Рабочая программа «Чтение» для 7 класса VIII вида обучения
рабочая программа (7 класс)

Сорока Наталия Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для 7 класса VIII вида обучения включает пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание тем учебного курса результаты изучения предмета «Литература», требования к уровню подготовки учащихся 7 класса VIII , учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе и тематическое планирование

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_7v.doc526.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа учебного предмета

«Чтение» для 7 класса VIII вида обучения

разработана в соответствии с требованиями федерального

государственного стандарта среднего общего образования

Согласовано на заседании МО учителей филологии.

Протокол №1 от 29.08.2016.

Руководитель МО __________  Сорока Н.А.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы.

Протокол № 1 от 30.08.2016.

Утверждаю

Директор школы    ___________   Попов А.Д.

Приказ № 95 от 31.08.2016 г.

Учитель 1 категории – Сорока Н.А.

1. Пояснительная   записка.

Рабочая программа по курсу "Чтение " в  классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида составлена  на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксенова и др. Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту и находится в области «Язык и речь». Обучение ведется с использованием учебника чтения для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида, допущенного МО РФ. Авторы учебника А.К. Аксенова, М.И. Шишкова, 2014 г.

 В структуру программы входит содержание тем учебного курса, календарное планирование, требования к двум  уровням подготовки обучающихся по данному предмету.

Обучение чтению в  классе направлено на решение следующих задач:

- формирование и дальнейшее совершенствование навыков чтения.

- развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития, формирование речи как средства общения.

- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

Для решения поставленных задач выделены следующие подразделы:

- Примерная тематика чтения (содержание тем учебного курса), включающая  внеклассное чтение доступных по содержанию детских книг.

- Навыки чтения.

- Основные требования к умениям учащихся.

В круг чтения в7 классе входят литературные произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы. Наряду с с художественными произведениями в программу включены научно-популярные статьи о природе, произведения об исторических деятелях и событиях. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыков чтения: от чтения целым словом к плавному чтению короткими предложениями. Продолжается предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения.

В 7 классе обогащается читательский опыт. Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения, но и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста. В процессе лингвистического анализа текста обогащается словарный запас языка.

Обучение чтению в 7  классе продолжает  этап объяснительного  чтения. Структура программы объяснительного чтения и тематика изучаемых на этом этапе художественных произведений учитывают особенности психического развития учащихся. Содержание произведений понятно, поскольку оно обращено к имеющемуся у детей личному опыту.

2. Содержание тем учебного курса.

Произведения устного народного творчества.

Из произведений  русской литературы 19 века.

Из произведений русской литературы 20 века.

Из произведений зарубежной литературы

Уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц по усмотрению учителя, который определяет перечень дополнительной литературы. Рекомендуется чтение статей периодической печати, предназначенных для детского и юношеского возраста.

                                    4.  Основные требования к умениям учащихся.

1-ый уровень

    * Читать вслух, правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях – целыми словами).

    *  Читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты.

    * Выделять тему и идею произведения с помощью учителя.

    * Формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя)

    * Делить текст на части или озаглавливать и озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях – самостоятельно.

    * Характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам.

    * Выделять в тексте незнакомые слова. Правильно их объяснять (с помощью учителя)

    * Соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя)

    * Выучить наизусть не менее 10 произведений.

    * Читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в его обсуждении.    

    *  Составлять отзывы под руководством учителя.

1-ый уровень

* Читать вслух, правильно, выразительно доступные тексты целыми словами;

* Читать про себя проанализированные раннее тексты;

* Отвечать на вопросы учителя;

* Пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

* Высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

* Выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

* Учить стихотворения наизусть  (объем текста с учетом особенностей учеников);

*  Участвовать на уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту

5. Перечень учебно – методического обеспечения

Кол-во  учащихся

Кол-во  учеб-ков

Программа (автор, год издания, характер (авторская, составительская,государственная)

Кол часов по учебному плану -во программе

Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект

Учебники

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов:  

   

Под редакцией И.М. Бгажноковой

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов:  

    Чтение. М., 2011.

Под редакцией И.М. Бгажноковой

140ч

4ч.

в неделю

1. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с

    интеллектуальным недоразвитием: Методическое пособие для педагогов-дефектологов

    и студентов педагогических вузов. СПб.: КАРО, 2012. – 96 с. – (Серия «Коррекционная

    педагогика»).

2.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Программная литература.

3. Календарно-тематический план.

№п/п

Количество

часов

Дата

Наименование разделов, тем программ

Примечание

1.

1ч.

Внеклассное чтение. Любите книгу.

Устное народное творчество

2.

1ч.

УНТ, его жанры. Отражение жизни человека в обществе.

3.

1ч.

Сказки. Виды сказок.  «Сивка – бурка» - русская народная сказка. Чтение сказки.  

4.

1ч.

  «Сивка – бурка» - русская народная сказка. Выборочное чтение сказки.  Анализ сказки с нравственной позиции.

5.

1ч.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».  Определение морали сказки. Характеристика героев сказки.

6.

1ч.

Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение и анализ сказки.

7.

1ч.

Народные песни, пословицы, загадки. Значение данных жанров в жизни человека.

8.

1ч.

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

Внеклассное чтение. Мои любимые сказки.

Из произведений русской литературы XIX века

9.

1ч.

Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Своеобразие жанров произведений писателя.

10.

1ч.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чтение и анализ первой части сказки.

11.

1ч.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чтение и анализ второй части сказки.

12.

1ч.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чтение и анализ третьей части сказки.

13.

1ч.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чтение и анализ четвертой части сказки.

14.

1ч.

Внеклассное чтение. Мои любимые произведения А.С. Пушкина.

15.

1ч.

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

 Разнообразие жанров произведений писателя.

16.

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Чтение поэтического произведения поэта «Бородино», его историческая основа Анализ произведения по первоначальным впечатлениям от прочитанного.

17.

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Поэтическое произведение «Бородино», нравственные ценности произведение. Выразительное чтение отрывка (заучивание наизусть).

18.

1ч.

Жизнь и творчество И.А. Крылова.

 Своеобразие жанра басни. Эзопов язык.

19.

1ч.

И. А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух». Чтение и анализ басни. Мораль басни.

20.

1ч.

И. А. Крылов. Басня «Волк и Журавль». Чтение и анализ басни. Мораль басни.

21.

1ч.

И. А. Крылов. Басня «Слон и Моська». Чтение и анализ басни. Мораль басни.

22.

1ч.

Внеклассное чтение. Басни Крылова.

23.

1ч.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова.

Краткий обзор произведений писателя.

24.

1ч.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Несжатая полоса». Чтение и анализ произведения по вопросам учебника.

25.

1ч.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин». Чтение и анализ произведения по вопросам учебника. Определение комического в произведении.

26.

1ч.

Внеклассное чтение. Другие произведения Н.А. Некрасова.

Проверка техники чтения.

27.

1ч.

Внеклассное чтение.  Другие произведения Н.А. Некрасова.

28.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ I  части повести.

29.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ II  части повести. Работа над выделением частей в данной главе.

30.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ III  части повести.

Краткий пересказ части.

31.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ IY  части повести по вопросам учебника.

32.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ Y  части повести. Позиция нравственных ценностей героев.

33.

1ч.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Чтение и анализ YI  части повести.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

34.

1ч.

Внеклассное чтение. Литературные произведения Л.Н. Толстого для детей.

35.

1ч.

Проверка техники чтения.

36.

1ч.

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

37.

1ч.

А.П. Чехов   «Хамелеон», чтение рассказа.

38.

1ч.

А.П. Чехов   «Хамелеон», анализ рассказа. Определение идеи рассказа.

39.

1ч.

А.П. Чехов   «Хамелеон». Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.

40.

1ч.

Юмористические рассказы А.П. Чехова.

41.

1ч.

Внеклассное чтение. Книга, которую я читаю.

42.

1ч.

В.Г. Короленко. Жизнь и творчество.

43.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ I части произведения «Я и мой отец».

44.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ II части произведения «Я приобретаю новое знакомство».

45.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ II части произведения «Я приобретаю новое знакомство».

46.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ III части произведения «Знакомство продолжается». Деление главы на части по плану. Сравнительная характеристика девочек.

47.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ IY части произведения «Осенью». Сравнительная характеристика взаимоотношений героев произведения с сестрами.

48.

1ч.

В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Чтение и анализ Y части произведения «Кукла». Сравнительная характеристика взаимоотношений героев произведения с сестрами.

49.

1ч.

Сочинение по плану и опорным словам.

«Минуты радости и тревоги».

50.

1ч.

Проверка техники чтения

Из произведений русской литературы XX века

51.

1ч.

Жизнь и творчество А.М. Горького.

52.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «Детство».3Чтение и анализ I  и  II частей произведения по вопросам учебника. Выборочное чтение.

53.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «Детство». Чтение и анализ III части произведения по вопросам учебника.

54.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «Детство». Чтение и анализ IY части произведения по вопросам учебника.

55.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «Детство». Характеристика главных героев произведения.

56.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «В людях».  Чтение и анализ I части отрывка.  

57.

1ч.

А.М. Горький. Повесть «В людях».  Чтение и анализ II  части отрывка.  

58.

1ч.

Главная мысль повести. Чтение, анализ и пересказ отрывков.

59.

1ч.

Внеклассное чтение. Главы из повести «Мои университеты».

60.

1ч.

М. В. Исаковский. Краткий обзор творчества. Стихотворение «Детство».

Выразительное чтение стихотворения.

61.

1ч.

М. В. Исаковский. Стихотворение «Детство».

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения по вопросам учебника.

62.

1ч.

М. В. Исаковский. Стихотворения «Ветер», «Весна».

Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворений по вопросам учебника. Заучивание наизусть одного из стихотворений.

63.

1ч.

К.Г. Паустовский. Краткий обзор творчества.

64.

1ч.

К.Г. Паустовский. Чтение и анализ I части рассказа «Последний черт».

65.

1ч.

К.Г. Паустовский. Чтение и анализ II части рассказа «Последний черт».

66.

1ч.

К.Г. Паустовский. Полный анализ «Последний черт». Определение темы и идеи рассказа.

67.

1ч.

М.М. Зощенко. Краткий обзор творчества. Рассказы для детей.

68.

1ч.

М.М. Зощенко. Рассказ «Великие путешественники». Чтение рассказа.

69.

1ч.

М.М. Зощенко. Рассказ «Великие путешественники». Пересказ  рассказа по составленному плану.

70.

1ч.

К.М. Симонов. Краткий обзор творчества. Произведения о ВОВ.

71.

1ч.

К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Выразительное чтение стихотворения. История создания стихотворения.

72.

1ч.

К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Выразительное чтение I части стихотворения.

73.

1ч.

К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Выразительное чтение II части стихотворения.

74.

1ч.

Внеклассное чтение. «Никто не забыт, ничто не забыто». Произведения о ВОВ.

75.

1ч.

В.П. Катаев.  Краткий обзор творчества.

76.

1ч.

В.П. Катаев. Рассказ «Флаг». Историческая основа произведения.

Чтение и анализ рассказа по вопросам учебника.

77.

1ч.

Н.И. Рыленков.  Краткий обзор творчества. Стихотворение «Деревья» Отражение чувства человека через картину родной природы.

78.

1ч.

Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…» Чтение и анализ стихотворения. Заучивание отрывка наизусть.

79.

1ч.

Н.И. Рыленков. Стихотворение «Все в тающей дымке…» Чтение и анализ стихотворения. Заучивание отрывка наизусть.

80.

1ч.

Ю.И. Коваль.  Краткий обзор творчества.

81.

1ч.

Ю.И. Коваль.  Рассказ «Капитан Клюквин».

Чтение и анализ рассказа.

82.

1ч.

Творческая работа по рассказу Ю.И. Коваля «Капитан Клюквин».

83.

1ч.

Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака».

Чтение и анализ I части рассказа.

84.

1ч.

Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака».

Чтение и анализ II части рассказа.

85.

1ч.

Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака».

Чтение и анализ III части рассказа.

86.

1ч.

Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака».

Чтение и анализ IY части рассказа.

87.

1ч.

Творческая работа по рассказу Ю.И. Коваля «Картофельная собака».

88.

1ч.

Н.Я. Яковлев.  Краткий обзор творчества. Рассказ «Багульник».

Чтение рассказов.

89.

1ч.

Н.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник».

Чтение рассказав. Характеристика главного героя произведения. Пересказ текста произведения.

90.

1ч.

Н.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник».

Устное сочинение «Мое отношение к Косте».

91.

1ч.

Р.П. Погодин.  Краткий обзор творчества. Рассказ «Время говорит -пора». Чтение и анализ I части рассказа.

92.

1ч.

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит -пора». Чтение и анализ II части рассказа.

93.

1ч.

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит -пора». Чтение и анализ III части рассказа.

94.

1ч.

Проверка техники чтения по итогам второго полугодия.

95.

1ч.

А.Г. Алексин.  Краткий обзор творчества. Рассказ «Двадцать девятое февраля». Чтение и анализ части рассказа.

96.

1ч.

А.Г. Алексин. Рассказ «Двадцать девятое февраля». Чтение рассказа по ролям.

Характеристика героини рассказа.

97.

1ч.

К.Я. Ваншенкин.  Краткий обзор творчества. Стихотворение  «Мальчишка». Чтение и анализ стихотворения.

98.

1ч.

А.А. Блок. Краткий обзор творчества. Стихотворение  «Летний вечер». Чтение и анализ стихотворения.

99.

1ч.

А.А. Блок. Стихотворение  «О как безумно за окном». Чтение и анализ стихотворения.

100.

1ч.

С. А. Есенин. Краткий обзор творчества. Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали». Чтение и анализ стихотворения.

101.

1ч.

С. А. Есенин. Стихотворение «Пороша», Чтение и анализ стихотворения.

102.

1ч.

А. А. Ахматова.  Краткий обзор творчества. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Чтение и анализ стихотворения.

103.

1ч.

Н. М. Рубцов. Краткий обзор творчества. Стихотворение. «Звезда полей». Чтение и анализ стихотворения.

104.

105.

106.

3ч.

 Саша Черный.  Краткий обзор творчества. Рассказ «Кавказский пленник». Чтение и анализ.

Роль игры в формировании личности ребенка.

107.

108.

2ч.

Саша Черный.   Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор в произведении.

109.

110.

111.

3ч.

Ю.Ч. Ким.   Краткий обзор творчества. Рассказ «Рыба-кит». Юмор в произведении.

112.

1ч.

Г. Тукай.  Краткий обзор творчества. Стихотворение. «Родная деревня».

113.

1ч.

Г. Тукай.   Стихотворение. «Книга». Чтение и анализ.

114

1ч.

Работа над выразительностью речи. Чтение наизусть одного из стихотворений Г.  Тукая.

115.

1ч.

К. Кулиев. Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ». Чтение и анализ.

Из зарубежной литературы

116.

1ч.

Р.Л. Стивенсон.  Краткий обзор творчества. Баллада «Вересковый мед».

117.

118.

119.

3ч.

Д. Дефо. Краткий обзор творчества.  Роман «Робинзон Крузо». Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

120.

121.

122.

3ч.

М. Твен.  Краткий обзор творчества.  Роман «Приключения Тома Сойера» Игры, забавы, находчивость и

Предприимчивость Тома.

Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.

123

124

2ч.

Джек Лондон.   Краткий обзор творчества.  «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

6.

Х.К. Андерсен. Краткий обзор творчества. Сказка «Снежная королева».

Сюжет и герои сказки.

Реальное и фантастическое в сказке.

Мужественное сердце Герды.

Поиски Кая.

Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Роль природы в сказке. В чем сила Герды?

131.

132.

2ч.

Внеклассное чтение «В мире сказок  Х.К. Андерсена.

133.

134.

2ч.

Жорж Санд.  Краткий обзор творчества.  Сказка «О чем говорят цветы». Чтение и пересказ.

135.

1ч.

Геродот. «Легенда об Арионе».

Повторение изученного за курс 7 класса

136

1ч.

Из произведений устного народного творчества

137.

1ч.

Из произведений русской литературы XIX века.

138.

1ч.

Из произведений русской литературы XX века.

139.

1ч.

Из произведений зарубежной литературы

140.

1ч.

Викторина «В мире литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 8 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 9 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....