Развитие и воспитание ребенка с ТНР (методическое пособие)
методическая разработка (5 класс)

Воронецкая Ольга Семеновна

Семья главный институт воспитания  ребенка. В семье с раннего возраста ребенок получает  физическое, психологическое и социальное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_raz-19_g.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

                Развитие и воспитание ребенка в семье с ТНР

Учебно - методическая разработка

     Семья является для каждого ребенка естественной средой существования  отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему приходится взаимодействовать.

    А для ребенка с тяжелыми нарушениями речи роль семьи возрастает многократно.

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

     В действительности же,  невмешательство  в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые трудности, закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом.

     Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

     Речевую игру для всей семьи можно проводить под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». 

 

1. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
  Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
    Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!

2. Не зевайте, слово к слову подбирай !

Быстрые слова – (торпеда, вратарь, самолет, акула, орел).

Сладкие слова – (морожено, мед, халва, сахар).

Веселые слова – (цирк, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) 

3."Весёлые  рифмы" 
Играющие должны подбирать к словам рифмы. 
Свечка - . печка; 
Трубы -  губы; 
Ракетка - пипетка; 
Слон - поклон; 
Сапоги - пироги

и т. д. 

4. "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

5. Дополни предложение»

 Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

    Основное правило этой игры по развитию речи детей в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д.

     Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

Слова для игры используйте  преимущественно с теми звуками, которые ребенок произносит с большим трудом.

  • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
  • Читайте художественные произведения.
  • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
  • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Рефлексия

В заключение пусть вся семья продолжить фразу:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания…

-я понял, что…

-теперь я могу…

-я почувствовал, что…

-я приобрел…-

-я научился…

-я попробую…

Такие занятия всей семьей еще больше сплотят вашу семью, дом станет уютнее, радостным и дружным.

Успехов и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение уроков музыки для всестороннего развития и воспитания ребенка

Значение уроков музыкидля всестороннего развития и воспитания ребенка...

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными дет...

Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4264438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Роль хореографии в развитии и воспитании ребенка

- Развивает: внимание, собранность, зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность;- Кроме названного: развивает логику, пространственное мышление, а также: память, целеустремленность;-Кроме того:...

«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»

В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...