Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ
презентация к уроку
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят современные технологии обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития.
К нам в школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с ОВЗ, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 86.4 КБ |
psihologo.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ Технология разноуровневого обучения Технологии проблемного обучения Проектная деятельность Игровые технологии Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающие
Технология разноуровневого обучения создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, для того чтобы ребенок смог максимально использовать свои возможности; позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей технология предполагает разный уровень усвоения учебного материала.
Технологии проблемного обучения Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения, при котором формируются, применяются и сохраняются ЗУН. Цели: развитие способностей, познавательной активности, любознательности; воспитание активной творческой личности, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Пример: Урок математики (несоответствие) 2+5*3=21 2+5*3=17
Пример: Урок математики (несоответствие) (2+5)*3=21 2+5*3=17
Пример: Окружающий мир (подтверждение) Почему осенью с деревьев опадают листья?
Технология проектного обучения Теоретические позиции проектного обучения : в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; процесс обучения строиться на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
Технология проектного обучения Цель проектного обучения : создать условия, при которых обучающиеся : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение) развивает творческое мышление
Игровые педагогические технологии Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризуется учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Познавательные, воспитательные, развивающие Игра «Что лежит в черном ящике» Пример: год рождения того, что лежит в этом ящике – 1974 г. игру называют «игрой столетия» игра носит имя автора состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
Дети «особые» могут достигнуть то же, что и дети обычные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». Л.С.Выготский
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре.
Слайд 1.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят современные технологии обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития.
К нам в школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с ОВЗ, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.
Слайд 2.
При работе с детьми с ОВЗ нашими педагогами применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, которые позволяют добиваться положительной динамики в их обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
- технология разноуровневого обучения
- технология проблемного обучения
- проективная деятельность
- игровые технологии
- информационно-коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие
Слайд 3.
Технологии разноуровневого обучения (технология уровневой дифференциации)
Эта технология применима ко всем классам, где обучаются дети с ОВЗ. Она позволяет включить каждого ученика в педагогический процесс, учитывая зону его ближайшего развития
- позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей (к примеру, в 5 классе обучаются детки и с ЗПР и с интеллектуальной недостаточностью)
- технология предполагает разный уровень усвоения учебного материала (ярким пример – класс-комплект, где обучаются разновозрастные детки, более подробно вам об этом классе расскажет Е.М.)
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- в первую очередь психолого-педагогическая диагностика учащегося, его актуального развития и зоны ближайшего
- сетевое планирование – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за один урок или занятие, неделю, месяц.
- разноуровневый дидактический материал – структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого материала.
Слайд 4. Фото класс-комплекта.
Слайд 5.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и состоит в том. что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно исследуют пути и способы решения. Благодаря этому у учащихся развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление.
Мы выделили наиболее характерные для нашей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Типы проблемных ситуаций | |
Несоответствие | Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации. |
Подтверждение | находят подтверждение словами из текста |
Выбор | Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное. |
Ошибка | Задание с заведомо допущенной ошибкой. |
Разберем на примере.
Слайд 6.
несоответствие:
Урок математики: надо вспомнить с обучающимися значение скобок при решении примеров. Им
предлагается выполнить вычисления двумя способами, приводящим одинаковым выражениям, но
различным результатам.
2+5*3=21
2+5*3=17
Пример «К 2 прибавить 5 и помножить на 3 и равняется это 21» И другое «К 2 прибавь 5, помноженное
на 3 и равняется это 17». Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.
Возникает проблемный вопрос, как правильно записать этот пример.
Слайд 7.
(2+5)*3=21
2+5*3=17
Слайд 8.
подтверждение:
Урок «окружающего мира». На вопрос «Почему осенью с деревьев опадают листья?» дают много
ответов, но неправильных (стало холодно, листья пожелтели, ветер сильный срывает…). После
вопроса «Хотите узнать правильный ответ?» предложить найти его в тексте произведения (образуется
перегородка между черенком листа и веткой, т.к. меньше питательных веществ поступает к ним
осенний период).
Слайд 9.
Проектные технологии
Теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- процесс обучения строиться на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
Слайд 10.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение)
- развивает творческое мышление
Благодаря использованию проектного обучения у учащихся развивается коммуникабельность, командных дух, умение сотрудничать.
Слайд 11. Фото проектов (создают презентации - проекты)
Слайд 12.
Игровые педагогические технологии
Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.
Использование игровых технологий на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризуется учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие.
- Репродуктивные, продуктивные, творческие.
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Я хочу привести примеры педагогических игр.
Слайд 13.
Разбирается по составу число 6
Особенность таких деток в том, что на уроке обязательно должно быть использование дидактического, наглядного материала, с которым они могут проиграть ситуацию, прорисовать разными способами, переставить, прощупать, тем лучше они поймут, запомнят изучаемый материал. Поэтому все уроки проходят с использованием различных наглядных пособий.
Слайд 14. Выписать как можно больше словарных слов
Слайд 15. Очень интересная игра «Что лежит в черном ящике» (узнавание предмета по наводящим вопросам). В такую игру можно играть абсолютно на любом предметном уроке, по теме которую прошли. Закрепление пройденного.
Слайд 16.
Благодаря использованию нашими педагогами вышеперечисленных психолого-педагогических технологий:
- Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;
- Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;
- Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
- Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
Подводя итог всему вышесказанному, хочу закончить своё выступление словами Льва Семёновича Выготского:
«Дети «особые» могут достигнуть то же, что и обычные,
но «иным способом, на ином пути, иными средствами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием психолого–педагогических, здоровьесберегающих технологий «С чего начинается дружба?»
Занятие для дошкольников объединений социально-педагогической направленности...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...
Школьный психолого-педагогический консолиум как основа работы с детьми с трудностями в обучении
https://www.youtube.com/watch?v=Bq8laqBns6M&feature=youtu.be...
Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ...
Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ...