Если ребенок не говорит
статья по теме

Данная статья составлена по материалам книги О.Е.Грибовой "Что делать, если ребенок не говорит". Речь идет о детях 2-3 лет с темповой задержкой речевого развития. В статье даются советы родителям как заниматься и общаться с детьми этого возраста, не имеющими активной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_govorit.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит.

  Не секрет, что полноценное и своевременное овладение речью является одним из главных условий  благополучного умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией.

  В норме, к трем годам речь  должна быть в основном сформирована. Ребенок хорошо понимает, что ему говорят, выполняет несложные инструкции (поручения), пользуется  фразой, различными частями речи. Речь трехлетнего ребенка должна быть  в основном понятной для взрослого (не только для членов его семьи), должна  выполнять функцию общения. Только тогда, на основе диалога со взрослым, в процессе совместной деятельности, будет полноценно осуществляться дальнейшее его интеллектуальное  развитие. Отсутствие речи  после трех лет или её несформированность  поведет к  задержке психического развития.

  Начинать тревожиться родителям следует, если в два года малыш не лепечет или не  произносит хотя бы нескольких слов. Если длительное время в речи не появляются новые слова. Если вместо целого слова ребенок воспроизводит только его часть (как правило, ударный слог).  А если ваш ребенок  в три года не говорит фразы (не может изъясняться простыми предложениями) - это серьезный повод для беспокойства. И здесь ожидать «чуда» уже неразумно, пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

  Первое, что должны сделать родители - это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха , и его центральная нервная система находится в норме. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатру, лору, невропатологу, психоневрологу.    Если установлено, что  физическое  и умственное развитие ребенка соответствует  возрасту, у него нет никаких неврологических заболеваний, не было отклонений в протекании беременности и родов, тяжелых заболеваний в первые три года жизни, то вероятно, у вашего малыша темповая задержка речи.  Это значит, что запаздывают сроки ее появления. Такая задержка может быть обусловлена наследственностью, если один из родителей или оба заговорили относительно поздно.  При темповой задержке речи позже созревают структуры мозга, ответственные за ее формирование.

  Как определить, что у малыша именно темповая задержка речи?                                                  Ребенок хорошо понимает, что ему говорят взрослые. Попробуйте предложить  крохе несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь.                                                                

 В два года ребенок  должен понимать простые инструкции и задания:                                                                                             -иди ко мне на ручки (без дополнительных жестов)                                                                                            -принеси мне мишку (должен выбрать его из нескольких игрушек)                                                                -покажи на картинке машинку ( зайчика , куклу…)                                                                                                Еще один показатель - стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и назовите шепотом имя малыша. Он должен обернуться.                                                                        Трехлетнему ребенку предложите:                                                                                                                        -посади куклу на стул (зайку под стул, мишку около стола)                                                                                          -возьми киску, подойди к дивану и посади ее за диван                                                                                              -принеси маме папину рубашку                                                                                                                                   -покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку

  У малыша с темповой задержкой речи неплохое слуховое внимание. Это  значит, что он узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет местонахождение источника звука. Малыш различает голоса людей, звукоподражания голосам животных, показывает на картинке предмет, который вы называете.

  Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи.  Лингвисты называют такой скачок  языковым взрывом.

  Однако многим детям нужен «пусковой толчок», чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия  со взрослым, со сверстниками, которые уже умеют говорить. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно.  Задумайтесь над собственным  поведением. Даже в благополучных  семьях родители могут допускать ошибки в воспитании, в результате которых ребенок не говорит. Может быть, вы мало стимулируете его к речи? Не уделяете достаточного времени малышу, мало с ним играете, читаете и говорите? Или напротив, излишне загружаете его? Недостаток речевой информации, как и ее избыток (когда детям читают большие, сложные для понимания произведения, не соответствующие возрасту, заучивают длинные стихотворения, побуждают повторять сложные по структуре предложения)  ведет  к речевым нарушениям.

   Может быть, у ребенка не  возникает  потребность в общении из-за  гиперопеки ? Если вы имеете привычку угадывать желание малыша по его жестам, слишком опекаете его, необходимость учиться  говорить отсутствует – все и так будет сделано вовремя.

  Не надейтесь на телевизор - если он работает постоянно, ребенок  воспринимает его как «белый шум», просто фон,  не получая никакой полезной информации. Детский мозг устроен так, что маленький ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и его чувства, его мысли. Более того, исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи .Ограничьте просмотр телевизора несколькими минутами в день.

   Занимайтесь с ним сами - научно доказано, что от мамы ребенок усваивает информацию гораздо лучше, чем от кого-либо другого. Но помните - занятия в этом возрасте должны выглядеть как игра! Не принуждайте  ребенка,  не требуйте: «Скажи!», «Повтори!», этим вы только усугубите ситуацию. Ребенок сам должен захотеть заниматься  с той или иной игрушкой, предметом, сам должен захотеть высказаться. Это произойдет, если малыш будет чувствовать ваше спокойствие, уверенность, положительное настроение, искреннюю заинтересованность в совместной деятельности и в нем самом. Во время таких коротеньких « занятий» вы должны быть  очень эмоциональны. Проговаривайте все свои действия и действия ребенка. Используйте простые короткие предложения, говорите  четко и разборчиво.  Задавайте вопросы, и если ребенок на них не реагирует, отвечайте сами, имитируйте диалог. Используйте  звукоподражания   (ту-туу,  би-би,  ав…).   В этот момент ребенок должен видеть ваше лицо и губы  (старайтесь чаще привлекать внимание ребенка к собственной артикуляции). Ваша речь должна выглядеть примерно так: « Ой, что это?.. Машина!  Какая большая! Что делает?.. Едет. Би-би! Давай погрузим на нее кубики. Один, два. Положили.  Поехала машина! У-у-у!  Куда едет?.. На стройку. Ой, кубик упал! Бах!»  и т.п. Основная ваша цель-максимум сенсорных впечатлений  при кратком, эмоциональном речевом комментарии.  

   Для таких «диалогов» совершенно не обязательно организовывать специальные занятия. В процессе выполнения домашних дел, на прогулках  аналогичным образом комментируйте  то, что происходит вокруг: « Какой ветер дует! Сильный,  холодный.  Дождь пошел, кап-кап-кап… Машина  проехала. Большая, белая…  Ух, какая грязь!»  Привлекайте ребенка  к посильному участию в совместной бытовой  деятельности: покупке продуктов, уборке дома, приготовлению пищи.  Попросите разобрать продукты, разделив их на «еду» и «напитки». Закладывая белье в стиральную машину, попросите подать сначала кофту, а потом брюки.  Во время приготовления супа, сравните морковку и лук: чем похожи, чем отличаются. Накрывая на стол,  попросите положить хлеб в тарелку, а ложку  около тарелки. Любой момент жизни можно использовать с пользой для развития ребенка. Поощряйте всякое проявление речи у ребенка на данном этапе развития, не делайте замечаний  по поводу неправильного произношения того или иного звука. И не пытайтесь вызвать речь у ребенка путем постановки звуков!

   Бывает и так, что родители правильно общаются с ребенком, выполняют эти рекомендации, а речь пока не появляется.  Обратите внимание на сформированность его  восприятия и сенсорной сферы - они являются фундаментом для развития мышления и речи.  Учите ребенка различать цвет, форму и размер предметов, группировать их по данным признакам, выделять «лишний» предмет: «Давай положим синие кубики  в большую коробку, а красные в маленькую», «Свезем на стройку только кирпичики».   Складывайте картинки из нескольких частей, собирайте картину из кубиков. Развивайте слуховое внимание: учите определять, что звучало (погремушка, колокольчик или бубен), в какой последовательности. Различайте звукоподражания: произнесите звуки «и-и», « ы-ы» и  предложите определить, кто пел – мышка или мишка. Ребенок должен показать на нужный инструмент или игрушку.

   Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Считается, что  улучшая двигательные навыки пальчиков, мы стимулирует развитие речи. Привлекайте внимание  к органам артикуляции (губам, языку). Расскажите ребенку сказку о Веселом язычке, выполняйте общие упражнения (сейчас много литературы на данную тему). Развивайте речевое дыхание,  дуйте на листья - «как ветерок», на вату-«снежинки полетели», пропевайте гласные.

   И, конечно, не надо ждать быстрых результатов от ребенка в таком возрасте. Ваша последовательность, настойчивость, регулярность занятий,  доброжелательность и терпимость обязательно приведет к желанному результату.

 Если у ребенка была выявлена недостаточность неврологической базы, если он не только не говорит, но и развивается с задержкой - требуется помощь специалистов, при необходимости, лечение.  В любом случае ваши занятия пойдут на пользу  малышу, будут стимулировать его развитие.  И начинать их нужно как можно раньше,  работа по  коррекции задержки речевого развития и и ее последствий  непосредственно перед школой будет  более долгой и менее эффективной.

По материалам книги О.Е.Грибовой «Что делать, если ребенок не говорит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если ребенок плохо говорит"

Проблема речевой патологии  детей дошкольного возраста волнует  не только логопедов, психологов, неврологов, но и родителей. Очень важно выявить причины нарушений  и как можно раньше об...

Когда молчание не золото. Если ребенок не говорит...

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать...

Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...

Консультация для родителей: "Что делать если ребенок не говорит"

В работе раскрываются физиологические несовершенства звукопроизношения у детей, т.е что считается нормой неправильного произношения у трех - четырехлетних детей, так же что способствует правильному ра...

Советы логопеда если ребенок не говорит

Это памятка  которая поможет родителям справится с трудностями которые возникают у детей в речи....

«Без паники! Что делать, если ребенок не говорит» Когда бежать к логопеду? Чек-лист для проверки речи детей 2-6 лет

Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточ...

Что делать,если ребенок не говорит?

Что делать, если ребенок не говорит?...