Конспект занятия по логопедии для обучающихся с СНР школы VIII вида . Дифференциация звуков [с], [ш].
план-конспект

Наталья Владимировна Задорожная

Научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слоги с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s_sh.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедии для обучающихся с СНР школы VIII вида 

Тема: Дифференциация звуков [с], [ш].

Цель: научить различать звуки [с], [ш] на слух.

Задачи:

Образовательные:  научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слоги с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].

Коррекционные: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словоизменения и словообразования.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию

План:

Вводная часть

1. Орг. момент (2-4 мин)

Основная часть

1. Сообщение темы (2 мин)

2. Сравнение артикуляции звуков (2 мин)

3. Характеристика звуков (2 мин)

4. Игра со стрелочками (на развитие фонематического слуха) (2 мин)

5. Игра «Измени слова» (словоизменение) (2 мин)

6. Физкультминутка  (упражнение направлено на развитие общей моторики)

 (2 мин)

7. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи) (3 мин)

8.  Произношение звуков [с], [ш]  в рифмованных фразах. Словообразование

 (3 мин)

9. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи)

(2 мин)

10. Чтение слогов (2 мин)

11. Самомассаж кистей и пальцев рук (5 мин)

12. Работа в тетради и у доски

Заключительная часть

Подведение итогов (2 мин)

                                                     

           Регламент занятия 40 минут.

Ход занятия:

Вводная часть

1. Орг. момент.

Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».

Дети поднимают руки.

Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».

Дети покачиваются и машут руками.

Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».

Дети расслабляются.

Логопед: «А теперь тихонечко сели».

Дети садятся.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка(по устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Трубочка-улыбка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Чистим зубки», «Грибок»,»Чашечка»,

Дыхательная гимнастика-вертушка

1. Сообщение темы:

Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка»?

Дети: «Ш-ш-ш».

Логопед: «Как подул холодный ветер»?

Дети: «С-с-с».

Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».

2. Сравнение артикуляции звуков:

Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».

Дети произносят звук [с].

Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».

Дети произносят звук [ш]

3. Характеристика звуков.

Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?

Дети: «-Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; может быть твёрдым как орех и мягким как вата»

Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, т.к. голосок не звенит; он всегда твёрдый как орех».

Делаем вывод.

-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.

-Чем они отличаются?

-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая

4. Игра со стрелочками (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). Вставляются схемы [С] –       [Ш] –         

Логопед: «У каждого на столах лежат карточки со стрелочками. Сейчас мы поиграем со звуками [с], [ш]. Я буду называть сначала слоги, а затем слова, если вы услышите звук [с] – поднимите карточку со стрелкой, которая показывает вниз. Если услышите звук [ш] - поднимите карточку со стрелкой, которая показывает вверх». Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила,  мешок, сила, нос, мышь, усы, уши.

Дети выполняют задание.

5. Игра «Измени слова» (словоизменение)

Логопед: «Я буду назвать слова. Если в слове слышится звук [с], замените его на [ш] и получится новое слово. Например: усы – уши».

Дети: «Сутки – шутки, каска – кашка, миска – мишка, крыса – крыша, мыс – мышь, басня – башня».

Логопед: «Молодцы».

 

6. Физкультминутка  (упражнение направлено на развитие общей моторики).

На полочке нашей смешные игрушки,

(стоя, руки на поясе)

Смешные ежи и смешные лягушки.

(ходьба на месте, прыжки на месте)

Смешные медведи, смешные олени,

(ходьба боком, руками показываем рога оленя)

Смешные моржи и смешные тюлени.

(прыжки в стороны).

7. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).

Логопед: «Захотелось звукам [с], [ш] посмеяться вместе с нами и они придумали чистоговорки-небылицы. Со словами слон, лиса и душ:

лон-лон-лон, на лопате едет слон.

 Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

8.  Произношение звуков [с], [ш]  в рифмованных фразах. Словообразование.

Логопед: «Сейчас к нам прилетит птица, в названии которой есть слог «куш». Кто это»?

Дети: «Кукушка».

На доску вывешивается картинка кукушки.

Логопед: «Кукушка сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет в Волшебной стране ОЗ.  Он перепутал в словах не только звуки, но и слова. Поедем к нему. Закройте глаза».

Выставляется плоскостная фигура Страшилы.

Логопед: «Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Смотрите, какой он расстроеный. Послушайте, что он сказал:

«Кошка ловит «миску», мама моет «мышку».

«Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску».

«Танцует Мишка в «Машке», конфету далее «маске».

 Чтобы Страшила  вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава... (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.

Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:

Кошка ловит «миску», мама моет «мышку».

Дети: «Кошка ловит мышку, мама моет миску».

Логопед: «Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску».

Дети: «Пожарный носит каску, Саша ела кашку».

Логопед: «Танцует Мишка в «Машке», конфету далее «маске».

Дети: «Танцует Мишка в маске, конфету далее Машке».

9. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).

На доске – две картинки: шкаф и сумка.

Логопед: «Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например я положу мишку в шкаф».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные  задания»!

Дети: «Спасибо»!

10. Чтение слогов.

Логопед: «Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки  [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут»?

Дети: «Гласные».

Логопед: «Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками». Чтение слогов по схеме: са, со, су, ас, ос, ус, ша, шо, шу, аш, ош, уш.

11. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Логопед: «А теперь возьмем в руки карандаши. Положим карандаш на правую руку, а левую положим сверху. Перекатываем карандаш влево и вправо» (выполняется растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий)

12. Работа в тетради и у доски

На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:

«стол,шапка,носок,мышка,дедушка,шуба,сказка,лес,капуста,лягушка».

Задание:вписать пропущенные буквы и распределить в 2 столбика.

Вначале все слова проговариваются с детьми, вписывают буквы у доски по очереди, распределяют в 2 колонки, затем выполняют в тетради с опорой на доску.

Заключительная часть

Подведение итогов:

Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам».

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Э - Е"

Баба Яга украла буквы из азбуки, их надо вернуть. Ворон и Мышка уже много букв нашли и вернули, остались только буквы Э и Е. Детям предлагается отправиться в трудный путь, где нужно вспомнить о буквах...

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Ы - И"

На уроке дети закрепляют знания о гласных звуках и буквах Ы-И, учатся различать их на слух и при письме. Урок составлен с презентацией....

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Г - К"

Урок сотавлен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", где вопросы команде знатоков (учащихся) задают учителя и воспитатели, работающие с детьми, и даже директор школы!...

Конспект занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сутки"

Цель: формирование представлений о частях суток в связи с деятельностью человека утром, днем, вечером, ночью.Задачи:- формирование представлений о частях суток;- развитие мышления (операций анализа, с...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

КОНСПЕКТ подгруппового занятия по исправлению акустической дисграфии в 5 классе школы VIII вида Тема: Звук и буква Т.

Тема: Звук и буква Т.Цель: добиваться правильного произношения и употребления звука и буквы Т в слогах, словах и предложениях; учить производить звукобуквенный анализ слова.Лексический материал.Слоги:...