Картотека игр по развитию связной речи дошкольников (буклет)
картотека

Золотухина Марина Михайловна

Картотека содержит перечень игр, способствующих развитию всех компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet2.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

8

Большое влияние на развитие речи оказывает игра, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.

 «Какое слово заблудилось?»

Цель: формирование  умение подбирать точные по смыслу слова.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:«Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Взрослый, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: - Сорока стрекочет. Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы телёнок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? Собака живет в конуре, а мышка?

Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Цель: развитие глагольного словаря

 Кто летает, кто плывёт,

 Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Где это?»

Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.

Ход игры: Кидая мяч ребенку, задавать вопросы:

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Где растут листья? (На ветке).

Где живут рыбы? (В реке)

Где стоит стул? (В комнате)

Где стоит ваза? (На столе)

Где лежит ковер? (На полу)

Где стоит светофор? (На перекрестке)

Где сидит шофер? (В кабине)

Где летит самолет? (В небе).

«Чудесный мешочек»

Цель: обучение составления описательного рассказа

Материал: мешочек с различными фруктами.

Ход игры: взрослый говорит:

Здесь в мешочке лежат фрукты,

Все сейчас получат свой.

Осмотри ты фрукт, потрогай

И подумай он какой?

А сначала догадайтесь, что это за фрукт?

 Дети выбирают из мешочка фрукт и описывают его, опираясь на цвет, форму, величину фрукта, какой он на вкус.

 «Покупки».

Цель: развитие фонематического слуха.

Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (л) и (ль).

Слова: лапша, соль, леденцы, хлеб, колбаса и т. д.

Дидактическая игра  «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

«Дополни предложение»

Цель: Развитие умение составлять длинное предложение сложной конструкции. Упражнять в употреблении предлогов.

Материал: Сюжетные картинки.

Ход игры: Взрослый показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, при этом повторяя предыдущее предложение и передавая друг другу игрушку. Например: Мы плаваем.> Мы плаваем в бассейне.> Мы плаваем в новом бассейне.> Мы плаваем в новом бассейне с детьми. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).

«Назови профессии»

Цель: Развитие умения образовывать слова .

Материал:Картинки с изображением разных профессий.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? -Носильщик.

Кто сваривает трубы? -Сварщик.

Кто вставляет стекло? -Стекольщик.

Кто работает на кране? -Крановщик.

Кто укладывает камни? -Каменщик.

Кто точит ножи? -Точильщик.

Кто чинит часы? -Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? -Экскаваторщик.

«Слово наоборот»

Ведущий называет  слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начинаем с самых простых слов:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

Затем  увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

А теперь распутайте слоги и поставьте их правильно, чтоб получилось слово.

• па-та-ло – лопата

• нок-с-ури— рисунок

• ле-та-кот – котлета

• кос-ри-аб — абрикос

• син-пель-а — апельсин

• град-но-ви — виноград

«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Вся наша жизнь – игра»
Б. Грасиан

Наш адрес: г.Москва, ул.Минусинская, д.16 стр.2

ГБОУ Школа №1381

Дошкольное отделение

«Солнышко»

Картотека игр

по развитию связной речи

дошкольников

Составила: учитель-логопед Золотухина М.М.

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...