана на 68 занятий. Программа составлена с учётом рабочей программы
по русскому языку в классе.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Курс ориентирован на формирование у учащегося:
- этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия,
положительного отношения к школе и учебной деятельности;
Метапредметные результаты.
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием,
адекватным использованием усвоенной терминологии;
пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной
терминологии
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
Освоить правила речевого дыхания,
Дыхательным и голосовым упражнениям.
Четкому, ясному произношению гласных
Выделению ударного гласного звука, произношение его длительнее и громче
остальных
Произнесению слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно,
с сожалением).
Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них
внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки)
Совершенствовать ритм и темп речи
Фиксировать выдох-вдох.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
входящая (первичная) диагностика;
текущий мониторинг; проводится в форме тестов, выполнения контрольных
упражнений, наблюдения за качеством произношения обучающегося в процессе
бесед, дидактических игр
итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических
занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется
речевая карта.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
1. Развитие просодики.
2. Развитие лексико – грамматических категорий.
3. Развитие неречевых психических процессов;
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса осуществляется
параллельно
1.Развитие просодики.
Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи, знакомство с
артикуляционной гимнастикой.
Обучение нижнедиафрагмальному дыханию.
Расслабление мышц по контрасту с напряжением.
Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности
в свои силы.
Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи.
Упражнения для челюсти и губ.
Дыхательные и голосовые упражнения.
2. Развитие лексико – грамматических категорий:
пересказывать короткие рассказы;
составлять описательные рассказы;
составлять рассказы по картине, по серии картин.
развитие и активизация словарного запаса:
сложными словами;
однокоренными родственными словами.
3. Развитие неречевых психических процессов:
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия,
Развитие оперативной памяти, увеличение объема памяти,
Развитие произвольности действий,
Развитие операций анализа ,синтеза, сравнения, обобщения, выделения главного.
Развитие способности понимания переносного смысла слов, символов.
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Дидактический материал по коррекции.
Индивидуальный раздаточный материал,
Логопедические тетради для коррекции нарушений речи,
Логоигры,
Карточки-предметные картинки,
2.Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Москва. Сфера. 2005.
2. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям.
Санкт-Петербург.1993.
3. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.
4. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва.
Просвещение. 1995.
5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.
6. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.
7. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание (практический материал для работы с
заикающимися) М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002г
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Развитие просодики | Развитие неречевых психических процессов | Кол-во часов |
1,2 | Диагностика | 2 | ||
3,4 | Работа над дыханием, артикуляцией, голосом | Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 2 |
5,6 | Работа над дыханием | Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | 2 |
7,8 | Работа над артикуляцией | знакомство с артикуляционной гимнастикой. | Отработка понятий «правый», «левый», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево» и т.д. | 2 |
9,10 | Работа над гласными звуками | Обучение нижнедиафрагмальному дыханию. | Пальчиковые игры | 2 |
11,12 | Работа над согласными звуками | Расслабление мышц по контрасту с напряжением. | Усвоение понятий геометрических форм, цвета, величины.. | 2 |
13,14 | Работа над слогами и словами . | Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности в свои силы. | Развитие пальчиковой моторики, общей координации | 2 |
15 | Слоги, состоящие из двух звуков -закрытые слоги | Упражнения для челюсти и губ. | Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
16 | Закрытые слоги | Дыхательные и голосовые упражнения. | Выявление уровня развития мелкой моторики и координации движений рук. | 1 |
17 | Открытые слоги | Признаки гласных звуков. | Игры на запоминание и узнавание букв: | 1 |
18 | Слоги, состоящие из трех звуков | Знакомство с артикуляцией гласных звуков. | Развитие кинестетических ощущений от органов артикуляции. | 1 |
19 | Согласный между гласными | Признаки согласных звуков. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | 1 |
20 | Слоги со стечением согласных | Знакомство с артикуляцией согласных звуков. | Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу. | 1 |
21,22 | Работа над словами и простой фразой. | Сравнение правил произношения гласных и согласных звуков | Развитие и концентрация слухового и зрительного внимания и памяти | 2 |
23 | Слова, начинающиеся с гласных звуков | Четкое, ясное произношение гласных | Отработка временных понятий. | 1 |
24,25 | Ударение в начале слова | Выделение ударного гласного звука, произношение его длительнее и громче остальных | Оптико-пространственные и временные представления. | 2 |
26,27 | Ударение в середине слова | Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением). | Развитие пальчиковой моторики, зрительного и слухового внимания и памяти | 2 |
28,29 | Ударение в конце слова | Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением). | Развитие речевого дыхания. | 2 |
30,31 | Многократное повторение одного слова | Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением). | Развитие кинестетических ощущений: понятие «твёрдый» и «мягкий» | 2 |
32,33 | Произнесение трех разных слов на одном выдохе(с ударением в начале слова, в середине, в конце). | Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки) | Развитие умения действовать по плану (схеме) | 2 |
34,35 | Слова, начинающиеся с согласных звуков. | Закрепить правила произнесения согласного (облегченно, не акцентировать на них внимание, расходовать воздух в основном на гласные звуки) | Развитие логического мышления, памяти, внимания | 2 |
36,37 | Односложные слова | Совершенствование ритма и темпа речи | Развитие умения действовать по плану (схеме) | 2 |
38,39 | 2-3 сложные слова с ударением на 1-м слоге | Совершенствование ритма и темпа речи | Развитие логического мышления, памяти, внимания | 2 |
40,41 | 2-3 сложные слова с ударением на 2-м слоге | Умение фиксировать выдох-вдох. | Развитие пальчиковой моторики (узоры, штриховки). | 2 |
42 | 3-4 сложные слова с ударением на 3-м слоге | Работа над чередованием ударных и безударных слогов | Развитие образного мышления, зрительного и слухового внимания и памяти. | 1 |
43 | Упражнения на совершенствование темпа речи и ритма речи | Дыхательные и голосовые упражнения. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | 1 |
44 | Речевые игры | Повторение правил речевого дыхания | Развитие образного мышления, фантазии. | 1 |
45 | Счетные упражнения | Многократное повторение слогов(хором, самостоятельно) | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | 1 |
46,47 | Смыслоразличительная роль ударения | Выделение логического ударения | Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений. | 2 |
48,49 | Разные типы предложений по цели высказывания. | Работа над интонацией | Слуховые диктанты | 2 |
50,51 | Вопросительные предложения | Отработка вопросительной интонации | Игра «Логические ряды» (развитие мышления, активного словаря) | 2 |
52,53 | Восклицательные предложения | Отработка восклицательной интонации-восторг,призыв. | Упражнения направленные на концентрацию слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти. | 2 |
54,55 | Типы текстов | Плавное чтение | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка | 2 |
56,57 | Текст-описание предмета,животного. | Плавное чтение | Развитие и тренировка слуховой памяти и фонематического восприятия | 2 |
58,59 | Текст-повествование. | Плавное чтение | Развитие умения работать со схемой | 2 |
60,61 | Знакомство с песенными текстами. | Пропевание песенок | Упражнения направленные на концентрацию слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти. | 2 |
62 | Знакомство со стихотворным текстом. | Пропевание стихов и песенок | Формирование приёмов самоконтроля. | 1 |
63,64 | Работа над стихотворной речью | Скандирование | Развитие произвольности действий. | 2 |
65,66 | Закрепление навыков. | Повторение значения артикуляции и дыхания в акте речи. | Развитие и тренировка слуховой памяти и фонематического восприятия | 2 |
67,68 | Диагностика | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.
По материалам консультаций для родителей....
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Если у ребенка появилось заикание?
Советы для родителей....
Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....
КОНСУЛЬТАЦИя ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни....
Логопедическое обследование и заключение ребенка с заиканием
Логопедическое обследование и заключение ребенка с заиканием...