Внеклассное мероприятие "Азбука правовой культуры"
методическая разработка

Климачева Татьяна Михайловна

Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида с целью систематизации знаний об основных правах ребенка.

Данное мероприятие может использоваться в рамках тематической недели по правам человека или как классный час. Соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_pravovoy_kultury.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа

«Специальная школа-интернат № 88»

 Климачева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Разработка внеклассного мероприятия «Азбука правовой культуры».

             Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида с целью систематизации знаний детей об основных правах ребенка. Мероприятие может использоваться в рамках тематической недели по правам человека, или как классный час. Соответствует ФГОС.

В соответствии с ФГОС в образовании ребенка с ОВЗ особое значение  придается развитию его жизненной компетенции: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей; формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. 

Формируемая жизненная компетенция создает условия для развития отношений с окружающим миром. В случае людей с интеллектуальными нарушениями понятие «жизненная компетентность» рассматривается как личностное качество, проявляющееся в способности применять полученные знания и умения в новых условиях, использовать их для достижения личностно значимых целей.

       В связи с этим тема данного мероприятия является актуальной.

Внеклассное мероприятие «Азбука правовой культуры».

Цель: систематизация знаний детей об основных правах. Закрепление понятий «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

Задачи:
-повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
-формировать систему правовых знаний;
-способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-развивать у учащихся нравственную и правовую культуру;
-помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход

-Добрый день! Поприветствуем друг друга улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и  жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, что наше занятие пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

(Слайд № 1)

-Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя. (Слайд №2)

-Когда прочитаем ключевое слово, узнаем тему нашего классного часа.

-Назовите свои имена. (слайд №3)

П

е

т

р

В

и

к

т

о

Р

Д

А

н

и

л

В

я

ч

е

с

л

а

в

К

О

н

с

т

а

н

т

и

н

-Прочтите слово по выделенным буквам сверху вниз.

-Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях.

-Итак, что же такое право?

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (слайд № 4)

- Одно из ваших прав – право на имя. (Слайд № 5)

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? (свидетельство о рождении)

- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. Имя придумывают родители при рождении ребенка. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- А что там еще записано, кто знает?  (мы -граждане РФ)

- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.

-Мама, папа, ребенок. Как назвать одним словом? (семья)

-Что такое семья?

Ответы детей: Семья-это коллектив людей, члены которого связаны между собой взаимной помощью. Семья-это группа живущих вместе родственников. Семья-это объединение людей с общими интересами, заботами.

 -В семье родился человечек. С самого рождения он имеет определённые права. И это право проживания в семье. (Слайд № 6)

Физминутка. Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить-

Это …(разрешается)

Карточки «Убери лишнее»

-Возьмите желтые карточки, надо  найти такое благо, без которого может обойтись человек.

 труд

 жизнь

 прислуга

 отдых

-А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)

-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. (Слайд № 7)

-О праве на жизнь вам, ребята, расскажет инспектор по профилактике детских нарушений капитан полиции Рязанова Анастасия Михайловна.

-А зачем человеку труд?

-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом человека.

-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. (Слайд № 8 )

-Где вы сейчас находитесь?

-Зачем ходите в школу?

-Итак, дети имеют право на обучение. (Слайд № 9)

-Можно ли совсем не учиться?

-Зачем вы ходите в школу?

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

 -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

 -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. (Слайд № 10)

- А для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы работая, устаём.

-Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….

-О каком праве идёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) (Слайд № 11)

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.

-Мы рассмотрели только некоторые права детей, самые главные.

- А сейчас еще раз повторим ваши права . (Слайд № 12)

Обучающиеся на доске собирают цветок из лепестков, на которых написаны права…

-Право на имя

-Право на воспитание в семье

-Право на проживание с родителями в доме

-Право на получение медицинской помощи

-Право на образование

- Право на труд

-Право на отдых

-Но кроме прав у каждого человека (и у ребёнка тоже) есть ещё и обязанности. Без обязанностей нет и прав. Кто не выполняет обязанности, тот теряет и права.

«Обязанность- это то, что входит в круг обязательных действий и поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.» (Слайд №13)

-Итак, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в

меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием. (Слайд №14)

Физкультминутка:

-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду

- застилаем постель,

- стираем

- гуляем с собакой,

- поливаем цветы,

- выносим мусор,

- проветриваем комнату,

- ходим в магазин за хлебом.

-чистим картошку

-вытираем пыль

-А что входит в ваши домашние обязанности? Что вы делаете, чтобы с вашей помощью дома жилось всем лучше. Какую работу доверяют вам родители? (ответы детей)

-А сейчас возьмите на парте розовые карточки и соедините стрелочками права и обязанности.

Упражнение «Соедини стрелками»  

           Права                                                                  Обязанности

Я имею право учиться                          никому нельзя давать кличку или прозвище

Я имею право на отдых                                                              помогать по хозяйству

Я имею право на имя                                        соблюдать правила поведения в школе

Я имею право на воспитание в семье                                      не мешать окружающим

-Все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции «О правах ребенка». Этот международный договор, который защищает права детей.   (Слайд № 15)

-Вы являетесь гражданами РФ. Наше государство защищает ваши права. Так же мы знаем, что нет прав без обязанностей. Ваши права и обязанности определены в основном законе государства, в Конституции Российской Федерации.

-Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.

-О Конституции Российской Федерации вам расскажет педагог организатор по профилактике правонарушений центра «Здоровье и развитие личности» наша уважаемая Межуева Валентина Михайловна.

Просмотр видеофильма «Права и обязанности детей»

Итог.

- Что нового узнали сегодня?

-О каких правах и обязанностях мы сегодня вспоминали? (ответы детей.)

-Спасибо за внимание. (Слайд)

Список используемой литературы.

Нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция ООН  о правах ребенка.       http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Семейный Кодекс РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/
  4. Википедия. Свободная энциклопедия.
  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  2. Декларация прав ребенка
  3.            Федеральный государственный образовательный стандарт образования  

              обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  

              нарушениями).  

      Дополнительная литература:  

  1. Жиренко О. Е., Лапина Е.В., Киселёва Т. В. «Я-гражданин России!»
  2. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию                       1- 4 классы М. ВАКО, 2006. – 160с.
  3.            Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / Н.М. Гончарова и др. - М.: Учитель, 2016. - 249 c.
  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
  5. Основы дефектологии./ В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 18.02.2020).
  7. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов  и Н. Ю. Шведова Москва, 2003

Электронные образовательные интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии,  права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...

Внеклассное мероприятие «Правовая культура молодежи» Тема: «The smartest detectives»

Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Данное внеклассное мероприятие может стать занятием или классным часом в ...