Воспитательский час «Путеводитель по взрослой жизни»
методическая разработка

Автомонова Светлана Андреевна

Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот мир?

Эти и другие вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на "вечные" темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, оее ценности. Я предлагаю вам вместе со мной воссоздать эти выражения. Игра вам знакома: я начинаю говорить фразы, а вы их домысли­ваете. Кто больше всех скажет, тот и получит маленький приз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas.putevoditel_po_zhizni_.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский  час «Путеводитель по взрослой жизни»

 

Цель: прививать учащимся нравственные ценности.

Оформление и оборудование; книжная выставка, изречения, магнитофон с классическими записями.

Ход мероприятия

Воспитатель. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот мир?

Эти и другие вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на "вечные" темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, оее ценности. Я предлагаю вам вместе со мной воссоздать эти выражения. Игра вам знакома: я начинаю говорить фразы, а вы их домысливаете. Кто больше всех скажет, тот и получит маленький приз.

Итак, первое выражение.

 

1. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука....

(приносит лишь вред)

2. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, — это было бы...

(полной глупостью)

3. Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого...

(знания людей)

4. Что значит держать слово - не изменять ему, значит, сохранять право считаться честным человеком, достойным...

(доверия)

5. Всякая пошлость и глупость одногоиз нас отзывается страданиями на...

(другом)

 

Воспитатель. Молодцы. Вы легко справились с заданием. А вот вам высказывание Эразма Роттердамского: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние - серьезностью, жестокость — строгостью, зависть — ревностью, корыстолюбие - хозяйственностью, угодливость - вежливостью, шутовство - остроумием».

Это ответ на один из вопросов. Человек может состоять и из добродетелей, и из пороков. Чем «наполнен» человек, во многом зависит от него самого.

 

(Звучит музыка.)

 

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один-единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

 

Очень хорошо, если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. Хотите попробовать его определить? Попробуйте.

Вот таблица, которую вам надо заполнить. В ней пятнадцать пунктов. То, что вы цените больше всего, вы поставите на 1-е место, то, что меньше всего – на 15-е. Каждой ценности вы дадите свою цифру по возрастанию. Повторяться цифры не могут. На работу вам 7 - 8 минут.

(Звучит музыка.)

 

Таблица

Ценности__

Баллы_

Образование

 

Здоровье

 

Семья_

 

Дружба

 

Красота

 

Любовь

 

Познание

 

Развитие

 

Творчество

 

Интересная работа

 

Материальная

обеспеченность

 

Счастье других

 

Развлечения

 

Беспечная жизнь

 

Полноценная духовная жизнь

 

Уверенность в себе

 

Воспитатель. Мы подведем итоги в конце занятия и выясним, что же в нашей группе более другого ценится.

А сейчас продолжим разговор. Каким вы представляетесебе человека высоконравственного?Какими он должен обладать качествами? Что  должен уметь?

Ученик 1. Прежде всего - это человек благородный.

Ученик 2. Он честный и добрый.

Ученик 3. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

         Ученик 4. Он тактичный и культурный.

         Ученик 5. Мужественный, верный и преданный.

 

Воспитатель. Можно еще много перечислить качеств, которые присущи нравственному человеку. Но вот как стать таким? Это уже сложнее. Тем более в наше непростое время. В нашей стране очень печальна статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог сказал: «Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее,вы, перепутав краны, включили вместо водопровода канализацию...»

В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города; гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и  инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. И глядя в телевизор, я все чаще ловлю себя на мысли, что наши дети хотят получить как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них. А как же доброта и сочувствие, любовь к справедливости, участие и забота о других? Неужели они умерли?

Мне хочется вам рассказать об одной болезни. Она называется «госпитализм».

 

В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалосьот этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя.

Эта болезнь развивается от того, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок,им было не до ребенка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.

 

А вот еще один случай.

К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь так никто и не пришел. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошел. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.

И таких историй очень много.

Но неужели все так плохо? Вы мне можете возразить и привести свои примеры. Вам слово.

Воспитатель. У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека - творить добро, а для этого требуются усилия. Л.Н. Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие».  Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

- простить обиду;

- поделиться последним с другом;

- уступить слабому;

- пожертвовать незнакомому человеку;

- заботиться о стариках;                                   I

- помочь;

- утешить;

- пожертвовать.

Ученик. Это высокие качества,и им нужно учиться, думаю, каждый

приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.

Воспитатель. Конечно же, мы найдем массу случаев, подтверждающих, что на земле немало людей, считающих своим долгом заботиться о других. Но как стать нравственным человеком? А некоторые, может быть, мне зададут вопрос: а зачем быть таким?  Ведь это намного сложнее, чем жить только для себя, ни о чем не задумываясь. Вы попробуйте сами ответить на эти вопросы.

 

 (Звучит музыка.)

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым тебя не назовешь.

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и несчастье,

Которым, в сущности, цена одна.

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И потерпев крушенье, можешь снова -

Без прежних сил - возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала.

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит; «Держись!»,  

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить,  

И, уважая мнение любое,     

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянья

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля, - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того.ты - Человек!                       |

Воспитательь. Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь трудности и неприятности и  становишься угрюмым, то не выноси хотя бы на люди свою трусость! Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни.

Мне остается только пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"До свидания любимая школа! Уходим во взрослую жизнь" Сценарий выпускного вечера.

Цель:- создать торжественную обстановку, празничное настроение учащимся- воспитывать уважение к педагогам, родителям, работникам школы...

Сценарий Последнего звонка "Экспресс во взрослую жизнь"

Сценарий торжественной линейки посвященной Последнему звонку "Экспресс во взрослую жизнь". Содержит план линейки. Слова для первоклассников, выпускников, учащихся 10 класса, примерную речь классного р...

Твёрдым шагом во взрослую жизнь: адаптация выпускников

Данная брошюра подготовлена в рамках проекта «Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни», реализованного в феврале – декабре 2011 года РОО «Стеллит» при финансовой по...

Роль семьи в подготовке к взрослой жизни

На На первый план в переходный период от детства к взрослости, в подготовке к самостоятельной жизни и работе обучающихся с ОВЗ выдвигается проблема социализации и интеграции в общество, что может быть...

На пороге взрослой жизни

Классный час по профориентациии...

Свод правил при подготовки ребенка к взрослой жизни

В данном материале предложены правила, которые помогут подготовить ребенка к взрослой жизни...

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...