Коррекционно - развивающая программа "Красиво говорим,грамотно пишем"
рабочая программа

Программа «Грамотно говорим, красиво пишем» логокоррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Программа коррекционной работы направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной  адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekts_-razviv._progr_6.1_6.2_na_sayt.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№17 города Липецка

Утверждаю                                               Согласовано                     Рассмотрено на МО

Директор МАОУ СОШ №17        ЗД по УВР                       психолого-педагогической

______   Борисова И.И                 _____ Беллаш Е.В                        протокол №_____ от ___  

Программа «Грамотно говорим, красиво пишем»

логопедического курса  для

учащихся с ограниченными возможностями здоровья

(варианты 6. 1 ,6.2)

направленность: коррекционно-развивающая

                                                         Липецк


Пояснительная записка.

Программа «Грамотно говорим, красиво пишем» логокоррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Программа коррекционной работы направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной  адаптации.

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического курса составлена на основе программы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

 Цель: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию устной и письменной речи детей с ограниченными речевыми возможностями и помощи им в освоении основной образовательной программы         начального        общего образования.

Задачи:

  • своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение вида и степени речевого дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • развитие грамматического строя речи, артикуляционной моторики;

     оказание консультативной и методической помощи родителям (законным                               представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.    

Общая характеристика логокоррекционного курса.

Курс логопедических занятий обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и направлен на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся.В особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Программа по логопедическому коррекционному курсу рассчитана на 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 -4 классов. Из них 4 часа отводится на диагностику устной и письменной речи. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Личностные. метапредметные и предметные результаты логопедического курса.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы. 1 класс.

Развитие понимания речи

  • Развитие у обучающихся умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться на восприятии речи. Развитие понимания обобщающего значения слов.
  • Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, гдегрибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).
  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.).
  • Обучение пониманию значения глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету»).
  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное).
  • Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и т. п.)
  • Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).
  • Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-).
  • Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Развитие общих речевых навыков

  • Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
  • Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
  • Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.
  • Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
  • Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (например, «Снежинки», «Задуй свечу», «Загони мяч в ворота» и т. д.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных (/Ф/, /X/, /С/, /Ш/, /Щ/), слогов с согласными звуками. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем -многослоговых, сначала - с ударением на первый слог, затем - с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (например: Птицы; Птицы летят; Птицы летят высоко; Птицы летят высоко в небе).
  • Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти.

Развитие произносительной стороны речи

  • Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
  • Закрепить навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на занятиях.
  • Вызывать отсутствующие звуки и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
  • Дать представления о звонкости-глухости.

Развитие полноценной фонематической системы языка

  • Формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука.
  • Учить различать на слух гласные и согласные.
  • Учить выделять звук из ряда звуков, слоге с заданным звуком из ряда других слогов. Учить выделять конечные согласные в словах.
  • Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, включавшихся в коррекционный процесс.
  • Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука из слова, определение последнего и первого звука слов.Формирование фонематических представлений (подбор слова на заданный звук).
  • Анализ закрытых слогов типа ГС (ам.ум), анализ открытых слогов типа СГ (ма, па).

Развитие слоговой структуры слова

  • Работа над односложными словами ср стечением согласных в начале и конце слов (стол, мост).
  • Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха домик).
  • Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, машина).
  • Формирование звуко-слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, трехсложных состоящих из открытых, затем - открытых и закрытых слогов.

Развитие речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

  • Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
  • Расширение значения простых предлогов (на, в, под).
  • Усвоение навыка согласования прилагательного с существительным. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа.
  • Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (много столов, грибов).
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ек.
  • Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).
  • Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий).
  • Учить использовать в речи порядковые числительные.

Развитие фразовой речи

  • Работа над диалогической речью, составление простых распространенных предложений. Учить составлять небольшие рассказы по картинке.
  • Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр и т. д.).
  • Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов.

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря

  • Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лексическим темам). Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  • Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
  • Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.); природоведческого словаря (названия явлений неживой природы, растений, животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лексики, обозначающей время, пространство, количество.

Развитие элементарных навыков письма (развитие крупной и мелкой моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений, рисование

  • Продолжить работу по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). Работу по обводке, штриховке. Печатание букв, слов в тетрадях.
  • Формирование каллиграфических навыков (письмо букв по шаблонам, дописывание букв с недостающими элементами). Знакомство с графическим изображением звуков.
  • Развитие пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений (ориентировка в собственном теле, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур, букв).
  • Знакомство с печатными буквами, обучение графическому начертанию печатных букв.

                                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1,2

Диагностическое обследование

3

Речь. Правила речи. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет задания, предлагаемые учителем.

-Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

-Отвечает на вопросы.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

- Воспринимает и воспроизводит звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения.

-Называет предмет по его действию.

-Отгадывает загадки.

4

Знакомство с предложением, словом, слогом.

1

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Удерживает   заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Воспроизводит и различает краткое и долгое произнесение гласного.

-Соотносит речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).

-Повторяет и воспроизводит по подобию отдельные слоги, слова.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

5

Дифференциация гласных звуков и согласных.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет задания, предлагаемые учителем.

-Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

-Отвечает на вопросы.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выделяет заданные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

6

Овощи-фрукты

Звук и буква А. развитие силы голоса и речевого дыхания.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет задания, предлагаемые учителем.

-Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

-Отвечает на вопросы.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие дыхания.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Воспроизводит и различает краткое и долгое произнесение гласного.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

7

Звуки и буквы У,О.

Определение направлений в пространстве.

1

-Различает слова со звукам О-А-У

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Воспроизводит и различает элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного, согласного.

-Повторяет и воспроизводит по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

-Определяет направления в пространстве.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

8

Звук и буква [ы], развитие слухового внимания.

1

-Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие дыхания.

-Называет предмет по его действию.

-Отгадывает загадки.

-Выполняет упражнения на развитие внимания.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

9

Инструменты.

Звук и буква [э], уточнение представлений о схеме тела.

1

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие дыхания.

-Называет предмет по его действию.

-Выполняет упражнения на развитие внимания.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Повторяет и воспроизводит по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

- Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

10

Одежда.

Звук и буква (и), развитие мелкой моторики..

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.

-Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

11

Выделение гласных звуков из односложных, двусложных и трехсложных слов. Составление схем слов.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и крупной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие дыхания.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.

-Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

12

Деление слов на слоги. Одно-,двух, трехсложные слова.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Понимает слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выполняет поручения на заданную тему.

- Различает звуки на слух и в собственном произношении, устанавливает их последовательность в словах.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

13

Слоговой состав слова. Ударение.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной и крупной моторики.

-Выполняет упражнения на развитие дыхания.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове, ударный и безударный звук

-Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции.

-Вычленяет согласные звуки в слове.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

14

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. Звонкие и глухие согласные.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.-Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции.

-Вычленяет согласные звуки в слове.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Группирует предметы, выделяет лишний предмет.

-Задает вопросы.

15

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Слушает, узнает и называет нужный звук в слове.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Воспринимает, воспроизводит и соотносит слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

16

Звук и буква [М], построение словосочетаний, простых предложений.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Дых. Упр «Знакомство» (Сидя в кругу, сделать глубокий вдох, руки поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно, через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положите ладони на пол).

- Называет обобщенные понятия.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

17

Зимующие птицы.

Звук и буква [Н], последовательное выделение звуков в двусложных словах

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

- Слушает объяснения учителя.

-Работает с раздаточным материалом.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

18

Домашние животные и их детёныши: кошка, собака, корова, свинья.

Звук и буква [Л], составление схем звукобуквенного анализа слов.

1

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

- Узнает по словесному описанию знакомые предметы.

-Воспроизводит и различает звукоподражания.

Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

- Соотносит образ буквы с ее звучанием.

19

Домашние птицы и их птенцы.

Звук и буква [Р], последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытыми слогами.

1

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

- Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.

- Воспроизводит и различает звукоподражания

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

- Соотносит образ буквы с ее звучанием.

20

Дифференциация звуков и букв [Р-Л], временные представления (сутки, неделя).

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

- Воспроизводит и различает звукоподражания

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

-Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

21

Дикие животные  и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь.

Звук и буква [Д], составление рассказа по сюжетной картинке.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

- Воспроизводит и различает звукоподражания.

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

- Соотносит образ буквы с ее звучанием.

22

Дикие животные  и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь

Звук и буква [Т], нахождение места звука в середине слова.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

- Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Находит место звука в слове, называет, пишет.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

23

Профессии: врач, повар, продавец.

Звук и буква [З], составление слов из слогов.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

24

Весна. Признаки весны.

Звук и буква [Г], слова, обозначающие предметы.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

25

Весна. Признаки весны.

Звук и буква [Й], воспроизведение линейной последовательности ряда предметов.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

26

Весна. Перелётные птицы.

Буква Ь, д/и «Прогулка в лес».

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

27

Человек. Строение тела. Гигиена.

Звук и буква Е, составление слов с определенным количеством слогов.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

28

Я и моя семья.

Звук и буква Ё, выделение первого гласного в словах.

1

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

29

Транспорт. Правила дорожного движения.

Звук и буква Я, деление слов на слоги.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

 -Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

30

Цветы: одуванчик, ромашка.

Звук и буква Ю, звуки, слоги.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выделяет заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Обобщает слова по основным лексическим темам.

-Выделяет определенные звуки из слогов, слов, называет, слышит в слове.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

31

Насекомые: жук, бабочка.

Звук и буква [Ц], пересказ сказки.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми …

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

-Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

32

Игрушки.

Звук и буква [Ч], слова, предложения.

1

-Демонстрирует готовность к уроку.

-Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

-Выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики.

-Понимает, воспроизводит и соотносит слова, соответствующие лексическим темам. Соотносит предметы с их словесным обозначением.

-Соотносит образ буквы с ее звучанием.

-Пишет на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

33

Диагностическое обследование

Итого: 33

Содержание программы. 2 класс.

          Диагностика. 2 ч. Обследование письменной и устной речи.

Моторика. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания (артикуляционные упражнения, дыхательная и голосовая гимнастика). Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика. Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных связей. Ритмика слова. Пальчиковая гимнастика. (В течение всего периода).

Звук и буква.15 ч. Дифференциация оптически сходных букв, дифференциация акустико-артикуляторных сходных звуков и букв. Звукобуквенный анализ слова. Звукослоговой анализ слова.

Работа над словом. 10 ч. Слова, обозначающие предмет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Слова, отвечающие на вопрос что, делает? Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет. Дифференциация слов, обозначающих действие. Слова, обозначающие признаки предметов. Слова приятели и неприятели.  

Предлоги. 2 ч. Предлоги «в», «на». Вопрос куда? Предлоги «с, со». Вопрос с кем? Предлоги «к», «от». Вопросы куда? откуда? Вопросы от чего? к чему? Предлоги «из», «от». Вопрос куда? откуда? Предлог «у». Вопрос от чего? к чему? Предлоги «по», «под» Вопрос где? Схемы предлогов. Составление предложения с предлогами по схеме. Раздельное написание предлогов.

Связная речь. 3 ч. Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать опрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация, связь слов в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Составление и запись по памяти описательного рассказа «Любимая игрушка». Пересказ с опорой на картинку «Самый красивый наряд на сете», «У солнышка в гостях». Последовательный пересказ по серии картин. «Два медведя». Диктант, работа над ошибками.

Оценочный этап. 2 ч.

Проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Тематическое планирование. 2 класс.                      

                                  Тема

       Форма работы

1

Диагностика(обследование)письменной речи

индивидуальная

2

Диагностика (обследование)устной речи

индивидуальная

3

Состав слова. Образование слов с помощью приставок.

групповая

4

Образование слов при помощи суффиксов.

групповая

5

Слоговой анализ слов. Ударение. Перенос слов.

групповая

6

Звуко- буквенный анализ слов.

индивидуальная

7

Слова, обозначающие предметы

групповая

8

Слова, обозначающие действия предметов

групповая

9

Слова, обозначающие признак предмета

групповая

10

Закрепление представлений о словах (предмет, признак, действие)

групповая

11

Составление предложений из слов

групповая

12

Слова, близкие по значению

индивидуальная

13

Слова, противоположные по значению

групповая

14

Предлог, как самостоятельное слово.

индивидуальная

15

Работа с предлогами.

групповая

16

Органы речи. Гласные звуки и буквы   А-О-У-Ы-И-Э                

индивидуальная

17

Различие звуков и букв А-О

групповая

18

Различие букв У-И

индивидуальная

29

Различение звуков А-О, И-У.

групповая

20

Слоговой анализ и синтез. Гласные буквы Е-Ё-Я-Ю

индивидуальная

21

Понятие о звонких и глухих согласных Звуки и буквы Б-П

групповая

22

Звуки и буквы В-Ф

индивидуальная

23

Звуки и буквы Г-К

групповая

24

 Звуки и буквы Д-Т

индивидуальная

25

Звуки и буквы Ж-Ш

групповая

26

Звуки и буквы З-С

индивидуальная

27

Звуки и буквы Ц-Ч-Щ

групповая

28

Безударные гласные в корне слова

индивидуальная

29

Буква Ь в конце  слова, как показатель мягкости.

групповая

30

Буква Ь в середине слова.

индивидуальная

31

Работа над текстом. Рассказ описание.

групповая

32

Работа над текстом. Рассказ с опорой на картину.

индивидуальная

33

 Работа над текстом. Рассказ по серии картин.

групповая

34

Диктант. Работа над ошибками.

индивидуальная

Итого:34

Содержание программы. 3 класс.

Диагностика. 2 ч. Обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа на фонетическом уровне. 7 ч.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза

слогозвукового состава слова.

 Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.19 ч.

Уточнение значений имеющихся у детей слов (активный словарь) и

дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов(слов синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов)

относящихся к различным частям речи (существительным ,прилагательным, глаголам), так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения ,морфемного анализа и синтеза;

Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление);

Коррекционная работа на синтаксическом уровне. 4ч.

-развитие навыков построения связного высказывания; смысловой культуры высказывания;

-установление логики (связности, последовательности), составляя рассказ описание «Загадочный лес» ,используя сюжетные картинки «Находчивый папа», « Хитрый лис»;

-формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, ),по сюжетной картине.

- овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций

Оценочный этап. 2ч. 

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы;

проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

  Тематическое планирование. 3 класс.

                                        Тема

Форма работы

1.

Обследование устной речи.

групповая

2.

Обследование письменной речи.

индивидуальная

3.

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

групповая

4.

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

индивидуальная

5.

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

групповая

6

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

индивидуальная

7

Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные.

групповая

8

Безударные гласные в корне слова.

индивидуальная

9

Антонимы.

групповая

10

Синонимы.

индивидуальная

11

Омонимы.

групповая

12

Однозначные и многозначные слова.

индивидуальная

13

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

групповая

14

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

индивидуальная

15

Буква Ъ.

групповая

16

Предлоги.

индивидуальная

17

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

групповая

18

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова.

индивидуальная

19

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

групповая

20

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

индивидуальная

21

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

групповая

22

Дифференциация предлогов и приставок.

индивидуальная

23

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

групповая

24

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

индивидуальная

25

Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение.

групповая

26

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение по числам.

индивидуальная

27

Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам

групповая

28

Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

индивидуальная

29

Словосочетание. Согласование в роде  и числе.

групповая

30

Работа над текстом. Рассказ-описание.

индивидуальная

31

Работа над текстом. План к каждой части рассказа. Рассказ по серии картин.

групповая

32

Работа над текстом. Рассказ-рассуждение.

индивидуальная

33

Работа над текстом. Рассказ по началу текста , по концу.

групповая

34

Диктант. Работа над текстом.

индивидуальная

Итого:34

   

  

Содержание программы. 4 класс

Неречевые процессы. Развитие свойств внимания. Закрепление временных и пространственных представлений. Коррекция психомоторики. Работа над дыханием, силой голоса, плавностью и выразительностью речи. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие мышления, всех видов памяти,

Словообразование. Закрепление морфемного анализа слов. Способы образования новых слов.

Лексико- грамматический строй речи. Расширение словаря по темам: «Летние каникулы», «Режим дня», «В гости к осени, зиме, весне», «На улицах города», «Семья дома», «Перелетные и зимующие птицы», «Живая и неживая природа в различные времена года», «Зимние развлечения и спорт», «Защитники Отечества», «Праздник наших мам», «Речевой этикет». Слова, близкие и противоположные по смыслу.
Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Сопоставление слов-предметов, признаков, действий. Изменение существительных по числам. Согласование существительных, глаголов, прилагательных в роде, числе, падеже.

Предложение. Связная речь. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предлоги. Дифференциация предлогов. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения.Общее понятие о тексте-повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. Передача содержания текста по вопросам «Кто хозяин,?». Дополнение текста. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста-повествования « Аквариум», «История двух друзей».

Тематическое планирование. 4 класс.

                                        Тема

Форма работы

1.

Обследование устной речи.

индивидуальная

2.

Обследование письменной  речи.

индивидуальная

3.

Повторение. Ударение. Правила переноса. Ударный и безударный слог.

индивидуальная

4.

Корень. Родственные слова.

индивидуальная

5.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

индивидуальная

6

Приставка. Образование новых слов.

индивидуальная

7

Окончание. Его роль в согласовании слов в предложении.

индивидуальная

8

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

индивидуальная

9

Правописание безударных гласных в корне слова.

индивидуальная

10

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов.

индивидуальная

11

Непроизносимые согласные в корне слова.

индивидуальная

12

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

индивидуальная

13

Дифференциация предлогов и приставок.

индивидуальная

14

Разделительный Ъ и Ь.

индивидуальная

15

Имя существительное. Изменение существительных по числам и родам

индивидуальная

16

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

индивидуальная

17

 Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

индивидуальная

18

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

индивидуальная

19

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

индивидуальная

20

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

индивидуальная

21

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

индивидуальная

22

Имя прилагательное.

Согласование существительных и прилагательных по родам и числам.

индивидуальная

23

Глагол.

Согласование существительных и глаголов  по родам и числам. Времена глаголов.

индивидуальная

24

Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени.

индивидуальная

25

Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова.

индивидуальная

26

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним

индивидуальная

27

Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.

индивидуальная

28

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

индивидуальная

29

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

индивидуальная

30

Работа над изложением. Составление плана изложения.

индивидуальная

31

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

индивидуальная

32

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

индивидуальная

33

Сочинение по данному началу.

индивидуальная

34

Обследование речи учащихся.

индивидуальная

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации целей и задач обучения по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:

                                       Печатные пособия

1.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.

2.Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.

3.Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г

                           Демонстрационные и печатные пособия

1.таблички со словами;

2.демонстрационная таблица «Алфавит»;

3.демонстрационная таблица «Слоговая таблица»;

4.комплект «Сюжетные картинки»;

 5. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006

      Технические средства обучения:

1.компьютер;

2.столы с зеркалами

3.столы парты;

4.стульчики

     Экранно-звуковые пособия

  • аудиозаписи;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Конспект коррекционной развивающей деятельности по обучению грамоте на тему: «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...

Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу»

.     Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу» предназначена для работы учителя-логопеда с...