Дидактическая авторская игра "Я живу в России"
методическая разработка

Коркина Наталья Николаевна
Цели игры: 1. Формировать у воспитанников представления о России как о родной стране, о г. Москве как столице России, г. Чебаркуле – как о малой Родине. 2. Формировать у детей чувство любви и привязанности к родному дому, детскому саду, семье, друзьям. 3. Воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к народам, живущим рядом. Развивать слуховое, зрительное восприятие, память; формировать словесно – логическое мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас. Учить фантазировать, мечтать, восхищаться красотой архитектурных сооружений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_rossii.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Я живу в России»

Автор – составитель: учитель -  дефектолог Н.Н. Коркина

Дидактическая игра  предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цели игры:

1. Формировать у воспитанников представления о России как  о родной стране, о г. Москве как столице России, г. Чебаркуле – как о малой Родине.

2. Формировать у детей чувство любви и  привязанности к родному дому, детскому саду, семье, друзьям.

3. Воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к народам, живущим рядом. Развивать слуховое, зрительное восприятие, память; формировать словесно – логическое мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас. Учить фантазировать, мечтать, восхищаться красотой архитектурных сооружений.

Методические рекомендации к проведению игры

    Предлагаемая дидактическая игра построена по принципу игрушечной пирамидки – Матрёшки.  Игра состоит из5 деталей разной величины и цвета.  На самой большой детали пирамидки  изображены достопримечательности  столицы России – г. Москвы. На крышке пирамидки  изображёны Российский флаг и герб. На второй детали - герб Челябинской области  и достопримечательности г. Челябинска. На третьей детали – герб и памятные места родного г. Чебаркуля: детский сад «Снегирёк», православный храм Преображения Господня, площадь имени В. И. Ленина, железнодорожный вокзал. На четвёртой детали пирамидки  мы видим картинки с изображением людей в национальных костюмах. Педагог рассказывает детям о том, что в нашем городе (в  России) дружно  живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Пятая деталь  – символичное  изображение семьи каждого ребёнка.

Описание игры

1 вариант игры:   В игру могут играть 2 -4 человека. Ведущий (взрослый) объясняет  детям, что наша Родина - Россия – очень большая  страна. В России много озёр, рек, гор, городов. Самый главный город – столица Москва. В Москве  много памятников, парков и т.д.  – ведущий показывает большую деталь, а дети слушают и рассматривают картинки, изображённые на сторонах детали.  Когда педагог рассказывает о том, что  на территории России кроме Москвы есть и другие города, он предлагает вниманию детей вторую деталь пирамидки с изображением герба  г. Челябинска и его достопримечательностями. Ведущий   вставляет   деталь «Челябинск» в деталь «Россия - Москва», и обращает  внимание детей на то, что «Челябинск» меньше, чем  «Россия – Москва».  Аналогично рассматривается деталь пирамидки «Чебаркуль» («Чебаркуль» входит в  «Челябинск») и  т. д.

2 вариант игры: «Найди по описанию». В игре участвуют 2 – 4 человека. Дополнительно в игре используются жетона любого цвета. Игроки договариваются об очерёдности ходов.  Педагог  рассказывает о какой – либо достопримечательности, изображённой на пирамидке, а первый игрок должен назвать (показать) описываемый объект. При затруднении игроку помогают правильно ответить другие игроки. За правильный ответ игроки получают жетоны. В конце игры по количеству заработанных жетонов определяется  победитель.

3 вариант игры: «Отгадайте, что я загадал». В игре участвуют 2 – 3 игрока. Игроки договариваются об очерёдности ходов. Первый игрок рассказывает своими словами об объекте, который ему понравился. Остальные игроки должны отгадать объект и показать его на пирамидке.

4 вариант игры: «Сложи пирамидку». В игре принимает участие один ребёнок. Ему предлагается собрать пирамидку, начиная с  большой детали. Таким образом, картинки с изображением семьи поднимаются высоко к солнышку, светлому небу над головой.  Нижние детали символизируют прочность и опору страны России.

Использование игры

Данную игру можно использовать на занятиях по ОСОМ  в темах: «Мой город», «Профессии», «Моя семья», «Моя Родина».

В свободной  деятельности детей при закреплении  представлений о главном городе страны - Москве, о многонациональном государстве Российском, о традициях народов Южного Урала.

Информация  для педагогов (справочный материал об архитектурных объектах и памятниках).

1. Большая деталь жёлтого цвета -  «Россия – Москва»

    Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В  правой  лапе орла — скипетр,  в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий  серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Герб г. Москвы представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный щит  с  изображением всадника – Святого Георгия Победоносца. Всадник в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражает (убивает)  золотым копьём чёрного змия.

       Красная площадь – главная площадь Москвы (в переводе «Красивая). Красную  площадь стали строить во времена правления русского царя Ивана III. Красную площадь  много раз перестраивали и  изменяли. Вся площадь вымощена брусчаткой, общая длина Красной площади — 330 метров, ширина — 75 метров. Отсюда 7 ноября 1941года наши солдаты уходили на передовую. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. 

      Собор Покрова Пресвятой Богородицы (разговорное название — Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади.  Собор был построен в 1555 – 1561 годах по приказу  царя Ивана Грозного в память о взятии г. Казани  и победе над Казанским  ханством,  которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. С 1991 года  Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной Церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. 

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».

       Казанский собор на Красной площади – был разрушен 1930 году и полностью восстановлен   в начале 1990-  х годов.

       Останкинская телебашня  - один из символов Москвы и российского телевидения. Главным конструктором являлся Н. Никитин. Проект телебашни был придуман им за одну ночь. Перевёрнутая лилия, цветок с крепкими лепестками и стержнем, стала образом задуманного сооружения. Башня не только обеспечивает  телетрансляцию  на всю страну, но и вмещает множество телестудий. По мощности сигнала, техническому оснащению и другим показателям равных объектов в мире не имеется. Высота башни составляет 540 метров.

       Фонтан «Старый цирк» на Цветном бульваре создал скульптор Зураб Церетели. Оформление фонтана обыгрывает тему циркового представления. Скульптура клоуна посвящена великому цирковому артисту Юрию Никулину и расположена напротив цирка , где он проработал долгие годы . Чаша фонтана покрыта бронзовой решеткой, через которую бьют водяные струи. В центре её на одноколесном велосипеде – спешащий на представление клоун. Его застал дождь. И с его зонтика стекают потоки воды. Он держит в поднятой руке чемодан, из которого вываливается другой клоун, который должен был появиться только на арене.

2. Деталь синего цвета  - «Челябинская область и  город Челябинск»

        Город Челябинск - история города начинается с 1736 года, когда русский полковник татарского происхождения Кутлу-Мухамет Тевкелев (по-русски Алексей Иванович) заложил на южном берегу реки Миасс крепость. В те времена Урал, хоть и входил в состав Российской империи, был мало заселен русскими. Границам в этом районе угрожали киргизы. Непростыми были отношения русских и башкир. Челябинская крепость была хорошо укреплена, имела земляной вал и деревянное ограждение. Челябинск стал называться городом в 80-е годы 18 века, но ещё долгое время был маленьким поселением, с одной церковью и несколькими улочками. В начале 19 века Челябинск вырос, но остался городом тихим и незначительным. Поворот в истории города Челябинска был связан со строительство Транссибирской магистрали. Железная дорога привлекла в город множество людей разных профессий. Бурно развивалась торговля зерном, мясом и чаем. В Челябинске открылись многочисленные учебные заведения. В 20-е годы Челябинск попал в горнило Гражданской войны. Во время Великой Отечественной город, наоборот, оказался в глубоком тылу, и сюда были эвакуированы заводы со всей России. Так началась история бурного роста челябинской промышленности. На заводах города выпускали легендарные машины: танк Т-34 и «Катюши»

         Герб г. Челябинска – Серебряный щит герба символизирует чистоту помыслов, защиту и благоразумие. На щите изображена часть стены российской крепости Челяба, основанной 13 сентября 1736 года. У крепостной стены расположен золотой навьюченный, обращённый влево, верблюд. Золото — символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Верблюд помещён на герб Челябинска в знак того, что город богат товарами и его развитие зависит от успехов в торговле, на это же указывает зеленое поле, символ надежды и изобилия. Через Челябинск проходили торговые пути на юг, в Казахстан, многие районы Азии, где одним из основных транспортных средств был верблюд. Корабль пустыни, как нарекли его в свое время, - выносливое и благородное животное, внушающее почтение и аллегорически показывающее мудрость, долголетие, память, верность, терпение.

         Челябинский государственный  областной театр кукол имени Валерия Вольховского - один из старейших в России и на Урале. Развитие кукольного театрального искусства в Челябинске началось с 30-х годов, когда сюда приехали московские драматические актеры Гаряновы, Нина и Павел. Именно они организовали первый в городе театр кукол, начав со спектаклей о Каштанке и Петрушке.Сейчас репертуар театра включает в себя более 20 спектаклей, куда входят как детские, так и взрослые представления. Детей можно приводить на представления соответственно возрасту (с 2 лет).

          Памятник «Сказ об Урале».  Мысль о создании памятника архитектуры «Сказ об Урале» в г.Челябинске возникла из сказок Бажова П.П., где упоминалось о великане, который носил пояс с карманами и прятал в них драгоценности. Памятник, высотой 12 метров, вырублен из гранита и является и в наше время воплощением творчества и физической силы мастеров-авторов Урала. Богатырь, который стоит на монументе из гранита, с молотом подчеркивает заслуженную силу и мощь уральских мастеров, возвышает их величие и заслуги труда. Надпись, им приуроченная, гласит о том, что Урал является основным местом добычи полезных ископаемых, ценных камней.

3. Деталь красного цвета  - «город Чебаркуль»

           Герб г. Чебаркуля -  Чебаркуль основан в 1736 году на как крепость на границе русских и башкирских земель. Позднее крепость стала крупной казачьей станицей - об этом говорит крепость с четырьмя бастионами - символ предусмотрительности, защиты от любых нападений. Листья - символ плодородия, роста, обновления. Тройные листья земляники, как и сама цифра три, олицетворяющая трёхчастную природу мира: небо, землю, воду, аллегорически передают разнообразный растительный мир.  Листья, сложенные кольцом (в круг), символизируют единство, гармонию, цельность, вечность и аллегорически показывают непрерывное движение жизни.

Храм Преображения Господня -  Много лет назад, в 1736 году, когда только начиналось строительство крепости Чебаркуль, была построена  первая деревянная церковь. Назвали её в честь  большого православного праздника - Преображения Господня.

До революции 1917 года в церковь - Храм  приходили люди целыми семьями, молились Господу Богу, Деве Марии, Святым Земли Русской.  Жители города  просили у Церкви и Святых защиты от войны, голода, болезней. В 1929 году наш Храм закрыли и разобрали по кирпичику.

И  только через шестьдесят лет, когда выросли ваши бабушки и дедушки, родились папы и мамы, в городе стали строить новый Храм.

    МДОУ ЦРР детский сад «Снегирёк»  был построен в  1979 году.

4. Деталь жёлтого цвета – «Народы Южного Урала»

       На картинках изображены люди  в национальных костюмах, проживающие в г. Чебаркуле.

Заселение Урала началось в глубокой древности, задолго до сложения основных современных народностей, в том числе русских. В процессе исторического развития на Урале происходило смешение многих народностей, в результате чего сложилось современное население.

Национальный состав Челябинской области по данным переписи населения 2010 года

  

Национальность 

Численность, чел. 

% от всего 

1

Русские

2829899

81,41 %

2

Татары

180913

5,20 %

3

Башкиры

162513

4,67 %

4

Украинцы

50081

1,44 %

5

Казахи

35297

1,02 %

6

Немцы

18687

0,54 %

7

Белорусы

13035

0,37 %

8

Мордва

12147

0,35 %

9

Армяне

9311

0,27 %

10

Нагайбаки

7679

0,22 %

11

Таджики        

7375

0,21 %

12

Азербайджанцы

7213

0,21 %

13

Чуваши

6819

0,20 %

14

Узбеки

6446

0,19 %

15

Цыгане

4266

0,12 %

16

Евреи

3358

0,10 %

17

Марийцы

2826

0,08 %

18

Удмурты

2421

0,07 %

19

Молдаване

1618

0,05 %

20

Грузины

1417

0,04 %

21

Киргизы

1410

0,04 %

22

Поляки

1185

0,03 %

23

Корейцы

905

0,03 %

5. Деталь зелёного цвета «Моя семья»

Дети рассказывают о своей семье, о традициях семьи. Педагог подводит детей к мысли  о том, что семья – самое главное богатство у человека.

Пословицы о семье: «В гостях хорошо, а дома лучше»; «Дружная семья  гору свернёт»;  «Двух братьев и медведь боится»  (башкирская); «Дерево держится корнями, а человек – семьёй»; «На свете всё найдёшь, кроме отца и матери»; «Молитва мамы со дня моря поднимет (татарская); «Мамы гнев – что весенний снег» (украинская); «Птица рада весне, а младенец – маме»                    (белорусская).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".

В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...

Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...

Дидактическая игра - Викторина "Спортивная Россия"

Цель: приобретение и закрепление учащимися необходимых знаний об истории физической культуры и спорта России.Задачи:1) Организация досуга детей;2) выявление талантливых детей;3)стимулирование роста тв...

Дидактическая игра "Морская слава России"

Игровое поле, оформление пространство, текст игры.Данные материалы предложены в помощь воспитателям старших классов в учереждениях санаторного типа....

Игра "Мы живем в России"

Игра состоит из нескольких частей.1. Из пазлов собрать территорию России.2. Определить помеченный Экономический район России, рассказать о специализации этого района.3. По фотографиям определить приро...

Карточки для дидактической игры по истории России XVIII в

Карточки для дидактической игры по содержанию учебного курса История России для 8  класса...

Авторская игра «Пионеры и пенсионеры» Игра разработана на основе Атласа профессий будущего

Авторская игра «Пионеры и пенсионеры»Цель игры: понимании тех видов профессий, которые будут востребованы в будущем и профессий, которые скоро исчезнут. Параллельно эффективно тренируются ...