Ребенок не говорит в 2 года. Что делать?
методическая разработка

Березанская Светлана Григорьевна

Неговорящий ребенок в два года – это одна история. Неговорящий ребенок в три года – это уже другая история. И если неговорящему ребенку уже в год и девять месяцев, то есть еще до двух лет, делается заключение: Задержка речевого развития (ЗРР), то неговорящему ребенку трех лет уже делается заключение: Задержка психоречевого-развития или ставится медицинский диагноз: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, нарушение речевого развития при расстройстве аутистического спектра и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam_negovoryashchego_rebenka.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В последнее время количество неговорящих детей в два, три и даже четыре года стремительно растет. Коллеги бьют тревогу. Стали появляться неговорящие дети пятилетнего возраста. При таком развитии событий скоро мы будем иметь поток неговорящих детей, идущих в школу.

Усугубляет ситуацию то, что в настоящее время в России минимальное количество групп для неговорящих детей двухлетнего, трехлетнего и четырехлетнего возраста. Эти дети посещают общеразвивающие группы детских садов или вообще не посещают детский сад. И в том, и в другом случае, они остаются без необходимой коррекционной помощи, и драгоценное время, отпущенное природой на полную компенсацию, стремительно тает. Хорошо, если у родителей есть возможность обратиться в негосударственный центр или к логопеду-частнику.

Неговорящий ребенок в два года – это одна история. Неговорящий ребенок в три года – это уже другая история. И если неговорящему ребенку уже в год и девять месяцев, то есть еще до двух лет, делается заключение: Задержка речевого развития (ЗРР), то неговорящему ребенку трех лет уже делается заключение: Задержка психоречевого-развития или ставится медицинский диагноз: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, нарушение речевого развития при расстройстве аутистического спектра и т.п.

В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).

Если ребенок не говорит первых слов ни в год, ни в полтора года, ни в год и девять месяцев, начать нужно с визита к логопеду. Это должен быть логопед, который работает с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста. Если логопед, к которому обратились родители, говорит, что нужно подождать до трех-пяти лет, это не логопед. От такого "специалиста" нужно уходить как можно скорее. Специалист, даже если сам не работает с неговорящими малышами, даст родителям молчуна дорожную карту, расскажет, что нужно предпринять.

Родители неговорящего ребенка, конечно, не должны впадать в панику, но должны добиться всех необходимых исследований, чтобы выявить причину задержки речевого развития. Какие это исследования? Каких специалистов нужно посетить?

Вот дорожная карта для вас:

Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:

• неврологу;

• оториноларингологу

• сурдологу (потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);

• психиатру.

Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и к генетику, гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту и другим специалистам.

По назначению специалистов необходимо пройти все функциональные исследования, которые будут назначены. А это могут быть следующие исследования:

• нейросонография головного мозга(НСГ);

• компьютерная томография (КТ) или магниторезонансная томография головного мозга (МРТ);

• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);

• электроэнцефалография (ЭЭГ);

• ультразвуковая диагностика сосудов шеи и головы (УД);

• спондиллография шейного отдела позвоночника в трех проекциях;

• исследования слуха (КСВП, АСВП) и др.

Проводить лечение, назначенное специалистами, в полном объеме.

Сочетать лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполнить эту рекомендацию и начать занятия с нейропсихологом или дефектологом.

В соответствии с рекомендациями логопеда организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.

Абсолютно исключить пребывание ребенка у гаджетов. И не говорите, что ребенок привык. Это вы его приучили! И это только ваша вина! И это могло усугубить ситуацию с задержкой речевого развития. Ограничить время пребывания ребенка у экрана телевизора до десяти минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребенка мультфильмов.

Помните, что проблемы с сенсорной интеграцией часто становятся одной из причин отсутствия речи у малыша. А проблемы с сенсорной интеграцией возникают именно потому, что ребенок живет не в реальном, а в виртуальном мире.

Помните, что нельзя терять ни месяца, ни недели, ни дня! Нельзя придумывать для себя отговорок и сочинять мифы. Нужно активно действовать, искать нужных специалистов, проводить необходимые исследования, начинать лечение по назначению специалистов и занятия со специалистами. Домашние занятия тоже должны проводиться под руководством логопеда, иначе они могут иметь обратный эффект.

        Не спешите, если вам будут предлагать обучение малыша альтернативной коммуникации. Я не считаю альтернативную коммуникацию одним из средств вызывания речи у неговорящего ребенка. Нужно до последнего биться над вызыванием активной речи, расширять пассивный словарь ребенка, использовать все возможное и невозможное. Если мы будет предлагать малышу альтернативную коммуникацию, зачем ему говорить? Он будет реагировать не на слово, а на картинку.

 И следующий вопрос. Как и чем заниматься дома, пока ребенок не занимается со специалистами? Сидеть за столом и заниматься в полном смысле этого слова, выполнять какие-то учебные задания с неговорящим малышом не нужно.

Выходите с малышом в парк, сквер, зеленый двор, рассматривайте растения и насекомых в траве, пусть кроха трогает траву, песок, камни, веточки и листья деревьев и кустов. Если Вы живете на даче, поиграйте с малышом в игры с водой. Пусть бросает в таз с водой камешки, игрушки, а потом достает их. Он достает, а Вы называете.

Если он не аллергик, нюхайте с ним цветы одуванчика и черемухи, растертые в руке листья. Когда земля станет теплой, разрешайте крохе бегать босиком по траве и песку. Знаете, какое удовольствие получает ребенок, когда идет босиком по сенсорной дорожке из камешков, каштанов, желудей.

Зимой разрешайте малышу поваляться и поползать в чистом снегу, поиграть в снежки, вдоволь накататься с горки на санках или ледянках. Позвольте ребенку познавать окружающий мир полноценно, через все органы чувств, а не только через слух и зрение, как это происходит, когда малыш сидит у гаджета.

Рассказывайте сыну или дочке о цвете окружающих предметов. У ребенка нужно развивать все виды чувствительности, все виды восприятия.

Много занимайтесь движением. Учите ребенка бросать и ловить мяч, попадать небольшим мячом в цель, залезать на лесенку или горку, прыгать на двух ногах, перешагивать через препятствия.

Работайте над мелкой моторикой крохи. Делайте массаж пальчиков и специальную пальчиковую гимнастику.

Займитесь в игровой форме развитием артикуляционной моторики, готовьте артикуляционный аппарат ребенка к произношению звуков, которых у него пока нет.

‼Все это создаст фундамент, на котором будет развиваться речь малыша.

Рассказывайте крохе народные потешки и коротенькие стишки, пойте ему колыбельные и детские песенки, разыгрывайте перед ним русские сказки "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок" на столе с игрушками.

Исключите из жизни крохи все гаджеты. Разрешайте посмотреть мультфильмы не более десяти-пятнадцати минут в день. Поговорите о том, что он увидел, обсудите увиденное.

Учите кроху строить домики, башенки, мостики из кубиков. Хороши для развития ребенка игрушки-вкладыши, сортеры, бизиборды.

Рисуйте с малышом пальчиками и ладошками желательно на вертикальной поверхности, на висящем на стене листе бумаги или обоев.

Качайте сына или дочь на всевозможных качелях, в гамаке. Купите балансировочную доску и фитбол для домашних занятий.

Помните, что Ваш ребенок не только не говорит, он еще и понимает обращенную речь с трудом. Если Вы говорите быстро, нечетко, сюсюкаете с малышом, искажаете произношение многих слов, подражая ему, даете крохе многоступенчатые инструкции, вы усложняете понимание речи ребенком, задерживаете его речевое развитие.

Если в комнате, где находится ребенок, постоянно работает телевизор, малыш привыкает относиться к речи как к фоновому шуму и не пытается понять то, о чем говорят. Такая же ситуация создается, когда взрослые постоянно и шумно общаются при ребенке.

Если Вы слишком усердно жестикулируете, то кроха начинает реагировать не на слова, а на жесты.

Как же говорить с неговорящим ребенком?

‼Говорите медленно, четко, выразительно, правильно произносите все слова.

Ваши мимика и жесты должны быть выразительными, но не избыточными.

Организуйте такие игры, которые вызовут у ребенка желание повторять восклицая, междометья, звукоподражания за вами. Бросайте мячик и говорите: "Оп!" Роняйте игрушку и говорите: "Бум!" Играйте с игрушкой-цыпленком и говорите: "Пи-пи-пи!" Повторяйте эти упражнения.

Используйте только короткие предложения: «Это мишка. Мишка большой. Вот какой! У мишки лапы. Вот. У мишки голова. Вот. У мишки живот. Вот.».

Давайте ребенку только одноступечатые инструкции и ждите, когда он их выполнит: «Иди сюда. Давай мыть руки. Возьми мыло. Намыль руки. Молодец!»

Если ребенок произносит слово неправильно, похвалите его, но произнесите слов так, как следует. Малыш произнес впервые: «Асина!» Скажите: «Умница! Машина! Это машина!»

Поверьте моему опыту, результат от домашних занятий будет обязательно. Особенно, если вы вовремя нашли своего невролога, который увидел проблему, а не отмахнулся от вас, обследовал вашего кроху всесторонне и назначил необходимое лечение. Помните, чем меньше ребенок, тем эффективнее и лечение, и коррекционные занятия.

Далее вашими домашними занятиями будет руководить логопед, который будет заниматься с вашим малышом. И помните, что занятия должны проходить на фоне лечения у невролога, если врач сочтет это нужным. Успехов вам и вашим малышам!

‼Фрагмент семинара Н. В. Нищевой. При размещении в интернете и использовании ссылка обязательна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...