Обучение плаванию, как средство социализации детей с ОВЗ
методическая разработка

Неблагоприятная ситуация со здоровьем подрастающего поколения вызывает справедливую озабоченность у государственных и общественных организаций, родителей, педагогов. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей.

Проводя мониторинг по плава­нию среди детей логопедических групп в ДОУ, мы обратили внимание на то, что все воспитанники имеют специфические особенности. У детей наблюдается  поверхностное (ключичное) дыхание, нарушение координации движений, повышенный мышечный тонус, недостаточное понимание речевых инструкции, за­труднение коммуникативных функций, низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Для  нормального становления речевой деятельности,  необходимы:

- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов   артикуляции;

- развитие слуха; зрения; двигательных навыков; эмоций;

- формирование потребности в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение плаванию, как средство социализации детей с ОВЗ»

Неблагоприятная ситуация со здоровьем подрастающего поколения вызывает справедливую озабоченность у государственных и общественных организаций, родителей, педагогов. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей.

Проводя мониторинг по плаванию среди детей логопедических групп в ДОУ, мы обратили внимание на то, что все воспитанники имеют специфические особенности. У детей наблюдается  поверхностное (ключичное) дыхание, нарушение координации движений, повышенный мышечный тонус, недостаточное понимание речевых инструкции, затруднение коммуникативных функций, низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Для  нормального становления речевой деятельности,  необходимы:

- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов   артикуляции;

- развитие слуха; зрения; двигательных навыков; эмоций;

- формирование потребности в общении.

Как известно, нарушение речи - одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека.

Поскольку, число детей с речевыми расстройствами растет, то актуальность решения проблем коррекционно-развивающей работы приобретает огромное значение. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.    

Возрастает необходимость обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Важной задачей логопедов, психологов, инструкторов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, является создание таких условий для ребенка, в которых он может  в должном объеме выполнять свои возрастные социальные функции. В нашем детском саду созданы все условия, отвечающие учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей - совместное проведение инструктором по плаванию, учителем-логопедом, педагогом-психологом игр и упражнений, бинарных занятий на закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности. Правильно организованные занятия в бассейне для детей, имеющих речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения коррекционных задач. Всё вышеперечисленное вызовет устойчивый интерес к физическим нагрузкам.

 

Состояние интегрированного обучения детей с ОВЗ

на современном этапе развития образования

У дошкольников с нарушениями  речи страдают высшие психические функции: восприятие, внимание, мышление. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они не воспринимают последовательность заданий, сложных инструкций. Дошкольники с трудом  овладевают анализом, синтезом, отстают в развитии словесно-логического мышления.

Если недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений по словесной инструкции), недоразвитие мелкой моторики, снижен интерес к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказывать свое мнение, повышенная обидчивость и ранимость.

Плавание - наименее травматичный вид спорта и поэтому выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здоровьесберегающих технологий можно увидеть в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по обучению плаванию. Расширение форм коррекционного воздействия на детей, сохранение и укрепление их здоровья, позволяет совершенствовать  коррекционно–образовательный процесс и поднимает профессиональный уровень специалистов, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.  

Мы предлагаем методические разработки,  направленные на обучение плаванию и общему оздоровлению детей ОВЗ. Главным направлением этой работы является снижение монотонности процесса обучения плаванию, мышечного тонуса, увеличение двигательной активности, закаливания.  Вследствие общего оздоровления детей, используем разнообразные формы проведения занятий, различные методы и приемы, совмещённые с логоритмикой,   кинезиологией, игровым массажем. В ходе работы выполняются не только профессиональные функции, но и осуществляются интегративные связи, тесный контакт с семьями воспитанников, по пропаганде здорового образа жизни. Мы предлагаем совместные мероприятия, мастер-классы, круглые столы для взрослой аудитории, выстраиваем единый образовательный процесс, помогаем раскрыть каждого ребёнка, используя его лучшие стороны и качества.

 

 

 

Цель и задачи:

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ, их успешная социализация в обществе.

Задачи:

-    Снижение мышечного тонуса у детей.

-    Развитие речевого дыхания, путём фонетической ритмики, дыхательной гимнастики, игрового массажа, логоритмических и кинезиологических упражнений.

-    Закаливание детей. Обучение плаванию.

-     Пропагандирование здорового образа жизни в семьях воспитанников.

-    Успешная социализация в обществе сверстников.

 

Принципы работы с детьми

-    Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

-    Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

-    Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.  Взрослый, являясь непосредственным активным участником занятия, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.

-    Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

-    У детей создается на занятиях чувство безопасности и равноправия в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

-    Ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час достижений.

-    Не следует оценивать детей, добиваясь  единственно правильного, на ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные  реакции.

 

Методические разработки с детьми логопедической группы с ОВЗ состоят из 4 этапов:

Подготовительно-аналитический этап или этап знакомства и установления контактов.

Этап мониторинга.

Основной или практический этап.

Этап подведения итогов.

 

 

 

1этап. Подготовительно-аналитический этап или этап знакомства и установления контактов

На этом этапе осуществляется работа, направленная на установление доверительного отношения с родителями. Предполагается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявляется готовность семьи к сотрудничеству.

В работе используются следующие методы изучения семьи: беседы, анкетирование, наблюдение за ребенком, посещение семьи ребенка.

Выясняется круг родительских проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Родители подробнее знакомятся с работой инструктора по физической культуре (обучению плаванию), педагога-психолога, учителя-логопеда.

Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей,  чьи родители, не учитывают индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

2 этап. Этап мониторинга

На этом этапе выявляется актуальный уровень развития   детей, используя методы, такие как анкетирование, тестирование, диагностика. Проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности.

Многие из родителей ориентированы на развитие интеллектуальной сферы как более важной для обучения. Ими недооценивается значимость физической, социально-личностной сферы дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли.

На этом этапе важно определить тематику встреч.

 

3 этап. Основной или практический этап

Основной или практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение поставленных задач.

Выполнение цели и задач достигаются посредством следующих форм организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного.

Специфическая особенность очной формы взаимодействия ДОУ и семьи – установление тесного контакта с родителями, которые обеспечивают активные формы работы: лекции и беседы, родительские практикумы, совместные мероприятия с участием детей и родителей, и другие. Такая форма организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию по ведению ЗОЖ, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи предусматривает установление взаимодействия специалистов и родителей, которое характеризуется ограниченностью контактного общения его участников и преобладание дистанционного общения, с помощью информационных листков, тематических буклетов, памяток, рекомендаций, вебинаров. При этом разного рода памятки и рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами, со специалистами, а дополняют его.

К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями, относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия.

 

4 этап. Этап подведения итогов

Этап подведения итогов предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДОУ. С этой целью целесообразно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли с детьми.

Методические рекомендации поэтапной работы с детьми с ОВЗ и их родителями, помогают создать условия для успешного развития, воспитания и обучения, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.

 

Основные  направления и содержание  работы

Предполагается три направления работы:

Работа с детьми: коррекционно-развивающие занятия с инструктором по физической культуре (обучение плаванию), с педагогом-психологом, с учителем-логопедом.

2.  Работа с родителями.

3.  Работа с педагогами.

 

Работа с детьми предусматривает групповые формы работы, индивидуальные, диагностику, которая включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года).

Основные шаги:

постановка правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких,

развитие моторики: общей и мелкой,

закаливание,

развитие координации движений,

логоритмика,

кинезеология,

релаксация,

обучение плаванию,

пропаганда ЗОЖ среди воспитанников.

 

Участие специалистов в занятиях по плаванию даёт возможность использовать нетрадиционные для этой образовательной деятельности оздоровительные формы и методы работы:

1. Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально использовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. На логопедических занятиях отрабатывается: формирование диафрагмально – нижнереберного сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.

 

2. Артикуляционная гимнастика

Движения необходимы не только телу ребенка. Правильно произносить различные звуки нам помогает хорошая подвижность органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика - оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц, восстанавливает иннервацию органов артикуляционного аппарата (проведение нервных импульсов от центрального речевого аппарата (головного мозга) к периферическому), оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

 

3. Психогимнастика

В логопедической группе имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. Именно этим детям на помощь приходит психогимнастика. Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

 

4. Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и коррекции, уже имеющихся проблем, необходимо развивать мелкую моторику рук ребенка.     

Пальчиковая гимнастика имеет лечебный характер. На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры не что иное, как массаж.  

 

5. Динамические паузы, логоритмические упражнения

Неподвижный ребенок не обучается! Динамические паузы развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга,  тонизируют весь организм.

 

6. Гимнастика для глаз

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.

Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять.

 

7. Релаксация

Релаксация– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

 Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Метод релаксации основывается на знании того, что за сильным напряжением мышц следует расслабление. Он учит отличать эти состояния друг от друга и управлять ими, дает возможность почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением всех частей тела от ног до головы. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

 

8. Кинезиологические упражнения

Развитие межполушарного взаимодействия, которое называется кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые помогают выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Для того чтобы развиваться гармонично, ребенку необходимо двигаться. Движение создает межполушарный баланс улучшая пространственное восприятие, которое необходимо для освоения учебных навыков. «Умная гимнастика» доставляет ребятам огромное удовольствие и положительный настрой на весь день, упражнения активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

 

9. Подвижные игры и игры на ориентацию в пространстве.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. В игре формируются мышление, память, взаимоотношение со свертниками, развиваются, закрепляются приобретенные умения и навыки. Передвигаясь в пространстве,  ребенок познает  отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.

Благодаря игре ребенок получает огромный позитивный заряд.

 

10. Бинарные занятия (учитель - логопед, инструктор по обучению плаванию, педагог-психолог).

Бинарное  занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.   Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

           11. Обучение плаванию в технике брасс, как наиболее доступного и полезного способа детям с ОВЗ.

 

Методические разработки  направлены на работу с детьми 6-7 лет с ОВЗ,  в рамках дошкольного образовательного учреждения и реализуются во взаимодействии с родителями детей логопедической группы.

Просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций, выступлений на родительских собраниях, мастер-классах.

Основные направления работы с педагогами и родителями:

- информационно-просветительское: направлено на психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания, развития, обучения, логопедического воздействия, ЗОЖ;

- практически-действенное: направлено на развитие мотивации,  выполнение общего дела; создание  условий для полноценного общения, желания обмениваться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.

 

Работа по предложенной методике положительно скажется на снижении общей заболеваемости воспитанников, укреплении общего тонуса организма, формировании речевого дыхания. А так же на  создании  положительного эмоционального настроя, формировании основных видов движений, навыков и привычек, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Коррекционно-профилактическая работа с детьми с ОВЗ должна вестись в единстве с обучающим процессом, только тогда она будет эффективной. Поэтому целесообразно привлекать к этому процессу педагогов, родителей, а если есть необходимость то и  медицинских работников ДОУ. Только тогда мы можем говорить о комплексной и всесторонней  работе с детьми с ОВЗ.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.
  2. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю. Правильно говорю. М., Сфера, 2007
  3. Крупенчук И.О., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения 4-6 лет. Артикуляционная гимнастика,Санкт- Петербург, Союз, 2004
  4. Крупенчук И.О. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет,Санкт- Петербург, ЛИТЕРА, 2005
  5. Кудь, И. Безопасность детей на воде. Пособие для преподавателей. / И. Кудь, Н. Пронин.  Волгоград, 1995 –26 с.
  6. Осокина,Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей. / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Д. Богина. – М.: Просвещение, 1991 – 159с.
  7. Османова, Г. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 6–7 лет / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. - М.: Каро, 2007. - 176 c
  8. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. /Н.Г. Пищикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 – 88с.
  9. Прима Е.В., Филимонова Л.В., Кольцова И.Н, Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-224 с.
  10. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. / А.С. Роньжина. М.- Книголюб, 2004 –70 с.
  11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,Родничок, 2000
  12. Сиротюк Е.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников М., Сфера, 2003
  13. Урвачева, Л.Н. Учимся плавать, играя. / Л.Н. Урвачева. – Журнал. Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 1, 2008 –с.61.
  14. Хрущева, О.С. Спортивное развлечение в бассейне. / О.С. Хрущева. – Журнал. Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 2, 2008 –с.54.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990.-128 с.: ил.
  16. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Айрис-пресс, 2007, 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Дистанционное обучение как средство социализации детей-инвалидов

Представленная тема является актуальной в системе инклюзивного образования. В регионе работает инновационная площадка для реализации дистанционного образования детей с ВОЗ. Ребята, включенные в эту пр...