Внеклассное мероприятие "Азбука правовой культуры"
методическая разработка
Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида с целью систематизации знаний об основных правах ребенка.
Данное мероприятие может использоваться в рамках тематической недели по правам человека или как классный час. Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_pravovoy_kultury.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа
«Специальная школа-интернат № 88»
Климачева Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Разработка внеклассного мероприятия «Азбука правовой культуры».
Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида с целью систематизации знаний детей об основных правах ребенка. Мероприятие может использоваться в рамках тематической недели по правам человека, или как классный час. Соответствует ФГОС.
В соответствии с ФГОС в образовании ребенка с ОВЗ особое значение придается развитию его жизненной компетенции: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей; формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
Формируемая жизненная компетенция создает условия для развития отношений с окружающим миром. В случае людей с интеллектуальными нарушениями понятие «жизненная компетентность» рассматривается как личностное качество, проявляющееся в способности применять полученные знания и умения в новых условиях, использовать их для достижения личностно значимых целей.
В связи с этим тема данного мероприятия является актуальной.
Внеклассное мероприятие «Азбука правовой культуры».
Цель: систематизация знаний детей об основных правах. Закрепление понятий «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Задачи:
-повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
-формировать систему правовых знаний;
-способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-развивать у учащихся нравственную и правовую культуру;
-помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход
-Добрый день! Поприветствуем друг друга улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, что наше занятие пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.
(Слайд № 1)
-Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя. (Слайд №2)
-Когда прочитаем ключевое слово, узнаем тему нашего классного часа.
-Назовите свои имена. (слайд №3)
П | е | т | р | ||||||||||
В | и | к | т | о | Р | ||||||||
Д | А | н | и | л | |||||||||
В | я | ч | е | с | л | а | в | ||||||
К | О | н | с | т | а | н | т | и | н |
-Прочтите слово по выделенным буквам сверху вниз.
-Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях.
-Итак, что же такое право?
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (слайд № 4)
- Одно из ваших прав – право на имя. (Слайд № 5)
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? (свидетельство о рождении)
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. Имя придумывают родители при рождении ребенка. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
- А что там еще записано, кто знает? (мы -граждане РФ)
- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.
-Мама, папа, ребенок. Как назвать одним словом? (семья)
-Что такое семья?
Ответы детей: Семья-это коллектив людей, члены которого связаны между собой взаимной помощью. Семья-это группа живущих вместе родственников. Семья-это объединение людей с общими интересами, заботами.
-В семье родился человечек. С самого рождения он имеет определённые права. И это право проживания в семье. (Слайд № 6)
Физминутка. Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить-
Это …(разрешается)
Карточки «Убери лишнее»
-Возьмите желтые карточки, надо найти такое благо, без которого может обойтись человек.
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. (Слайд № 7)
-О праве на жизнь вам, ребята, расскажет инспектор по профилактике детских нарушений капитан полиции Рязанова Анастасия Михайловна.
-А зачем человеку труд?
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом человека.
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. (Слайд № 8 )
-Где вы сейчас находитесь?
-Зачем ходите в школу?
-Итак, дети имеют право на обучение. (Слайд № 9)
-Можно ли совсем не учиться?
-Зачем вы ходите в школу?
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. (Слайд № 10)
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы работая, устаём.
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве идёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) (Слайд № 11)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
-Мы рассмотрели только некоторые права детей, самые главные.
- А сейчас еще раз повторим ваши права . (Слайд № 12)
Обучающиеся на доске собирают цветок из лепестков, на которых написаны права…
-Право на имя
-Право на воспитание в семье
-Право на проживание с родителями в доме
-Право на получение медицинской помощи
-Право на образование
- Право на труд
-Право на отдых
-Но кроме прав у каждого человека (и у ребёнка тоже) есть ещё и обязанности. Без обязанностей нет и прав. Кто не выполняет обязанности, тот теряет и права.
«Обязанность- это то, что входит в круг обязательных действий и поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.» (Слайд №13)
-Итак, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в
меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием. (Слайд №14)
Физкультминутка:
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…
- моем посуду
- застилаем постель,
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- проветриваем комнату,
- ходим в магазин за хлебом.
-чистим картошку
-вытираем пыль
-А что входит в ваши домашние обязанности? Что вы делаете, чтобы с вашей помощью дома жилось всем лучше. Какую работу доверяют вам родители? (ответы детей)
-А сейчас возьмите на парте розовые карточки и соедините стрелочками права и обязанности.
Упражнение «Соедини стрелками»
Права Обязанности
Я имею право учиться никому нельзя давать кличку или прозвище
Я имею право на отдых помогать по хозяйству
Я имею право на имя соблюдать правила поведения в школе
Я имею право на воспитание в семье не мешать окружающим
-Все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции «О правах ребенка». Этот международный договор, который защищает права детей. (Слайд № 15)
-Вы являетесь гражданами РФ. Наше государство защищает ваши права. Так же мы знаем, что нет прав без обязанностей. Ваши права и обязанности определены в основном законе государства, в Конституции Российской Федерации.
-Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.
-О Конституции Российской Федерации вам расскажет педагог организатор по профилактике правонарушений центра «Здоровье и развитие личности» наша уважаемая Межуева Валентина Михайловна.
Просмотр видеофильма «Права и обязанности детей»
Итог.
- Что нового узнали сегодня?
-О каких правах и обязанностях мы сегодня вспоминали? (ответы детей.)
-Спасибо за внимание. (Слайд)
Список используемой литературы.
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный Кодекс РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/
- Википедия. Свободная энциклопедия.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Декларация прав ребенка
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Дополнительная литература:
- Жиренко О. Е., Лапина Е.В., Киселёва Т. В. «Я-гражданин России!»
- Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1- 4 классы М. ВАКО, 2006. – 160с.
- Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / Н.М. Гончарова и др. - М.: Учитель, 2016. - 249 c.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
- Основы дефектологии./ В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990.
- Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 18.02.2020).
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Москва, 2003
Электронные образовательные интернет-ресурсы:
- http://www.o-detstve.ru/
- Видеофильм "Права и обязанности детей" – youtube.com›watch?v=sByUP_ujBcw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...
Внеклассное мероприятие «Правовая культура молодежи» Тема: «The smartest detectives»
Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Данное внеклассное мероприятие может стать занятием или классным часом в ...