Консультация для родителей "Почему не каждому дается грамота"
материал
Консультация для родителей "Почему не каждому дается грамота"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ne_kazhdomu_daetsya_gramota.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему не каждому дается грамота?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком,
хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось
бы, требуется больше сообразительности. Стойкое
нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при
этом признаков отставания в умственном развитии у него нет.
Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.
Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в
более старшем возрасте. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении:
пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость
чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают
начальные слоги слов... Дети очень неохотно выполняют задания по русскому
языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов с трудом овладевают
письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество
грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки
препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята
стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором
слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети
отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные
задания. У них развивается чувство собственной ущербности, в коллективе они
находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить
поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу,
где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в
пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З” и "Э”, "Р” и "Ь”
(мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве
"Ш” или "крючок” в букве "Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они
не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Итак, почему же возникают дисграфия и дислексия. Известно, что мы
обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он
позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы,
писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес
поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный
слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и
прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой
слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым
слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки
сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха
не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно
научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко
слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как
не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и
тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить
его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому
обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная
педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух
звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка–точка”, "уголь–
угол”, "палка–балка”, "чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого
– мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым
зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет,
деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом.
Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и
воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь
удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение
на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.
Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая
область мозга "отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у
большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга
"заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у
народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у
китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей
Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим,
при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной
нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей
к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но
получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому
что у этого ребенка более "древняя”, автоматизированная область правого
полушария никоим образом не изменена. Логопеды иногда обращают внимание
на "зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в
другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: "С” и "З”
открываются влево; "Ч” и "Р” выдающейся частью написаны в другую
сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако
врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и
нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность
левшей.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом,
если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий,
кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –
квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе:
используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для
складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен
усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот
звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям,
"отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от
звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов
по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Используется
наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О” напоминает
обруч, "Ж” – жука, "С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения
и письма не следует – ребенок должен основательно "почувствовать” отдельные
звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав
определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга
препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для
определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и
родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте детей с речевой патологией....
Почему не каждому даётся грамота?
Почему не каждому дается грамота? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским язы...
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте с помощью звука, цвета и движения".
Консультация посвящена возможности практического применения на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста комплексного воздействия на создание образа звука и буквы....
Консультация для родителей детей 6-7 лет «На пути к грамоте»
Давайте поговорим о том, как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе....
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей: "Обучение дошкольников элементам грамоты", январь 2022г.
В консультации говорится о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста элементам грамоты....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Что дает ребенку рукоделие»
Целью данного материала является ознакомление родителей с влиянием рукоделия на здоровье и развитие творческих способностей детей.«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чув...