Развитие и воспитание ребенка с ТНР (методическое пособие)
методическая разработка (5 класс)
Семья главный институт воспитания ребенка. В семье с раннего возраста ребенок получает физическое, психологическое и социальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_raz-19_g.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и воспитание ребенка в семье с ТНР
Учебно - методическая разработка
Семья является для каждого ребенка естественной средой существования отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему приходится взаимодействовать.
А для ребенка с тяжелыми нарушениями речи роль семьи возрастает многократно.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые трудности, закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Речевую игру для всей семьи можно проводить под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».
1. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
2. Не зевайте, слово к слову подбирай !
Быстрые слова – (торпеда, вратарь, самолет, акула, орел).
Сладкие слова – (морожено, мед, халва, сахар).
Веселые слова – (цирк, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)
3."Весёлые рифмы"
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - . печка;
Трубы - губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - поклон;
Сапоги - пироги
и т. д.
4. "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
5. Дополни предложение»
Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.
Основное правило этой игры по развитию речи детей в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д.
Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце»...
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?
Слова для игры используйте преимущественно с теми звуками, которые ребенок произносит с большим трудом.
- Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
- Читайте художественные произведения.
- Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
- Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Рефлексия
В заключение пусть вся семья продолжить фразу:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…-
-я научился…
-я попробую…
Такие занятия всей семьей еще больше сплотят вашу семью, дом станет уютнее, радостным и дружным.
Успехов и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение уроков музыки для всестороннего развития и воспитания ребенка
Значение уроков музыкидля всестороннего развития и воспитания ребенка...
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными дет...
Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4264438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Роль хореографии в развитии и воспитании ребенка
- Развивает: внимание, собранность, зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность;- Кроме названного: развивает логику, пространственное мышление, а также: память, целеустремленность;-Кроме того:...
«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»
В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...
Консультация для воспитателей Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка в ДОУ»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок....