«Особенности организации работы педагогов МБОУ СОШ №2 г.Усмани с детьми с ОВЗ»
материал
В апреле 2019 года на базе МБОУ СОШ №2 г.Усмани был проведен региональный семинар «Особенности организации работы педагогов МБОУ СОШ №2 г.Усмани
с детьми с ОВЗ» . В рамках работы семинара были проведены открытые уроки учителями начальных классов, мастер-класс учителя-дефектолога "Использование в работе с детьми с ОВЗ лепбуков", практическое занятие с педагогом психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение детей с ОВЗ | 20.45 КБ |
обучение детей с ОВЗ | 2.5 МБ |
буклет программы семинара | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы педагогов МБОУ СОШ №2 г.Усмани с детьми с ОВЗ
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение образовательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка, в том числе детей с разными образовательными возможностями и с особыми образовательными потребностями, является одной из главных задач нашей школы. "Дети с особыми образовательными потребностями" это в том числе и дети с нарушениями в развитии, нуждающиеся в "обходных путях" достижения тех задач, которые в условиях нормы решаются принятыми в обществе способами массового образования.
Так вот поиск этих самых «обходных путей», т.е. создание специальных условий
( 1. Ранняя диагностика нарушений развития ребёнка.
2. Создание адаптивной среды в образовательном учреждении.
3. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.)
для коллектива нашей школы начался в 2013 году, когда появилась необходимость создания адаптированной образовательной программы для ребёнка с лёгкой умственной отсталостью. На тот момент на федеральном уровне ФГОС для детей с ОВЗ был в процессе разработки и обсуждения. Не было подробных методических рекомендаций по организации адаптированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Надо отметить, что нам повезло, т.к. в коллективе имелось 2 специалиста коррекционного образования-это педагог – дефектолог (олигофренопедагог) с высшим специальным образованием Постольник Татьяна Викторовна, которая и стала первым учителем, реализующим адаптированную образовательную программу начального общего образования, и педагог-психолог также с высшим специальным образованием Жданова Ирина Викторовна, которая помогала строить работу коллектива по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
Мы понимали, раз есть один такой ученик, то могут появиться и другие, значит нам нужно приложить все усилия, чтобы обеспечить качественное образование любому ребёнку и создать необходимые условия.
Обязательным условием достижения качественного образования детьми с ОВЗ является личностное развитие и профессиональный рост учителя. Поэтому в 2014 году 9 педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации на базе ИРО г.Липецка по направлению: «Современные технологии интеграции школьников с ОВЗ в образовательное пространство в рамках ФГОС».
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе нашей школы ИРО Липецкой области организовал базовую площадку, в рамках работы которой в мае 2017 года уже 20 педагогов МБОУ СОШ №2 г. Усмани прошли курсы повышения квалификации по темам: «Современные технологии включения обучающихся с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство образовательной организации», «Технологии формирования метапредметных компетенций у обучающихся с ОВЗ». В июне 2017 года на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г.Москва заместителем директора были пройдены курсы повышения квалификации по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
Помимо этого была проведена серия педагогических советов, обучающих семинаров для педагогов, лекционных занятий для родителей по темам: «Психо-физические особенности детей с ОВЗ разных нозологических групп», «Организация взаимодействия педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ», «Реализация прав детей с особыми образовательными потребностями на качественное обучение и воспитание.» и др. Через классные и общешкольные родительские собрания проводилось информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, поддержания мотивации учебной деятельности, развития познавательной активности, проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий теперь в школе имеется кабинет психолога, дефектолога, сенсорная комната, оснащённая необходимыми техническими средствами.
Педагогическим коллективом МБОУ СОШ №2 разработана нормативно-правовая база(локальные акты, положение о деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, договора с родителями, рекомендации для педагогов и родителей).
Коллективом школы разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ЗПР вариант 7.2; адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью вариант 1 и 2 , программы коррекционно – развивающей направленности, реализация которых организуется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Педагогом-дефектологом разработана программа внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью, направленная на адаптацию обучающихся с ОВЗ к окружающей среде. Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработаны специальные индивидуальные программы развития СИПР, которые обеспечивают возможности посильного освоения адаптированных образовательных программ.
На данный момент в штатное расписание введена единица логопеда, которым стала учитель начальных классов, прошедшая курсовую переподготовку в этом году. Мы прогнозируем в ближайшее время необходимость введения в штат таких узких специалистов как тифлопедагог и тьютор, обучение по программам переподготовки этих специальностей уже проходят наши коллеги.
Но труды педагогов будут напрасны, если мы не будем смотреть в одном направлении с родителями. Порой очень трудно обратить внимание родителей на необходимость заметить особенности ребёнка, но нужно пройти с родителем путь от осознания проблем к осознанному желанию мамы и папы просить помощи, искать пути решения и преодолевать трудности. Однако, мы- учителя должны сделать все, чтобы в работе с родителями формировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющей своё восприятие мира, своё мировоззрение.
Если посмотреть на количество детей с ОВЗ в разные учебные годы, то можно увидеть, что численность таких деток увеличивается.
Так, в 2016-2017 учебном году у нас обучалось 14 детей-инвалидов, из которых 6 - дети с ограниченными возможностями здоровья, все эти дети относились к нозологической группе детей с умственной отсталостью. Обучение таких детей было организовано по индивидуальным учебным планам адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью на дому на основании справок, выданных ГУЗ «Усманской МРБ».
В 2017-2018 учебном году количество детей-инвалидов составляет 15 человек, детей с ОВЗ увеличилось до 10, появились дети другой нозологической группы, 5 детей с задержкой психического развития. Поэтому помимо надомного обучения для детей с лёгкой умственной отсталостью будет реализовываться вариант инклюзивного обучения совместно с детьми, не имеющими нарушений, по варианту 7.2 ФГОС для детей с ОВЗ.
В 2018-2019 учебном году количество детей с инвалидностью достигло 20 человек, детей, имеющих заключение ПМПК -13, из которых 6 учащимся требуется повторное прохождение комиссии в связи с уточнением образовательного маршрута, т.к. они не усваивают определённый ранее вариант адаптированной образовательной программы.
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют ПМП- комиссии и школьные ПМП-консилиумы.
Взаимодействие всего коллектива педагогов с родителями в нашей школе по созданию условий качественного образования для детей с ОВЗ осуществляется так же в рамках школьного ПМП-консилиума.
Заключение
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Мне кажется, коллектив нашей школы стремится делать все, чтобы создать необходимые условия для получения качественного образования любым ребёнком с любыми образовательными потребностями.
Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребёнок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру.
(Шалва Амонашвили)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети и подростки могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и как минимум с самого раннего возраста – это, может быть, самое главное – не чувствовали себя изолированными от общества. Тем более что это обществу нужно не в меньшей степени, чем самим инвалидам .» Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев
Создание специальных условий: 1. Ранняя диагностика нарушений развития ребёнка. 2. Создание адаптивной среды в образовательном учреждении. 3. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.
Дата и место прохождения КПК Название КПК Количество слушателей декабрь 2013г.ИРО г.Липецк «Современные технологии интеграции школьников с ОВЗ в образовательное пространство в рамках ФГОС». 9 май 2017г. ИРО г.Липецк «Современные технологии включения обучающихся с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство образовательной организации» , «Технологии формирования метапредметных компетенций у обучающихся с ОВЗ». 20 июнь 2017г. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО г.Москва «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.» 1 Курсы повышения квалификации
«Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов, в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» Базовая площадка МБОУ СОШ №2 г.Усмани
Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО слабовидящие 4.2 с задержкой психического развития 7.1, 7.2 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2
Специалисты Количество человек Психолог 1 Дефектолог 1 Логопед 1 Учитель нач. классов с подготовкой в области коррекционной педагогики 1 Тифлопедагог Проходит переподготовку Тьютор Проходит переподготовку
Материально-техническая база
Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Программа коррекционно-развивающей работы Обеспечение реализации специальных условий обучения Психолого- педагогическое сопровождение Адаптированная образовательная программа ПМПконсилиум МБОУ СОШ №2 г.Усмани
Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни . Он родился потому, что должен был родиться . Родился потому, что именно его не хватало миру . Шалва Амонашвили
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...
Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...
Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...
Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...
Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация по физической культуры...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...
Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".
В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...