Консультативная работа
консультация
В помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_fgos_ovz.doc | 35.5 КБ |
prilozhenie_k_tehnologicheskoy_karte_fgos_uo.docx | 49.05 КБ |
karta_zapolnennaya.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ФГОС ОВЗ | ||||||||
Тема урока | ||||||||
Тип урока | ||||||||
Дидактическая задача (цель урока ) | ||||||||
Задачи на урок: | Образовательная Коррекционно-развивающая Воспитательная | |||||||
Формируемые БУД | ||||||||
Личностные | ||||||||
Регулятивные |
| |||||||
Познавательные |
| |||||||
Коммуникативные |
| |||||||
Уровни (предметные результаты) | Минимальный Достаточный | |||||||
Оборудование для обучающихся для педагога | ||||||||
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся I | Коррекционная работа (индивидуальный образовательный маршрут) | Планируемые результаты | |||
Базовые учебные действия (компонент жизненной компетенции) | Предметные результаты (академический компонент) | |||||||
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Предварительный просмотр:
Приложение к технологической карте:
- Типы уроков в системно-деятельностном подходе в зависимости от их целей.
Тип урока | Деятельностная цель | Содержательная цель | Структура |
Урок «открытия» нового знания. | формирование умений реализации новых способов действий. | формирование системы математических понятий. |
|
Урок рефлексии | формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. | закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и т.д. |
|
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). | формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. | построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.. |
|
Урок развивающего контроля. | формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. | контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. |
|
Типы уроков и ТДЦ
Тип урока Комбинированный урок Урок изучения нового материала Урок повторения (закрепления) знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля и коррекции знаний | ТДЦ: -создать условия для актуализации знаний (проверки уровня усвоения пройденного материала), восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации; -создать условия для восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации; -создать условия для актуализации знаний и умений, уточнения приобретённых представлений; - создать условия для применения полученных знаний в сходной и новой ситуации -создать условия для усвоения знаний в системе; -создать условия для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения (проверки уровня обученности), коррекции учебной деятельности | |
Цели урока по содержанию | ||
воспитательная | -вызвать у учащихся определённые чувства (уважение, сострадание, гордость); -формировать у учащихся определённые качества характера (честность, самостоятельность, аккуратность, тактичность, чувство собственного достоинства, усердие, патриотизм)
(воспитывать умение работать в парах, в команде, сотрудничать с учителем);
| |
коррекционно-развивающая |
| |
образовательная |
|
- Предполагаемые результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
I (I1)-IV классы
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных
образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
БУД | I (I1)-IV классы | V-IX классы |
Личностные учебные действия |
|
|
Коммуника тивные учебные действия |
|
|
Регулятивные учебные действия |
|
|
Познаватель ные учебные действия |
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты (см. Примерную АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)).
- Методы и приёмы
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: | ||
По источнику получения знаний | По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности | По логике изложения и восприятия УМ (видам умозаключения |
Словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой) | Репродуктивные | Индуктивные (усвоение материала от общего к частному) |
Наглядные (наблюдение, демонстрация) | Объяснительно- иллюстративные | Дедуктивные (усвоение материала от частного к общему) |
Практические (упражнения, практические и лабораторные работы) | Проблемные | |
Частично-поисковые | ||
Исследовательские |
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Возможные приёмы обучения на этапах урока
1. Организационный этап | 1.«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 4.Эмоциональные минутки. 5.Музыкальный фон. 6.Дыхательная гимнастика. 7. «Внутреннее фотографирование». 8. «Самые внимательные» (сядет тот, у кого цвет глаз карие, цвет волос, ряд, вариант, имя на букву «С», и т. д.). |
2.Этап проверки выполнения домашнего задания | 1.Тестовые задания 2.Выполнение уч-ся заданий, подобных домашним упражнениям 3.Постановка доп. вопросов 4.Проверка д/з под копирку 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана 7.Разноуровневые самост. работы 8.Метод обучения с опорой на ошибки. Игра «Лови ошибку». 9. «Гирлянда ассоциаций» 10.Исторические цепочки 11.Эстафета 12.Опрос по цепочке 13.Мозговой штурм 14.Графический диктант 15.Кроссворд 16. «Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 17. «Светофор» (знает - зелёный цвет, не знает - красный цвет) 18. «Цветовая лента» 19. Сигнальные карточки |
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе | 1.Объяснение уч-ся целей урока единовременно с сообщением темы 2.Сообщение цели в виде проблемного задания и + «Удивляй!» 3.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 4.Использование технологической карты 5.Ассоциативный ряд 6.Устный счет, математический диктант 7.Постановка привлекательной цели – «Практичность теории» 8. «Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 9. «Светофор» (знает - зелёный цвет, не знает - красный цвет) 10.Взаимоопрос 11. «Мозговой штурм» 12. «Третий лишний» |
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий | 1.Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2.Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3.Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символических формах 4.Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах 5.Экстроактивный режим (рассказ, сообщение, объяснение) 6.Интроактивный режим (компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся) 7.Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения) 8.Построение структурно - логических схем изучаемого материала 9.Компьютерные презентации 10.Привлекательная цель 11. «Удивляй!» 12.Практичность теории 13.Вопрос к тексту 14. «Лови ошибку!» 15. Доклад 16.Моделирование |
5.Этап первичной проверки понимания изученного | 1.Ассоциативный ряд, «Снежный ком», «Гирлянда ассоциаций» 2.Опорный текст 3.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 4.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 5.Работа по блок – схемам |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | 1.Составление плана, алгоритма 2.«Разбери слово по буквам» 3.Вопросно-ответное общение 4. «Что было бы, если...» 5. «Придумай свои задания» 6.«Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 7. «Лови ошибку!» 8. Игра в случайности (мяч, самолётик, дротики и т. д.) |
7. Этап применения знаний и способов действий | 1.Разноуровневые самост. работы 2.Лабиринт действий (восстанови порядок) 3.Проектное обучение 4.Деловая игра 5.Вопросно-ответное общение 6.Учебные станции 7.Групповая работа 8.Задания на построение алгоритма решения определенных типов задач 9.«Задания по кругу» |
8. Этап обобщения и систематизации знаний | 1.Моделирование 2.Построение «дерева» темы 3.Построение «здания» темы «Паучок» 4.Учебные станции 5.Задания на определения уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов относящихся к теме 6. «Пересечение тем» 7. «Лабиринт действий» |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | 1.Разноуровневые контрольные и сам.работы 2.Тестовые задания 3.Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом 4.Задания на выделение существенных признаков 5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи 6.Фактологический диктант 7.Математический и графический диктант 8.Обычная контрольная работа 9.Тихий опрос 10.Диагностическая контрольная и самостоятельная работа 11.Опрос по цепочке 12.Прграммируемый опрос 13. «Светофор» 14.Контрольный устный счёт |
10. Этап коррекции знаний и способов действий | 1.Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнения 2.Применение развернутых инструкций с регулярным контролем 3.Тестовые задания 4.Задания с «пропусками» 5.Структурно - логические схемы «с пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании | 1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях 2.Три уровня д/з 3.Особое задание 4. «Необычная обычность» (конверт, телеграмма и т. д.) 5.Задание по выбору 6.Обсуждение дом. Задания |
12. Этап подведения итогов занятия | 1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими уч-ся 3.Роль «Подводящий итог» |
13. Этап рефлексии | 1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3. «Разговор на бумаге» 4. «Солнышко» 5. «Лист обратной связи» 6. «Выбери дистанцию» (место, ступень, гора «Успеха» и т. д.) 7.Барометр настроения 8. «Пейзаж» - зеркало настроения |
- УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД (как понять себя и чувства другого?) | ||
Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно-этическое оценивание |
|
|
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (Что входит в умение учиться?) | |
Целеполагание | принятие учебной задачи, поставленной учителем |
Планирование | принятие плана работы, предложенного учителем |
Прогнозирование | готовность предвосхищать результат |
Контроль | понимание необходимости контроля со стороны учителя за выполнением задания, работы в целом |
Коррекция | -адекватное восприятие указаний учителя по исправлению допущенных ошибок; -исправление ошибок с помощью учителя |
Оценка | -принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Саморегуляция | -умение непродолжительное время терпеливо слушать учителя; -выполнение короткого задания до конца; -способность к волевому усилию, преодолению препятствий |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД (Умеем ли мы общаться?) | |
Инициативное сотрудничество | -понимание обращенной речи, выполнение простых инструкций; -проявление интереса и потребности в общении с педагогом и детьми; -обращение за помощью, по возможности, выражение просьбы словами |
Планирование учебного сотрудничества | - составление плана и последовательности действий -принятие роли, отведенной учителем |
Взаимодействие | -умение задавать вопросы; -умение идти на контакт со взрослым; -умение слушать учителя и одноклассников; -умение участвовать в беседе, строить понятное высказывание |
Управление коммуникацией | - осуществление взаимного контроля; - слушание и понимание речи других. - слушание инструкции учителя и ответы одноклассников. - умение отвечать на вопросы. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (Как сделать учебу интересней?) | ||
Общеучебные | Логические | Знаково-символические действия |
|
|
|
- ссылки
http://oddom.ru/article/530094_Klassifikaciya_metodov_obucheniya.html
- Гин А. А.. Приёмы педагогической техники: Обратная связь. Свобода выбора. Открытость. Идеальность. Деятельность. Пособие для учителей.- 2-е изд., доп., перераб. – Луганск: СПД Резников В. С., 2008.
- Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/.
Предварительный просмотр:
Урок математики. 3 класс
Тема: Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Предметные результаты: научиться выполнять вычитание однозначного числа из «круглого» десятка
Личностные БУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу решения новой задачи.
Регулятивные БУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок
Познавательные БУД: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Структура урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | ||
Личностные | Предметные | |||||
Организационное начало урока | Подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся и учителя, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу | Самоопределе- ние: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений Стабилизация эмоционального состояния для решения задач | |
Определение темы, постановка цели | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Предлагает открыть учебники, определить тему и цель урока, корректирует ответы учащихся | Читают тему урока в учебнике, формулируют цель урока | Помощь в формулировании цели урока | Смыслообразо вание: мотивация учебной деятельности | Поиск и выделение необходимой информации в учебнике Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Способность формулировать и удерживать учебную задачу |
Актуализация знаний | Подготовка к изучению нового материала | Предлагает прочитать задание №1 с.59 (Дополни числа до «круглых» десятков, запиши равенства по образцу) Выполнить самостоятельно, организует работу консультантов №2 Предлагает выполнить задание самостоятельно (Запиши суммы в столбик слева, найди их значения, разности – в столбик справа), организует взаимопроверку Сравнить 2 столбика №3 Предлагает выполнить задание устно (вычитание из 10) с проверкой с помощью интерактивной доски (слайд) | Читают задание, самостоятельно выполняют по образцу, работа «консультантов» Самостоятельно вычисляют значения сумм и разностей, проверяют в парах постоянного состава Участвуют во фронтальной работе | Ученики 2,3 группы принимают помощь учителя или консультантов Выполняют по 2 столбика, а не 4 Участвуют во фронтальной работе | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию | Выявление математических закономерностей Понятие «круглые» десятки, однозначные числа, равенство Взаимосвязь между действиями сложения и вычитания Вычитание из 10 Умение анализировать, сравнивать, строить рассуждения. |
Первичное восприятие нового материала | №4 Предлагает прочитать задание, объяснить соседу по парте, как выполнили вычитание 40-3 Спрашивает «сильного» ученика - Сделайте вывод: Как выполнили вычитание из «круглого» числа? | Выполнение задания в парах постоянного состава. «Сильный» ученик объясняет способ вычитания, остальные слушают, дополняют, корректируют ответ Формулируют вывод | Принимают помощь соседа по парте Повторяют вывод за «сильными» детьми | Смыслоопределение Нравственно-этические нормы: навыки сотрудничества в разных ситуациях | Поиск и выделение необходимой информации в учебнике Умение анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, строить рассуждения. Использовать свою речь в ходе работы, строить правильные высказывания Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка | |
Первичное закрепление учебного материала | Обеспечение усвоения новых знаний, проверка понимания | №4 Предлагает найти значение следующих разностей (70 - 3, 60 - 2, 70 - 8, 40 - 7, 50 - 6) по образцу самостоятельно, проверить в парах сменного состава, оказывает обучающую помощь нуждающимся №7 Организует работу по составлению задач по круговой схеме в группах | Выполнение задания самостоятельно, обращаются с затруднениями к учителю, проверяют в парах сменного состава. Объединяются в группы, читают и выполняют задание, записывают решение и ответ в тетрадь | Учитель оказывает индивидуальную обучающую помощь Включение ученика в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в выполнении этого задания Включаются в работу в группе | Нравственно-этические нормы: навыки сотрудничества в разных ситуациях | Планировать учебное сотрудничество, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок Поиск и выделение необходимой информации из «круговой» схемы Закрепление способа вычитания из круглого числа |
Подведение итогов урока Рефлексия | Дать оценку успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Возвращает детей к поставленной цели. Предлагает учащимся ответить на вопросы: Кто доволен своей работой? Кому было трудно? Достигли ли они цели? Домашнее задание | Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели. Записывают домашнее задание | Помогает осознать соответствие полученного результата поставленной цели | Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Регулятивные БУД: оценка. Получение учащимися информации о реальных результатах учения, открытость в осмысленности своих действий и самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная работа воспитателя ОВП детей и подростков (стационарное)
Тема: Детская клептомания и методы ее преодоления. Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с д...
Консультативная работа и методическая помощь педагогам образовательных организаций
Консультативная работа и методическая помощь педагогам образовательных организаций...
Консультативная работа с обучающимися образовательных организаций
Консультативная работа с обучающимися образовательных организаций...
Консультативная работа
Разработаны и проведены консультации для родителей...
Консультативная работа
Материалы консультаций для родителей, педагогов...
Консультативная работа с родителями
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся носит системный характер....
консультативная работа с родителями обучающихся
В школе действует программа работы с родителями, как обязательная деятельность педагогов и родителей по взаимодействию и взаимосодействию в деле обучения и воспитания детей. Внеурочная деятельно...