Коррекция основных форм познавательных процессов
рабочая программа
Рабочая программа дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_osnovnyh_form_poznavatelnyh_protsessov.docx | 112.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Раменская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
__________________________________________________________________
Адрес:140104, МО, г.Раменское, пос. Красный Октябрь, дом 1
Телефон/факс:/8-496-46/ 3-36-19
E-Mail:dobro@aviel.ru
.
"Утверждаю“ Директор школы-интерната __________Белозерова Л.В. "_____"____________2018г. |
Рабочая программа
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
дефектологического сопровождения
(1,2-а3-б, 4-б,7-в класса)
Составитель программы:
учитель-дефектолог Бубнова О.В.
г. Раменское
2018-2019 учебный год
Содержание
№ | Наименование | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Содержание тем коррекционного курса | 8 |
3 | Календарно-тематическое планирование | 23 |
4 | Материально-техническое обеспечение | 61 |
5 | Список литературы | 62 |
6 | Приложение 1 | 63 |
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция элементарных форм познавательных процессов» дефектологического сопровождения в классах с ТМНР составлена и адаптирована для детей с ТМНР.
Программа имеет четыре блока:
-«Коррекция элементарных форм познавательных процессов» (1 класс).
-«Коррекция элементарных форм познавательных процессов» (2 «А» класс).
-«Коррекция элементарных форм познавательных процессов» (3 «Б» класс).
-«Коррекция элементарных форм познавательных процессов» (4 «Б» класс).
Коррекция элементарных форм познавательных процессов» (7 «В» класс).
Срок реализации программы 1 учебный год с 01.09.2018–31.05.2019 учебный год.
Программа предназначена для работы с детьми, имеющими ТМНР, с учётом специфических особенностей моторного, сенсорного, умственного, речевого, эмоционального и социально-личностного развития детей с нарушением интеллекта, а также их ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности, типов общения, учитывая социальную ситуацию ребенка.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание тем коррекционного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план, список литературы.
Общая характеристика предмета.
Данная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с отклоняющимся развитием.
Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, учащихся со сложными и множественными дефектами, так же носит предметно-практический характер, связанный с социализацией учащихся с ОВЗ.
Цель: создания условий для развития личности ребенка с нарушением интеллекта и коррекции имеющихся у него недостатков развития, развитие сенсорно - перцептивной сферы обучающихся, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, научить детей точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, размер, расположение в пространстве, качество звуков т. и.).
Задачи:
- корректировать и компенсировать дефекты интеллектуального и личностного развития
детей с отклоняющимся развитием; - совершенствовать движения мелкой моторики кисти и пальцев рук, что в дальнейшем необходимо для успешного развития навыков каллиграфии;
- развивать и корректировать отдельные стороны психической деятельности;
- расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся;
- исправлять дефекты развития умственно отсталого ребенка;
- формировать знания о предметах окружающей действительности;
- развивать навыки и умения, которые необходимы им для социальной
адаптации.
- корректировать недостатки познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
- формировать пространственное – временную ориентировку;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно – двигательную координацию;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий; восприятие сложных явлений.
Сенсорное развитие, формирование пространственно-временной организации деятельности ребёнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений, неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
Практика диагностической и коррекционно-развивающей деятельности показывает, что правильное представление учащихся с ОВЗ о действительности обеспечивает накопление знаний, а вместе с двигательной активностью и успешное освоение новых видов деятельности, адаптацию к новой обстановке, что подтверждает нужность и необходимость проведения данной программы в нашей школе.
Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
В основу занятий положен комплексно-игровой метод,
- словесные (рассказ, объяснение, беседа)
- наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
- практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, игра, упражнение)
Сказочные сюжеты и лексические темы в сочетании с наглядными приемами.
Виды организуемой деятельности должны соответствовать актуальному уровню психосоциального развития детей:
продуктивная деятельность (рисование) в форме совместных, коллективных работ;
включение в игровую деятельность музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танцы).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, подгрупповые.
Формы учебных занятий: занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно – ролевыми играми, занятия-соревнования, викторины, занятия с элементами театрализации.
Коррекционное воздействие, прежде всего, должно быть направлено на повышение познавательных возможностей школьников.
Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного обследования на начало учебного года и повторного обследования на конец учебного года.
Из 1 класса занятия посещает 4 человека. Занятия направлены на формирование умений и навыков необходимых для усвоения программного материала. Занятия посещает индивидуально, подгруппой 2 раза в неделю.
Из 3 «Б» класса занятия посещают 3 человека. С учащимися занятия направлены на формирование умений и навыков необходимых для усвоения программного материала, посещают подгрупповые, индивидуальные 2 раза в неделю.
Из 2«А» класса посещают 6 человек по направлению «Формирование умений и навыков необходимых для усвоения программного материала».
Из 4«Б» класса занятия посещает 4человека. Занятия направлены на формирование умений и навыков необходимых для усвоения программного материала.
Из 7 «В» класса занятия посещают 5 человек. С учащимися занятия направлены на коррекцию элементарных форм познавательных процессов. Все учащиеся посещают занятия подгруппой, индивидуально 2 раза в неделю.
Достаточный уровень рассчитан на учащихся, способных к усвоению программы.
На этом уровне учащиеся успешно обучаются при фронтальном обучении, но они испытывают некоторые затруднения при выполнении задания, затрудняются объяснить свои действия, допускают ошибки, которые исправляют с педагогической помощью. Помощь от педагога принимают. Инструкцию понимают. Полученные знания и умения не всегда применяют в новых условиях.
Минимальный уровень рассчитан на учащихся со сниженными интеллектуальными возможностями.
Учащиеся этого уровня очень слабо овладевают программой. Чаще всего эти дети играют на уроках в игрушки, их очень трудно привлечь, усадить за парты. Они рассеянны, не внимательны, быстро устают, теряют интерес к работе, их может отвлечь любой посторонний раздражитель. Продолжительность их деятельности может составлять от 5 до 25 минут. Фронтальной работы для этих учащихся недостаточно. Они нуждаются в индивидуальном подходе и большем количестве упражнений для повторения, закрепления материала.
Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Отнесенность учащихся к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Планируемые результаты освоения программы
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
( 1А класс)
Достаточный уровень:
*стихотворения о школе, времени года, игрушках (2-3);
*предметы вокруг себя и их направления в пространстве (3-4);
*времена года, повадки диких животных в разное время года;
*расположение предметов в пространстве;
*измерение времени в часах;
*свойства предметов.
Минимальный уровень:
*целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
*анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по одному из указанных признаков (форма, цвет);
*различать музыкальные звуки;
*составлять простые предложения и небольшие рассказы из 2-3 предложений;
*определять время суток по часам;
*выделять звуки из слова;
*выполнять простые обобщения.
Планируемые результаты освоения программы по блоку
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(2 «А» класс)
Достаточный уровень:
• различать на слух звуки окружающей действительности;
• воспроизводить простой и сложный ритм при постукивании;
• различать на слух и воспроизводить различные звуки речи и звукосочетания и подражать ритмической речи;
• называть предметы, характеризовать их по основным свойствам: цвету, форме, размеру, массе, материалу.
Минимальный уровень:
• выполнять точные движения пальцами рук – застегивать, зашнуровывать, заштриховывать, нанизывать;
• облекать в словесную форму свои знания о предметах, их свойствах и действиях с ними.
Планируемые результаты освоения программы по блоку
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(3 «Б» класс)
Достаточный уровень:
• различать на слух звуки окружающей действительности;
• воспроизводить простой и сложный ритм при постукивании;
• различать на слух и воспроизводить различные звуки речи и звукосочетания и подражать ритмической речи;
• называть предметы, характеризовать их по основным свойствам: цвету, форме, размеру, массе, материалу.
Минимальный уровень:
• выполнять точные движения пальцами рук – застегивать, зашнуровывать, заштриховывать, нанизывать;
• облекать в словесную форму свои знания о предметах, их свойствах и действиях с ними.
Планируемые результаты освоения программы по блоку
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(4-«Б» класс)
Достаточный уровень:
*сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, запах, вкус);
*речевые и неречевые звуки, звуки окружающей действительности;
*элементарные представления об окружающей среде;
*диких и домашних животных.
Минимальный уровень:
*различать предметы по признакам: цвет, форма, величина;
*определять вкусовые качества предметов (сладкий, горький, солёный, кислый);
*различать звуки окружающей среды; (стук, звон, рычание, жужжание);
*различать речевые и неречевые звуки;
*обследовать предметы, состоящие из 2-3 деталей по инструкции педагога;
*целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
*выполнять простые операции анализа, сравнения, классификации, обобщения предметов по цвету, вкусовым качествам, форме;
*обводить шаблон, штриховать, шнуровать;
Планируемые результаты освоения программы по блоку
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(7 «В» класс)
Достаточный уровень:
*сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, запах, вкус);
*речевые и неречевые звуки, звуки окружающей действительности;
*элементарные представления об окружающей среде;
*диких и домашних животных.
Минимальный уровень:
*различать предметы по признакам: цвет, форма, величина;
*определять вкусовые качества предметов (сладкий, горький, солёный, кислый);
*различать звуки окружающей среды; (стук, звон, рычание, жужжание);
*различать речевые и неречевые звуки;
*обследовать предметы, состоящие из 2-3 деталей по инструкции педагога;
*целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
*выполнять простые операции анализа, сравнения, классификации, обобщения предметов по цвету, вкусовым качествам, форме;
*обводить шаблон, штриховать, шнуровать;
Содержание тем к программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(1 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика познавательного развития | 2 |
3-5 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 5 |
6-9 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 4 |
10-13 | Развивать умения выделять признаки формы. | 4 |
14-17 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 5 |
18-19 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 5 |
20-21 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 3 |
22-24 | Представления о явлениях окружающей действительности | 11 |
25 | Зрительное восприятие. Развивать зрительные процессы. | 4 |
26-27 | Слуховое внимание. Развивать фонематический слух. | 3 |
28-31 | Звуковой анализ и синтез. | 1 |
32-33 | Развивать фонематический слух. | 1 |
34-39 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 2 |
40-42 | Пространственно- временные представления. | 3 |
43-45 | Познакомить с временами года, днями недели. | 3 |
46-48 | Пространственные представления. | 3 |
49-50 | Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 2 |
51 | Развитие навыков классификации. Развивать умения выделять обобщать. | 1 |
52-54 | Зрительно-двигательные координации. Развивать память, внимание. | 3 |
55-57 | Мышление. Развивать память, внимание. | 3 |
58-60 | Память. Развивать память, внимание. | 3 |
61-65 | Внимание. Развивать память, внимание. | 5 |
66-67 | Промежуточный мониторинг. Обследование. Заполнение протоколов. | 2 |
Всего: | 67 |
Содержание тем к программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(2 «А» класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика познавательного развития | 2 |
3-7 | Развитие слухового восприятия. Учить различению звуков и простых звукосочетаний в связи с наблюдением окружающей Действительности. | 5 |
8-9 | Развитие речевого слуха. | 2 |
10-12 | Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 3 |
13-14 | Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 2 |
15-16 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 2 |
17- | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 8 |
18-19 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 3 |
20 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 4 |
21 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 2 |
22-23 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 5 3 |
24-26 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 |
27-29 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 4 |
30-31 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 2 |
32-34 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 2 |
35 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 |
36-38 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 3 |
39-41 | Временные понятия. Время суток. | 3 |
42-44 | Времена года. | 3 |
45-47 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 3 |
48 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 |
49 | Знать названия предметов их свойств. Знать назначение предметов. | 1 |
51-53 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 3 |
54-56 | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. Учить детей различать предметы по отдельным свойствам; производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. | 3 |
57-59 | Восприятие иллюстраций. Учить детей анализировать сюжетную иллюстрацию, составляя небольшой связный рассказ. | 3 |
60 | Восприятие литературных произведений. | 1 |
61-62 | Учить детей анализировать услышанный или прочитанный текст (небольшой по объёму) | 2 |
63 | Эмоции и чувства. Учить детей анализировать, различать эмоции и чувства, прибегая к практической деятельности. | 1 |
64-65 | Промежуточный мониторинг. | 2 |
66 | Обследование. | 1 |
67 | Заполнение протоколов. | 1 |
Всего: | 67 |
Содержание тем к программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(3 «Б» класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Психолого-педагогическое обследование детей | 2 |
3-5 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 3 |
6-8 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 3 |
9-12 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 4 |
13-15 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы.. | 3 |
16-19 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 4 |
20-23 | Представления о явлениях окружающей действительности | 2 |
24-26 | Зрительное восприятие. Развивать зрительные процессы. | 3 |
27-28 | Слуховое внимание. Развивать фонематический слух. | 2 |
29-30 | Звуковой анализ и синтез. Развивать фонематический слух. | 2 |
31-33 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 3 |
34-36 | Осязательные ощущения. Развивать фонематический слух. | 3 |
37-39 | Пространственно- временные представления. | 3 |
40-42 | Познакомить с временами года, днями недели. | 3 |
43-45 | Пространственные представления. Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 3 |
46-47 | Развитие навыков классификации. Развивать умения выделять и обобщать. | 2 |
48-50 | Зрительно-двигательные координации. | 3 |
51-53 | Развивать память, внимание. | 3 |
54-56 | Мышление. Развивать память, внимание. | 3 |
57-59 | Развивать память, внимание. | 3 |
60 | Память. | 1 |
61-62 | Развивать память, внимание. | 2 |
63 | Внимание. Развивать память, внимание. | 1 |
64-65 | Промежуточный мониторинг. Обследование. Заполнение протоколов. | 2 |
всего | 65 |
Содержание тем к программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(4 «Б» класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-3 | Психолого-педагогическое обследование детей | 3 |
4-6 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 3 |
7-9 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 3 |
10 | Развитие связной речи. | 1 |
11 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 |
12 | Зрительное восприятие. Развивать зрительные процессы. | 1 |
13 | Слуховое внимание. Развивать фонематический слух. | 1 |
14 | Звуковой анализ и синтез. Развивать фонематический слух. | 1 |
15 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический Слух. | 1 |
16 | Пространственное – временные представления. | 1 |
17-20 | Познакомить со временами года, днями недели. | 4 |
21 | Дни недели | 1 |
22 | Развитие навыков классификации. | 1 |
23 | Развивать умения выделять и обобщать. | 1 |
24 | Осязательные ощущения. | 1 |
25-27 | Зрительно-двигательная координация. Мышление. | 3 |
28-30 | Память. | 3 |
31-34 | Внимание. Развивать память, внимание. | 4 |
35-37 | Пространственные представления. | 3 |
38-39 | Развивать умения ориентироваться в пространстве | 2 |
40-41 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 2 |
42-44 | Времена года, дни недели. | 3 |
45-47 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 3 |
48-49 | Зрительно-двигательная координация. Мышление. | 2 |
50-51 | Развивать умения ориентироваться в пространстве | 2 |
52-54 | Зрительное восприятие. Развивать зрительные процессы. | 3 |
55-56 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 2 |
57-58 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 2 |
59-60 | Зрительно-двигательная координация. Мышление. | 2 |
61 | Заполнение протоколов. | 1 |
62-64 | Промежуточный мониторинг. Обследование. | 3 |
Всего: | 64 |
Содержание тем к программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
(7 «В» класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-3 | Психолого-педагогическое обследование детей | 3 |
4-6 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 3 |
7-9 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 3 |
10-11 | Развитие связной речи. | 2 |
12 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 |
13 | Зрительное восприятие. Развивать зрительные процессы. | 1 |
14 | Слуховое внимание. Развивать фонематический слух. | 1 |
15 | Звуковой анализ и синтез. Развивать фонематический слух. | 1 |
16 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический Слух. | 1 |
17 | Пространственное – временные представления. | 1 |
18-19 | Познакомить со временами года, днями недели. | 2 |
20-21 | Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 2 |
22 | Пространственные представления. | 1 |
23 | Развитие навыков классификации. | 1 |
24 | Развивать умения выделять и обобщать. | 1 |
25-27 | Осязательные ощущения. | 3 |
28-30 | Зрительно-двигательная координация. | 3 |
31-33 | Мышление. Память. | 3 |
34-37 | Внимание. Развивать память, внимание. | 4 |
38-40 | Развивать умения выделять и обобщать. | 3 |
41-42 | Пространственное – временные представления. | 2 |
43-44 | Слуховое внимание. Развивать фонематический Слух. | 2 |
45-46 | Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 2 |
47 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 |
48-50 | Зрительно-двигательная координация. | 3 |
51-52 | Познакомить со временами года, днями недели. | 2 |
53-54 | Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 2 |
55-58 | Пространственные представления. Развитие навыков Классификации. | 4 |
59 | Развивать умения ориентироваться в пространстве. | 1 |
60-62 | Развивать умения выделять и обобщать. | 3 |
63-65 | Мышление. Память. | 3 |
66-69 | Промежуточный монито ринг. Обследование. Заполнение протоколов. | 4 |
Всего : | 69 |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
дефектологического сопровождения в классах с ТМНР
(1,2-а,3-б,4-б,7-в класса)
Календарно-тематическое планирование
по программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируем. дата | Фактич. дата | Примечания | |||
I четверть | ||||||||
1 | Диагностика познавательного развития | 1 | 03.09 | |||||
2 | Диагностика познавательного развития | 1 | 07.09 | |||||
3 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 10.09 | |||||
4 | Сенсомоторное развитие | 1 | 14.09 | |||||
5 | Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 17.09 | |||||
6 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 1 | 21.09 | |||||
7 | Свойства предметов. | 1 | 24.09 | |||||
8 | Обогащать словарный запас. | 1 | 28.09 | |||||
9 | Свойства предметов. | 1 | 01.10 | |||||
10 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 05.10 | |||||
11 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 08.10 | |||||
12 | Обогащать словарный запас. | 1 | 12.10 | |||||
13 | Развитие связной речи. | 1 | 15.10 | |||||
14 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 19.10 | |||||
15 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 22.10 | |||||
16 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 26.10 | |||||
17 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 29.10 | |||||
2 четверть | 4 | |||||||
18 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 12.11 | |||||
19 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 16.11 | |||||
20 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 19.11 | |||||
21 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 23.11 | |||||
22 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 26.11 | |||||
23 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 30.11 | |||||
24 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 03.12 | |||||
25 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 07.12 | |||||
26 | Слуховое внимание. | 1 | 10.12 | |||||
27 | Развивать фонематический слух. | 1 | 14.12 | |||||
28 | Зрительное восприятие.
| 1 | 17.12 | |||||
29 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 21.12 | |||||
30 | Зрительное восприятие. | 1 | 24.12 | |||||
31 | Звуковой анализ и синтез. | 1 | 28.12 | |||||
32 | Развивать фонематический слух. | 1 | 29.12 | |||||
33 | Развивать зрительные процессы. | 1 | ||||||
3 четверть | 9 | |||||||
34 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 1 | 11.01 | |||||
35 | Пространственно- временные представления. | 1 | 14.01 | |||||
36 | Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 1 | 18.01 | |||||
37 | Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 1 | 21.01 | |||||
38 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 25.01 | |||||
39 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 28.01 | |||||
40 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 01.02 | |||||
41 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 04.02 | |||||
42 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 08.02 | |||||
Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 11.02 | ||||||
43 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 15.02 | |||||
44 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 18.02 | |||||
45 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 22.02 | |||||
46 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 25.03 | |||||
47 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 01.03 | |||||
48 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 04.03 | |||||
49 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 11.03 | |||||
50 | Времена года. | 1 | 15.03 | |||||
51 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 1 | 18.03 | |||||
52 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 22.03 | |||||
4 четверть | ||||||||
53 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 01.04 | |||||
54 | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. | 1 | 05.04 | |||||
55 | Восприятие иллюстраций. Учить детей анализировать сюжетную иллюстрацию, составляя небольшой связный рассказ. | 1 | 08.04 | |||||
56 | Восприятие литературных произведений. | 1 | 12.04 | |||||
57 | Учить детей различать предметы по отдельным свойствам; производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. | 1 | 15.04 | |||||
58 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 19.04 | |||||
59 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 22.04 | |||||
60 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 26.04 | |||||
61 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 29.04 | |||||
62 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 03.05 | |||||
63 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 06.05 | |||||
64 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 10.05 | |||||
65 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 13.05 | |||||
66 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 17.05 | |||||
67 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 20.05 | |||||
68 | Обследование. | 1 | 24.05 | |||||
69 | Заполнение протоколов. | 1 | 27.05 | |||||
70 | Заполнение протоколов. | 1 | 31.05 | |||||
Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование
по программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
2 «А»класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируем. дата | Фактич. дата | Примечания | |||||
I четверть 16 занятий | ||||||||||
1 | Диагностика познавательного развития | 1 | 04.09 | |||||||
2 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 06.09 | |||||||
3 | Сенсомоторное развитие | 1 | 11.09 | |||||||
4 | Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 13.09 | |||||||
5 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 1 | 18.09 | |||||||
6 | Свойства предметов. | 1 | 20.09 | |||||||
7 | Обогащать словарный запас. | 1 | 25.09 | |||||||
8 | Свойства предметов. | 1 | 27.09 | |||||||
9 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 02.10 | |||||||
10 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 04.10 | |||||||
11 | Обогащать словарный запас. | 1 | 09.10 | |||||||
12 | Развитие связной речи. | 1 | 11.10 | |||||||
13 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 16.10 | |||||||
14 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 18.10 | |||||||
15 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 23.10 | |||||||
16 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 25.10 | |||||||
17 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 1 | 30.10 | |||||||
2 четверть | 1 | |||||||||
18 | Пространственно- временные представления. | 1 | 13.11 | |||||||
Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 15.11 | |||||||||
Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 20.11 | |||||||||
19 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 22.11 | |||||||
20 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 27.11 | |||||||
21 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 29.11 | |||||||
22 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 04.12 | |||||||
23 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 06.12 | |||||||
24 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 11.12 | |||||||
25 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 13.12 | |||||||
26 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 18.12 | |||||||
27 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 20.12 | |||||||
28 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 25.12 | |||||||
29 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 27.12 | |||||||
3 четверть | 8 | |||||||||
30 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 10.01 | |||||||
31 | Времена года. | 15.01 | ||||||||
32 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 17.01 | ||||||||
33 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 22.01 | |||||||
34 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 24.01 | |||||||
35 | Времена года. | 1 | 29.01 | |||||||
36 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 31.01 | ||||||||
37 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 05.02 | ||||||||
38 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 07.02 | ||||||||
39 | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. | 12.02 | ||||||||
40 | Восприятие иллюстраций. Учить детей анализировать сюжетную иллюстрацию, составляя небольшой связный рассказ. | 14.02 | ||||||||
41 | Восприятие литературных произведений. | 19.02 | ||||||||
42 | Учить детей различать предметы по отдельным свойствам; производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. | 21.02 | ||||||||
43 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 26.02 | ||||||||
44 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 28.02 | ||||||||
45 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | ||||||||
46 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 05.03 | |||||||
47 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 07.03 | |||||||
48 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 12.03 | ||||||||
49 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 14.03 | |||||||
50 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 19.03 | ||||||||
51 | Развивать умения выделять признаки формы. | 21.03 | ||||||||
4 четверть | ||||||||||
52 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 02.04 | |||||||
53 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 04.04 | |||||||
54 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 09.04 | |||||||
55 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 11.04 | |||||||
56 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 16.04 | |||||||
57 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 18.04 | |||||||
58 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 23.04 | |||||||
59 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 14.05 | |||||||
60 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 16.05 | |||||||
61 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 21.05 | |||||||
62 | Обследование. | 1 | 23.05 | |||||||
63 | Заполнение протоколов. | 1 | 28.05 | |||||||
64 | Заполнение протоколов. | 1 | 30.05 | |||||||
Всего | 64 |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
3-б класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируем. дата | Фактич. дата | Примечания | |||||
I четверть 16 занятий | ||||||||||
1 | Диагностика познавательного развития | 1 | 04.09 | |||||||
2 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 06.09 | |||||||
3 | Сенсомоторное развитие | 1 | 11.09 | |||||||
4 | Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 13.09 | |||||||
5 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 1 | 18.09 | |||||||
6 | Свойства предметов. | 1 | 20.09 | |||||||
7 | Обогащать словарный запас. | 1 | 25.09 | |||||||
8 | Свойства предметов. | 1 | 27.09 | |||||||
9 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 02.10 | |||||||
10 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 04.10 | |||||||
11 | Обогащать словарный запас. | 1 | 09.10 | |||||||
12 | Развитие связной речи. | 1 | 11.10 | |||||||
13 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 16.10 | |||||||
14 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 18.10 | |||||||
15 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 23.10 | |||||||
16 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 25.10 | |||||||
17 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 1 | 30.10 | |||||||
2 четверть | 1 | |||||||||
18 | Пространственно- временные представления. | 1 | 13.11 | |||||||
Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 15.11 | |||||||||
Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 20.11 | |||||||||
19 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 22.11 | |||||||
20 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 27.11 | |||||||
21 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 29.11 | |||||||
22 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 04.12 | |||||||
23 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 06.12 | |||||||
24 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 11.12 | |||||||
25 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 13.12 | |||||||
26 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 18.12 | |||||||
27 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 20.12 | |||||||
28 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 25.12 | |||||||
29 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 27.12 | |||||||
3 четверть | 8 | |||||||||
30 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 10.01 | |||||||
31 | Времена года. | 15.01 | ||||||||
32 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 17.01 | ||||||||
33 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 22.01 | |||||||
34 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 24.01 | |||||||
35 | Времена года. | 1 | 29.01 | |||||||
36 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 31.01 | ||||||||
37 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 05.02 | ||||||||
38 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 07.02 | ||||||||
39 | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. | 12.02 | ||||||||
40 | Восприятие иллюстраций. Учить детей анализировать сюжетную иллюстрацию, составляя небольшой связный рассказ. | 14.02 | ||||||||
41 | Восприятие литературных произведений. | 19.02 | ||||||||
42 | Учить детей различать предметы по отдельным свойствам; производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. | 21.02 | ||||||||
43 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 26.02 | ||||||||
44 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 28.02 | ||||||||
45 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | ||||||||
46 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 05.03 | |||||||
47 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 07.03 | |||||||
48 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 12.03 | ||||||||
49 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 14.03 | |||||||
50 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 19.03 | ||||||||
51 | Развивать умения выделять признаки формы. | 21.03 | ||||||||
4 четверть | ||||||||||
52 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 02.04 | |||||||
53 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 04.04 | |||||||
54 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 09.04 | |||||||
55 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 11.04 | |||||||
56 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 16.04 | |||||||
57 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 18.04 | |||||||
58 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 23.04 | |||||||
59 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 14.05 | |||||||
60 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 16.05 | |||||||
61 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 21.05 | |||||||
62 | Обследование. | 1 | 23.05 | |||||||
63 | Заполнение протоколов. | 1 | 28.05 | |||||||
64 | Заполнение протоколов. | 1 | 30.05 | |||||||
Всего | 64 |
Календарно-тематическое планированиепо программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
4-б класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируем. дата | Фактич. дата | Примечания | ||
I четверть 16 занятий | |||||||
1 | Диагностика познавательного развития | 1 | 04.09 | ||||
2 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 05.09 | ||||
3 | Сенсомоторное развитие | 1 | 11.09 | ||||
4 | Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 12.09 | ||||
5 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 1 | 18.09 | ||||
6 | Свойства предметов. | 1 | 19.09 | ||||
7 | Обогащать словарный запас. | 1 | 25.09 | ||||
8 | Свойства предметов. | 1 | 26.09 | ||||
9 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 02.10 | ||||
10 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 03.10 | ||||
11 | Обогащать словарный запас. | 1 | 09.10 | ||||
12 | Развитие связной речи. | 1 | 10.10 | ||||
13 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 16.10 | ||||
14 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 17.10 | ||||
15 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 23.10 | ||||
16 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 24.10 | ||||
17 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 1 | 30.10 | ||||
18 | Звуковой анализ и синтез. | 1 | 31.10 | ||||
2 четверть | |||||||
19 | Пространственно- временные представления. | 1 | 13.11 | ||||
20 | Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 1 | 14.11 | ||||
21 | Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 1 | 20.11 | ||||
22 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 21.11 | ||||
23 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 27.11 | ||||
24 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 28.11 | ||||
25 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 04.12 | ||||
26 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 05.12 | ||||
27 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 11.12 | ||||
28 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 12.12 | ||||
29 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 18.12 | ||||
30 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 19.12 | ||||
31 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 25.12 | ||||
32 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 26.12 | ||||
3 четверть | 1 | ||||||
33 | Развитие слухового восприятия. Учить различению звуков и простых звукосочетаний в связи с наблюдением окружающей Действительности. | 1 | 09.01 | ||||
34 | Развитие речевого слуха. | 1 | 15.01 | ||||
35 | Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 1 | 16.01 | ||||
36 | Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 1 | 22.01 | ||||
37 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 23.01 | ||||
Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | ||||||
38 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 29.01 | ||||
39 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 30.01 | ||||
40 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 05.02 | ||||
41 | Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 06.02 | ||||
42 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 12.02 | ||||
43 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 13.02 | ||||
44 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 19.02 | ||||
45 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 20.02 | ||||
46 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 26.02 | ||||
47 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 27.02 | ||||
48 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 05.03 | ||||
49 | Времена года. | 1 | 06.03 | ||||
50 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 1 | 12.03 | ||||
51 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 13.03 | ||||
52 | Знать названия предметов их свойств. Знать назначение предметов. | 1 | 19.03 | ||||
53 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 20.03 | ||||
4 четверть | 1 | ||||||
54 | Зрительно-двигательная координация. Мышление. | 1 | 02.04 | ||||
55 | Развивать умения ориентироваться в пространстве | 1 | 03.04 | ||||
56 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 09.04 | ||||
57 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 10.04 | ||||
58 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 16.04 | ||||
59 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 17.04 | ||||
60 | Времена года. | 1 | 23.04 | ||||
61 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 24.04 | ||||
62 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 30.03 | ||||
63 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 07.05 | ||||
64 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 08.05 | ||||
65 | Времена года. | 1 | 14.05 | ||||
66 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 15.05 | ||||
67 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 21.05 | ||||
68 | Обследование. | 1 | 22.05 | ||||
69 | Заполнение протоколов. | 1 | 28.05 | ||||
70 | Заполнение протоколов. | 1 | 29.05 | ||||
Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование
по программе
«Коррекция элементарных форм познавательных процессов»
7-в класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируем. дата | Фактич. дата | Примечания | |||
I четверть | ||||||||
1 | Диагностика познавательного развития | 1 | 03.09 | |||||
2 | Диагностика познавательного развития | 1 | 07.09 | |||||
3 | Сенсомоторное развитие. Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 10.09 | |||||
4 | Сенсомоторное развитие. | 1 | 14.09 | |||||
5 | Корригировать движения мелкой моторики. | 1 | 17.09 | |||||
6 | Свойства предметов. Обогащать словарный запас. | 1 | 21.09 | |||||
7 | Свойства предметов. | 1 | 24.09 | |||||
8 | Обогащать словарный запас. | 1 | 28.09 | |||||
9 | Свойства предметов. | 1 | 01.10 | |||||
10 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 05.10 | |||||
11 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 08.10 | |||||
12 | Обогащать словарный запас. | 1 | 12.10 | |||||
13 | Развитие связной речи. | 1 | 15.10 | |||||
14 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 19.10 | |||||
15 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 22.10 | |||||
16 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 26.10 | |||||
17 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 29.10 | |||||
2 четверть | 4 | |||||||
18 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 12.11 | |||||
19 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 16.11 | |||||
20 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 19.11 | |||||
21 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 23.11 | |||||
22 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 26.11 | |||||
23 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 30.11 | |||||
24 | Представления о явлениях окружающей действительности. | 1 | 03.12 | |||||
25 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 07.12 | |||||
26 | Слуховое внимание. | 1 | 10.12 | |||||
27 | Развивать фонематический слух. | 1 | 14.12 | |||||
28 | Зрительное восприятие.
| 1 | 17.12 | |||||
29 | Развивать зрительные процессы. | 1 | 21.12 | |||||
30 | Зрительное восприятие. | 1 | 24.12 | |||||
31 | Звуковой анализ и синтез. | 1 | 28.12 | |||||
32 | Развивать фонематический слух. | 1 | 29.12 | |||||
33 | Развивать зрительные процессы. | 1 | ||||||
3 четверть | 9 | |||||||
34 | Слуховые ощущения. Развивать фонематический слух. | 1 | 11.01 | |||||
35 | Пространственно- временные представления. | 1 | 14.01 | |||||
36 | Цвет предметов. Учить последовательному расположению цветов в спектре. | 1 | 18.01 | |||||
37 | Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. | 1 | 21.01 | |||||
38 | Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 25.01 | |||||
39 | Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски. | 1 | 28.01 | |||||
40 | Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету. | 1 | 01.02 | |||||
41 | Геометрические фигуры, форма предметов. Знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. | 1 | 04.02 | |||||
42 | Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. | 1 | 08.02 | |||||
Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела. | 1 | 11.02 | ||||||
43 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 15.02 | |||||
44 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 18.02 | |||||
45 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 22.02 | |||||
46 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 25.03 | |||||
47 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 01.03 | |||||
48 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 04.03 | |||||
49 | Временные понятия. Время суток. | 1 | 11.03 | |||||
50 | Времена года. | 1 | 15.03 | |||||
51 | Учить детей безошибочному определению временных характеристики согласно их свойствам. | 1 | 18.03 | |||||
52 | Свойства предметов. Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 22.03 | |||||
4 четверть | ||||||||
53 | Выявить первичные знания о названии цвета и формы предмета. | 1 | 01.04 | |||||
54 | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. | 1 | 05.04 | |||||
55 | Восприятие иллюстраций. Учить детей анализировать сюжетную иллюстрацию, составляя небольшой связный рассказ. | 1 | 08.04 | |||||
56 | Восприятие литературных произведений. | 1 | 12.04 | |||||
57 | Учить детей различать предметы по отдельным свойствам; производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. | 1 | 15.04 | |||||
58 | Цвет, форма, величина предметов. Учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. | 1 | 19.04 | |||||
59 | Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. | 1 | 22.04 | |||||
60 | Размер предметов. Учить детей сравнивать предметы по размеру; овладение понятиями больше, меньше. | 1 | 26.04 | |||||
61 | Развитие и совершенствование мелкой моторики. | 1 | 29.04 | |||||
62 | Учить детей застегивать, зашнуровывать, штриховке, раскрашиванию, перебиранию крупы. Нанизывание бус и пуговиц. | 1 | 03.05 | |||||
63 | Ориентация в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета относительно других предметов. | 1 | 06.05 | |||||
64 | Развитие связной речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 10.05 | |||||
65 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 13.05 | |||||
66 | Развивать умения выделять признаки формы. | 1 | 17.05 | |||||
67 | Уточнение представлений об изменениях в природе. | 1 | 20.05 | |||||
68 | Обследование. | 1 | 24.05 | |||||
69 | Заполнение протоколов. | 1 | 27.05 | |||||
70 | Заполнение протоколов. | 1 | 31.05 | |||||
Всего | 70 |
Материально-технические условия реализации программы.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- оборудованная сенсорная комната,
- сухой (шариковый) бассейн,
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели,
- мячи, кольцебросы, обручи,
- массаж еры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
- мозаики (крупные и мелкие),
- игры «Дартс», «ТИР», «Лото»,
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют реализовать использование современных компьютерных технологий в процессе коррекционной работы. Мультимедийные материалы на коррекционных занятиях помогают учителю комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а это несомненно положительно влияет на процесс обучения.
Список литературы
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- В.В.Воронкова. Русский язык: учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -127 с.: ил.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд. М.. 1978.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Ярославль, 2004.
- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников.//Книга для учителя начальных классов// М., 2000.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1983.
- Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников. // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 7.
- Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М„ 1977.
- Хилько А.А. Математика: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–Москва «Просвещение», 1988-320с.
Приложение 1
Рассмотрено на заседании
методического объединения специалистов
Протокол №1 от «28» августа 2018 г.
Руководитель МОС _________ Семенова Е.Н.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________Акатьева Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...
Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы
В помощь учителю для проведения на уроках дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида (материал взят из журнала)...
Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченными возможностями...
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта
Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»
В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....