Практическое применение куклотерапии в работе с детьми с речевыми и эмоциональными нарушениями.
статья по теме

Юровских Марина Викторовна

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое применение куклотерапии

в работе с детьми с речевыми и эмоциональными нарушениями.

Кукла в работе с «особыми» детьми

     Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную речь, а, следовательно, и выполнять задания.

     Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится Кукла. С «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, дает детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.

     Благодаря кукле создается особая среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются следующие результаты:

- развивается речь детей;

- развивается эмоциональная и моторная адекватность;

- развиваются коммуникативные навыки;

- пространственная ориентация.

     Перчаточным куклам «бибабо» присуще очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает «говорящую» куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем педагог. Использование кукол на уроках благотворно влияет на детей, страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.  

     Среди игрушек-актеров есть и еще одни замечательные куклы марионетки (пульчинелло). Сначала ребенку очень сложно управлять этой куклой, он просто дергает ее за ниточки и заставляет подпрыгивать. Постепенно он учится координировать движения и управлять куклой. Благодаря кукле дети преодолевают эмоциональные и коммуникативные барьеры. Застенчивым и расторможенным детям такие куклы помогают общаться с другими людьми: заговорить от имени собачки гораздо проще, чем сделать это самому. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку управляя куклой, ребенок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.

     Сейчас появилось много игрушек, которые при нажатии на кнопку «сами» произносят те или иные слова, выполняют запрограммированные движения. Но зачастую ребенок быстро теряет к ним интерес, ведь такая игрушка не может стать в его руках артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Детям для полного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.

Драматизация

« Оживляя» куклу ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Следовательно, ребенок получает оперативную недирективную  обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.

Работа с куклой позволяет:

  1. совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
  2. нести ответственность за управление куклой;
  3. проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни человек не может проявлять;
  4. осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
  5. научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  6. развивать произвольное внимание;
  7. совершенствовать коммуникативные навыки.

Сама процедура спектакля такова.

     «Актеры» водят кукол молча – весь текст читает ведущий. Это помогает «актерам» не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле. Безусловно, актеры могут озвучивать своих героев, обычно процесс озвучивания сводится к эмоциональным восклицаниям.

     Особое место в сказочных постановках занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас». Их источником является интуитивное  прочувствование актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец неизвестны даже ведущему.

     Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен.

Сами актеры могут подсказывать повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества. Проигрывание с помощью кукол сложных ситуаций может способствовать сплочению и укреплению.

     Использовать куклу можно для знакомства с детьми и детей друг с другом, а также как способ активизации внимания на занятиях, для создания игровой мотивации. Театральная кукла бибабо применяется в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое общение, поскольку таинство «волшебства» позволяет удерживать внимание детей на том, о чем говорит педагог. Если ребенок проявляет желание ответить за куклу, то я поощряю эти попытки. Сначала дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, они начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят, хвалят друг друга, обращаются друг к другу. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание, выражать заинтересованность в общении и игре. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой бибабо делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей, испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В конце урока дети нуждаются в оценочных суждениях персонажа, и кукла хвалит за конкретные поступки и действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...