Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
методическая разработка
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с устной речью), склонности к однообразным и повторяющимся действиям, а также в трудностях адаптации к переменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_soprovozhdeniya_detey_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с устной речью), склонности к однообразным и повторяющимся действиям, а также в трудностях адаптации к переменам.
Аутисты среди известных людей Леонардо да Винчи Ким Пик Темпл Гранден Вуди Аллен
Классификация расстройств аутистического спектра: синдром Каннера (классический аутизм) - синдром Аспергера - синдром Ретта (детское дезинтегративное расстройство) - неспецифическое первазивное нарушение развития ( атипичный аутизм)
Психолого-педагогическая характеристика расстройств аутистического спектра Нарушения в сфере социального взаимодействия Нарушения в сфере коммуникации Нарушения в поведении Нарушения моторики Особенности восприятия – обостренная чувствительность Причинение вреда самому себе Расстройства желудочно-кишечного тракта Нарушения сна
Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте отсутствие речи или задержка ее развития; особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический; трудности в имитации действий; выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры; отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста; необычная реакция на сенсорные раздражители; любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Индикаторы аутизма в школьном возрасте отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками; большой интерес к неодушевленным предметам; отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости; наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях; неспособность поддерживать диалог; увлеченность одной темой; выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией; сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике; любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Некоторые симптомы аутизма схожи с другими заболеваниями: Признаки умственной отсталости Нарушения речи Врожденная глухота Регрессивный психоз
Правила работы с ребенком с РАС 1. Стабильность 2 . Организовывать игру «за ребенком» 3 . Использовать сенсомоторный компонент
Как разговаривать с ребенком с РАС Говорите о том, что им интересно. Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком, которому сложно осмысливать устную речь. Рисуйте. Давайте время на осмысление. Соблюдайте языковое постоянство. Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Начинайте разговор с утверждения. Уделяйте им внимание. Выбирайте правильное время для разговора. Говорите прямо.
Визуальные подсказки Визуальные правила Визуализация расписания Карточки с инструкциями Индивидуальные методические материалы – подсказки. (числовая линейка, карточка с написанием прописных букв, и т.д.) Адаптированные учебные задания
Направления деятельности специалистов сопровождения детей с РАС Организация учебного поведения ( направления индивидуальной деятельности тьютора ): Помощь в организации жизни в школе Помощь в организации себя во времени Работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в классе и на уроке в частности.
Направления деятельности специалистов сопровождения детей с РАС Направления и приемы индивидуальной работы психолога : помощь в организации обучения – в рамках фронтального обучения; индивидуальная работа по формированию границ взаимодействия; индивидуальная работа с ребенком, направленная на социальное, эмоциональное и личностное развитие (формированию модели психического); формирование функций программирования и контроля; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами.
Иппотерапия - конная реабилитация
Арттерапия
Куклотерапия
Музыкальная и танцевальная терапия
Дельфинотерапия с детьми с РАС
Направления деятельности специалистов сопровождения детей с РАС Индивидуальная коррекционная деятельность учителя-логопеда : Работа над просодической стороной речи , ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи. Работа по формированию фонетико-фонематического восприятия Работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного материала. Работа на формирование коммуникативной стороны речи . Ребенок с аутистическими расстройствами может иметь трудности дисграфического характера . Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует тактильного взаимодействия с ребенком.
Направления деятельности специалистов сопровождения детей с РАС Индивидуальная деятельность учителя-дефектолога : 1. Организация пространства 2. Организация и визуализация времени 3. Структурирование всех видов деятельность 4. Преодоление неравномерности в развитии (помощь в овладении программным материалом в основных предметных областях). 5. Организация режима коммуникативного общения 6. Социально-бытовая адаптация
Литература по работе с детьми с РАС Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф , 2014. В книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Литература по работе с детьми с РАС Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф , 2016. В книге описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом, помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях.
Литература по работе с детьми с РАС Бондарь Т.А., Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально – волевой сфере: от индивидуальных занятий к обучению в классе. - М.: Теревинф , 2014. В книге рассказывается, как подготовить к школе детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями развития и др. Большое внимание уделено трудностям, возникающим в процессе работы, и путям их преодоления.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...
Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.
Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...