«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»
презентация к уроку
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в учреждении в группах для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 26.92 КБ |
zdorove_sberegayushchie_veb.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное
учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка
Ивановского района Амурской области
Доклад на тему:
«Применение здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми с ОВЗ»
Докладчик: воспитатель
II квалификационной категории
О.Н.Филина
с.Ивановка, ноябрь 2015 г.
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в учреждении в группах для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Среди наиболее частых патологий у школьников особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
Именно поэтому на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет воспитателю строить процесс воспитания с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Основные составляющие этой системы:
. Организация рационального двигательного режима воспитанников.
. Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
При использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- не навреди!
- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
- соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников мною применяется целенаправленная работа по созданию благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.
Виды здоровьесберегающих технологий используемые мною в работе с детьми с ОВЗ в нашей группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время физминуток, в хорошо проветриваемом помещении (Муратов А., Макарова К., Мазанко М., Ерофеева К.).
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения самоподготовки способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.(Ерофеева Е., Колесников Р., Шорстов К.).
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
-повышение работоспособности коры головного мозга;
-развитие активной речи ребенка.
Пальчиковая гимнастика.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. (Мазанко М., Ерофеева К., Макарова К., Колесников Р., Шорстов К.)
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного
Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки (Колесников Р., Мазанко М., Макарова К., Ерофеева К.).
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны воспитателя. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.
Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие (во время утреннего и вечернего туалета).
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник (в досуговое время, после учебных занятий).
Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Проводится в любом подходящем, проветриваемом помещении. Использование зависит от состояния детей.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры, массажеры с горохом, фасолью.
Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
Проводится в время физминуток при проведении самоподготовки (Колесников Р., Ерофеева К., Мазанко М., Муратов А., Шорстов К.).
.
Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции (Муратов А., Ерофеева Е., Ерофеева К.,
Мазанко М., Шорстов К.).
Психогимнастика (мимика и пантомимика).
В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики (Муратов А., Колодяжный А., Шорстов К.).
Заключение.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:Учитель. 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение куклотерапии в работе с детьми с речевыми и эмоциональными нарушениями.
Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях колле...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"
В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....
Применение канистерапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья...
"Применение здоровьесберегащих технологий в воспитательной работе с детьми с ОВЗ"
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сил...