Асимметрия мозга и особенности восприятия детей с ОВЗ
статья
В статье описаны нарушения восприятия у детей с ОВЗ при поражении зон левого и правого полушария мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asimmetriya_mozga_i_osobennosti_vospriyatiya_detey_s_ovz21.docx | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Асимметрия мозга и особенности восприятия детей с ОВЗ.
Одним из основных принципов функционирование полушарий головного мозга является ассиметрия. Межполушарная асимметрия психических процессов- распределение психических функций между левым и правым полушариями мозга. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга.
Результаты современных исследований показали, что правое полушарие ответственно за восприятие тела и координацию движений; пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие; восприятие звуков и шумов, синтез и индукцию; дивергентное мышление; использование опыта, обучение через образы, интуицию; запоминание лиц; спонтанности, фантазии, творчество. Левое полушарие отвечает за восприятие слуховой информации; постановку целей и построения программ поведения; анализ и дедукцию, я конвергентное мышление, факты, цифры, структуру, логику,математические модели, последовательность решения задач, речь, планирование, волю, ответственность.
Если правое полушарие называют гуманитарным, образным и творческим, то левое - математическим, знаковым, речевым, логическим и аналитическим. Таким образом, можно сделать вывод что правое полушарие отвечает за визуализацию и кинестетическую модальность, а левое полушарие -за аудиальную.
Процесс познания ребенком начинается с ощущений и восприятий, затем переходит к абстрактному мышлению- познанию и сущности предметов и явлений. Восприятие возникает в результате непосредственного действия предмета на органы чувств.
Различают зрительное, слуховое, кинестетическое (тактильное) и пространственное восприятие.
При поражениях или частичной несформированности зон левого и правого полушария можно наблюдать различные нарушения ощущений и восприятий у детей с ОВЗ. Наблюдается замедленная ограниченная восприимчивость, которая в дальнейшем оказывает огромное влияние на весь последующий ход психологического развития. Например, при нарушении правого полушария наблюдается замедленность темпа зрительного восприятия у детей с ОВЗ, о чем говорит исследование К.И.Вересотской, где детям были показаны хорошо узнаваемые предметы. Процесс узнавания и называния предметов детьми с ОВЗ был в два –три раза медленней, чем у детей с сохранным интеллектом. Слабость обозрения может объясняться низкой способностью обобщать и анализировать. Замедленность зрительного восприятия у детей с ОВЗ сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. То, что чети с сохранным интеллектом видят сразу и формируют в общую картину, дети с ОВЗ видят последовательно, что говорит об узкости восприятия и мешает ребенку ориентироваться в пространстве. При поражениях левого полушария наблюдаются нарушения слуховых восприятий. Ребенок не понимает обращенную к нему речь, не может разобрать слова, не узнает обычных бытовых звуков. Функциональная недостаточность правополушарных механизмов лежит в основе дезадаптации и многих психических и психосоматических заболеваниях. При поражении передних и задних отделов правого полушария продуктивность узнавания объектов может находиться в норме, но точность узнавания сильно снижена. При нарушениях зоны левого полушария к ( примеру зона Брока) приводит к патологической инертности которая проявляется в трудностях отторможения уже при внесённых звуков речи при переходе к следующему. Также могут возникать дефекты связанные с инактивностью и нарушением внутренней программы высказывания. Как правило дети с ОВЗ ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в них слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия художественного текста подростками.
Описание диагностического эксперимента....
Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"
Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы....
"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".
Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....
Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста
В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...
Возрастные особенности музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности. Развитие восприятия му...
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушен...
Особенности обучения детей с диагнозом РЭП головного мозга
При своевременной постановке диагноза и правильном подходе к лечению прогноз заболевания РЭП благоприятный. Возможно полное восстановление всех функций либо стабилизация состояния. При позднем выявлен...