Коррекционно - развивающая программа "Красиво говорим,грамотно пишем"
рабочая программа
Программа «Грамотно говорим, красиво пишем» логокоррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Программа коррекционной работы направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts_-razviv._progr_6.1_6.2_na_sayt.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№17 города Липецка
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на МО
Директор МАОУ СОШ №17 ЗД по УВР психолого-педагогической
______ Борисова И.И _____ Беллаш Е.В протокол №_____ от ___
Программа «Грамотно говорим, красиво пишем»
логопедического курса для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(варианты 6. 1 ,6.2)
направленность: коррекционно-развивающая
Липецк
Пояснительная записка.
Программа «Грамотно говорим, красиво пишем» логокоррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Программа коррекционной работы направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического курса составлена на основе программы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Цель: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию устной и письменной речи детей с ограниченными речевыми возможностями и помощи им в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение вида и степени речевого дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- развитие грамматического строя речи, артикуляционной моторики;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общая характеристика логокоррекционного курса.
Курс логопедических занятий обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и направлен на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся.В особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Программа по логопедическому коррекционному курсу рассчитана на 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 -4 классов. Из них 4 часа отводится на диагностику устной и письменной речи. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Личностные. метапредметные и предметные результаты логопедического курса.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы. 1 класс.
Развитие понимания речи
- Развитие у обучающихся умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться на восприятии речи. Развитие понимания обобщающего значения слов.
- Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, гдегрибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).
- Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.).
- Обучение пониманию значения глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету»).
- Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное).
- Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и т. п.)
- Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).
- Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-).
- Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Развитие общих речевых навыков
- Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
- Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
- Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.
- Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
- Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (например, «Снежинки», «Задуй свечу», «Загони мяч в ворота» и т. д.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных (/Ф/, /X/, /С/, /Ш/, /Щ/), слогов с согласными звуками. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем -многослоговых, сначала - с ударением на первый слог, затем - с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (например: Птицы; Птицы летят; Птицы летят высоко; Птицы летят высоко в небе).
- Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти.
Развитие произносительной стороны речи
- Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
- Закрепить навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на занятиях.
- Вызывать отсутствующие звуки и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
- Дать представления о звонкости-глухости.
Развитие полноценной фонематической системы языка
- Формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука.
- Учить различать на слух гласные и согласные.
- Учить выделять звук из ряда звуков, слоге с заданным звуком из ряда других слогов. Учить выделять конечные согласные в словах.
- Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, включавшихся в коррекционный процесс.
- Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука из слова, определение последнего и первого звука слов.Формирование фонематических представлений (подбор слова на заданный звук).
- Анализ закрытых слогов типа ГС (ам.ум), анализ открытых слогов типа СГ (ма, па).
Развитие слоговой структуры слова
- Работа над односложными словами ср стечением согласных в начале и конце слов (стол, мост).
- Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха домик).
- Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, машина).
- Формирование звуко-слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, трехсложных состоящих из открытых, затем - открытых и закрытых слогов.
Развитие речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
- Расширение значения простых предлогов (на, в, под).
- Усвоение навыка согласования прилагательного с существительным. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа.
- Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (много столов, грибов).
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ек.
- Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).
- Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий).
- Учить использовать в речи порядковые числительные.
Развитие фразовой речи
- Работа над диалогической речью, составление простых распространенных предложений. Учить составлять небольшие рассказы по картинке.
- Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр и т. д.).
- Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов.
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря
- Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лексическим темам). Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
- Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.); природоведческого словаря (названия явлений неживой природы, растений, животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лексики, обозначающей время, пространство, количество.
Развитие элементарных навыков письма (развитие крупной и мелкой моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений, рисование
- Продолжить работу по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). Работу по обводке, штриховке. Печатание букв, слов в тетрадях.
- Формирование каллиграфических навыков (письмо букв по шаблонам, дописывание букв с недостающими элементами). Знакомство с графическим изображением звуков.
- Развитие пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений (ориентировка в собственном теле, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур, букв).
- Знакомство с печатными буквами, обучение графическому начертанию печатных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1,2 | Диагностическое обследование | ||
3 | Речь. Правила речи. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Отвечает на вопросы. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Соотносит образ буквы с ее звучанием. - Воспринимает и воспроизводит звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения. -Называет предмет по его действию. -Отгадывает загадки. |
4 | Знакомство с предложением, словом, слогом. | 1 | -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Удерживает заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Воспроизводит и различает краткое и долгое произнесение гласного. -Соотносит речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению). -Повторяет и воспроизводит по подобию отдельные слоги, слова. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … |
5 | Дифференциация гласных звуков и согласных. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Отвечает на вопросы. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выделяет заданные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
6 | Овощи-фрукты Звук и буква А. развитие силы голоса и речевого дыхания. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Отвечает на вопросы. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет упражнения на развитие дыхания. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Воспроизводит и различает краткое и долгое произнесение гласного. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
7 | Звуки и буквы У,О. Определение направлений в пространстве. | 1 | -Различает слова со звукам О-А-У -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Воспроизводит и различает элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного, согласного. -Повторяет и воспроизводит по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. -Определяет направления в пространстве. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
8 | Звук и буква [ы], развитие слухового внимания. | 1 | -Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет упражнения на развитие дыхания. -Называет предмет по его действию. -Отгадывает загадки. -Выполняет упражнения на развитие внимания. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
9 | Инструменты. Звук и буква [э], уточнение представлений о схеме тела. | 1 | -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет упражнения на развитие дыхания. -Называет предмет по его действию. -Выполняет упражнения на развитие внимания. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Повторяет и воспроизводит по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. - Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
10 | Одежда. Звук и буква (и), развитие мелкой моторики.. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове. -Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … |
11 | Выделение гласных звуков из односложных, двусложных и трехсложных слов. Составление схем слов. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и крупной моторики. -Выполняет упражнения на развитие дыхания. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове. -Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
12 | Деление слов на слоги. Одно-,двух, трехсложные слова. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выполняет поручения на заданную тему. - Различает звуки на слух и в собственном произношении, устанавливает их последовательность в словах. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
13 | Слоговой состав слова. Ударение. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и крупной моторики. -Выполняет упражнения на развитие дыхания. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове, ударный и безударный звук -Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции. -Вычленяет согласные звуки в слове. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
14 | Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. Звонкие и глухие согласные. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.-Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции. -Вычленяет согласные звуки в слове. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Группирует предметы, выделяет лишний предмет. -Задает вопросы. |
15 | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Слушает, узнает и называет нужный звук в слове. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Воспринимает, воспроизводит и соотносит слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
16 | Звук и буква [М], построение словосочетаний, простых предложений. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Дых. Упр «Знакомство» (Сидя в кругу, сделать глубокий вдох, руки поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно, через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положите ладони на пол). - Называет обобщенные понятия. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
17 | Зимующие птицы. Звук и буква [Н], последовательное выделение звуков в двусложных словах | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. - Слушает объяснения учителя. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
18 | Домашние животные и их детёныши: кошка, собака, корова, свинья. Звук и буква [Л], составление схем звукобуквенного анализа слов. | 1 | -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. - Узнает по словесному описанию знакомые предметы. -Воспроизводит и различает звукоподражания. Обобщает слова по основным лексическим темам. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. - Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
19 | Домашние птицы и их птенцы. Звук и буква [Р], последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытыми слогами. | 1 | -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. - Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам. - Воспроизводит и различает звукоподражания -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. - Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
20 | Дифференциация звуков и букв [Р-Л], временные представления (сутки, неделя). | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. - Воспроизводит и различает звукоподражания -Обобщает слова по основным лексическим темам. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. -Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. |
21 | Дикие животные и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь. Звук и буква [Д], составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. - Воспроизводит и различает звукоподражания. -Обобщает слова по основным лексическим темам. - Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
22 | Дикие животные и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь Звук и буква [Т], нахождение места звука в середине слова. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. - Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Находит место звука в слове, называет, пишет. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
23 | Профессии: врач, повар, продавец. Звук и буква [З], составление слов из слогов. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
24 | Весна. Признаки весны. Звук и буква [Г], слова, обозначающие предметы. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Обобщает слова по основным лексическим темам. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
25 | Весна. Признаки весны. Звук и буква [Й], воспроизведение линейной последовательности ряда предметов. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
26 | Весна. Перелётные птицы. Буква Ь, д/и «Прогулка в лес». | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Обобщает слова по основным лексическим темам. -Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. |
27 | Человек. Строение тела. Гигиена. Звук и буква Е, составление слов с определенным количеством слогов. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
28 | Я и моя семья. Звук и буква Ё, выделение первого гласного в словах. | 1 | -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Обобщает слова по основным лексическим темам. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
29 | Транспорт. Правила дорожного движения. Звук и буква Я, деление слов на слоги. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. |
30 | Цветы: одуванчик, ромашка. Звук и буква Ю, звуки, слоги. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Обобщает слова по основным лексическим темам. -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. |
31 | Насекомые: жук, бабочка. Звук и буква [Ц], пересказ сказки. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. -Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. |
32 | Игрушки. Звук и буква [Ч], слова, предложения. | 1 | -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики. -Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением. -Соотносит образ буквы с ее звучанием. -Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. |
33 | Диагностическое обследование |
Итого: 33
Содержание программы. 2 класс.
Диагностика. 2 ч. Обследование письменной и устной речи.
Моторика. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания (артикуляционные упражнения, дыхательная и голосовая гимнастика). Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика. Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных связей. Ритмика слова. Пальчиковая гимнастика. (В течение всего периода).
Звук и буква.15 ч. Дифференциация оптически сходных букв, дифференциация акустико-артикуляторных сходных звуков и букв. Звукобуквенный анализ слова. Звукослоговой анализ слова.
Работа над словом. 10 ч. Слова, обозначающие предмет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Слова, отвечающие на вопрос что, делает? Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет. Дифференциация слов, обозначающих действие. Слова, обозначающие признаки предметов. Слова приятели и неприятели.
Предлоги. 2 ч. Предлоги «в», «на». Вопрос куда? Предлоги «с, со». Вопрос с кем? Предлоги «к», «от». Вопросы куда? откуда? Вопросы от чего? к чему? Предлоги «из», «от». Вопрос куда? откуда? Предлог «у». Вопрос от чего? к чему? Предлоги «по», «под» Вопрос где? Схемы предлогов. Составление предложения с предлогами по схеме. Раздельное написание предлогов.
Связная речь. 3 ч. Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать опрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация, связь слов в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Составление и запись по памяти описательного рассказа «Любимая игрушка». Пересказ с опорой на картинку «Самый красивый наряд на сете», «У солнышка в гостях». Последовательный пересказ по серии картин. «Два медведя». Диктант, работа над ошибками.
Оценочный этап. 2 ч.
Проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Тематическое планирование. 2 класс.
№ | Тема | Форма работы |
1 | Диагностика(обследование)письменной речи | индивидуальная |
2 | Диагностика (обследование)устной речи | индивидуальная |
3 | Состав слова. Образование слов с помощью приставок. | групповая |
4 | Образование слов при помощи суффиксов. | групповая |
5 | Слоговой анализ слов. Ударение. Перенос слов. | групповая |
6 | Звуко- буквенный анализ слов. | индивидуальная |
7 | Слова, обозначающие предметы | групповая |
8 | Слова, обозначающие действия предметов | групповая |
9 | Слова, обозначающие признак предмета | групповая |
10 | Закрепление представлений о словах (предмет, признак, действие) | групповая |
11 | Составление предложений из слов | групповая |
12 | Слова, близкие по значению | индивидуальная |
13 | Слова, противоположные по значению | групповая |
14 | Предлог, как самостоятельное слово. | индивидуальная |
15 | Работа с предлогами. | групповая |
16 | Органы речи. Гласные звуки и буквы А-О-У-Ы-И-Э | индивидуальная |
17 | Различие звуков и букв А-О | групповая |
18 | Различие букв У-И | индивидуальная |
29 | Различение звуков А-О, И-У. | групповая |
20 | Слоговой анализ и синтез. Гласные буквы Е-Ё-Я-Ю | индивидуальная |
21 | Понятие о звонких и глухих согласных Звуки и буквы Б-П | групповая |
22 | Звуки и буквы В-Ф | индивидуальная |
23 | Звуки и буквы Г-К | групповая |
24 | Звуки и буквы Д-Т | индивидуальная |
25 | Звуки и буквы Ж-Ш | групповая |
26 | Звуки и буквы З-С | индивидуальная |
27 | Звуки и буквы Ц-Ч-Щ | групповая |
28 | Безударные гласные в корне слова | индивидуальная |
29 | Буква Ь в конце слова, как показатель мягкости. | групповая |
30 | Буква Ь в середине слова. | индивидуальная |
31 | Работа над текстом. Рассказ описание. | групповая |
32 | Работа над текстом. Рассказ с опорой на картину. | индивидуальная |
33 | Работа над текстом. Рассказ по серии картин. | групповая |
34 | Диктант. Работа над ошибками. | индивидуальная |
Итого:34
Содержание программы. 3 класс.
Диагностика. 2 ч. Обследование устной и письменной речи.
Коррекционная работа на фонетическом уровне. 7 ч.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
слогозвукового состава слова.
Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.19 ч.
Уточнение значений имеющихся у детей слов (активный словарь) и
дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов(слов синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов)
относящихся к различным частям речи (существительным ,прилагательным, глаголам), так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения ,морфемного анализа и синтеза;
Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление);
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. 4ч.
-развитие навыков построения связного высказывания; смысловой культуры высказывания;
-установление логики (связности, последовательности), составляя рассказ описание «Загадочный лес» ,используя сюжетные картинки «Находчивый папа», « Хитрый лис»;
-формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, ),по сюжетной картине.
- овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций
Оценочный этап. 2ч.
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы;
проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Тематическое планирование. 3 класс.
№ | Тема | Форма работы |
1. | Обследование устной речи. | групповая |
2. | Обследование письменной речи. | индивидуальная |
3. | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | групповая |
4. | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | индивидуальная |
5. | Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. | групповая |
6 | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. | индивидуальная |
7 | Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные. | групповая |
8 | Безударные гласные в корне слова. | индивидуальная |
9 | Антонимы. | групповая |
10 | Синонимы. | индивидуальная |
11 | Омонимы. | групповая |
12 | Однозначные и многозначные слова. | индивидуальная |
13 | Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда). | групповая |
14 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь). | индивидуальная |
15 | Буква Ъ. | групповая |
16 | Предлоги. | индивидуальная |
17 | Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа. | групповая |
18 | Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова. | индивидуальная |
19 | Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова. | групповая |
20 | Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс. | индивидуальная |
21 | Морфемный анализ и синтез слов. Приставка. | групповая |
22 | Дифференциация предлогов и приставок. | индивидуальная |
23 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | групповая |
24 | Двойные согласные. Непроизносимые согласные. | индивидуальная |
25 | Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение. | групповая |
26 | Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение по числам. | индивидуальная |
27 | Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам | групповая |
28 | Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | индивидуальная |
29 | Словосочетание. Согласование в роде и числе. | групповая |
30 | Работа над текстом. Рассказ-описание. | индивидуальная |
31 | Работа над текстом. План к каждой части рассказа. Рассказ по серии картин. | групповая |
32 | Работа над текстом. Рассказ-рассуждение. | индивидуальная |
33 | Работа над текстом. Рассказ по началу текста , по концу. | групповая |
34 | Диктант. Работа над текстом. | индивидуальная |
Итого:34
Содержание программы. 4 класс
Неречевые процессы. Развитие свойств внимания. Закрепление временных и пространственных представлений. Коррекция психомоторики. Работа над дыханием, силой голоса, плавностью и выразительностью речи. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие мышления, всех видов памяти,
Словообразование. Закрепление морфемного анализа слов. Способы образования новых слов.
Лексико- грамматический строй речи. Расширение словаря по темам: «Летние каникулы», «Режим дня», «В гости к осени, зиме, весне», «На улицах города», «Семья дома», «Перелетные и зимующие птицы», «Живая и неживая природа в различные времена года», «Зимние развлечения и спорт», «Защитники Отечества», «Праздник наших мам», «Речевой этикет». Слова, близкие и противоположные по смыслу.
Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Сопоставление слов-предметов, признаков, действий. Изменение существительных по числам. Согласование существительных, глаголов, прилагательных в роде, числе, падеже.
Предложение. Связная речь. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предлоги. Дифференциация предлогов. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения.Общее понятие о тексте-повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. Передача содержания текста по вопросам «Кто хозяин,?». Дополнение текста. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста-повествования « Аквариум», «История двух друзей».
Тематическое планирование. 4 класс.
№ | Тема | Форма работы |
1. | Обследование устной речи. | индивидуальная |
2. | Обследование письменной речи. | индивидуальная |
3. | Повторение. Ударение. Правила переноса. Ударный и безударный слог. | индивидуальная |
4. | Корень. Родственные слова. | индивидуальная |
5. | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | индивидуальная |
6 | Приставка. Образование новых слов. | индивидуальная |
7 | Окончание. Его роль в согласовании слов в предложении. | индивидуальная |
8 | Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | индивидуальная |
9 | Правописание безударных гласных в корне слова. | индивидуальная |
10 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. | индивидуальная |
11 | Непроизносимые согласные в корне слова. | индивидуальная |
12 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | индивидуальная |
13 | Дифференциация предлогов и приставок. | индивидуальная |
14 | Разделительный Ъ и Ь. | индивидуальная |
15 | Имя существительное. Изменение существительных по числам и родам | индивидуальная |
16 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | индивидуальная |
17 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | индивидуальная |
18 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | индивидуальная |
19 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | индивидуальная |
20 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | индивидуальная |
21 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | индивидуальная |
22 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных по родам и числам. | индивидуальная |
23 | Глагол. Согласование существительных и глаголов по родам и числам. Времена глаголов. | индивидуальная |
24 | Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени. | индивидуальная |
25 | Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова. | индивидуальная |
26 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним | индивидуальная |
27 | Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам. | индивидуальная |
28 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | индивидуальная |
29 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | индивидуальная |
30 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | индивидуальная |
31 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | индивидуальная |
32 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | индивидуальная |
33 | Сочинение по данному началу. | индивидуальная |
34 | Обследование речи учащихся. | индивидуальная |
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации целей и задач обучения по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:
Печатные пособия
1.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
2.Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
3.Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г
Демонстрационные и печатные пособия
1.таблички со словами;
2.демонстрационная таблица «Алфавит»;
3.демонстрационная таблица «Слоговая таблица»;
4.комплект «Сюжетные картинки»;
5. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006
Технические средства обучения:
1.компьютер;
2.столы с зеркалами
3.столы парты;
4.стульчики
Экранно-звуковые пособия
- аудиозаписи;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Конспект коррекционной развивающей деятельности по обучению грамоте на тему: «Путешествие в страну «Пиши-читай»
Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...
Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу»
. Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу» предназначена для работы учителя-логопеда с...