Славянский поселок
план-конспект урока (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 10. Славянский поселок
Цель
Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства.
Задачи
Образовательные: формировать представление о жизни и быте восточных славян.
Коррекционно-развивающие: учить выделять, находить и объяснить новые слова и термины по содержанию рассказа; развивать умения работать с иллюстрацией, исторической картой, развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций.
Воспитательные: вызвать чувство гордости и уважения к народу, его труду; подчеркнуть, что благодаря трудолюбию славяне достигли успехов в благоустройстве: умело выбирали места для своих поселений, строили удобное жилье, постройки, воспитывать интерес к предмету, интерес к познанию.
Основные знания
Поселение — место, где селились славяне; жилища славян: мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки: амбар, хлев.
Основные термины и понятия
Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань.
Оборудование и материалы
Карта «Киевская Русь». Деревянный конструктор (песочный макет для проектирования) видеофильм «славянский поселок) по Карамзину, отрывок фильма «Юность Петра»
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Оргмомент
Повторение пройденного материла
— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
- О чем шла речь на уроке?
Работа с заданиями.
Задание 1. Что это? Подчеркните правильный ответ.
Большая группа людей, которая живет на одной территории, говорит на одном языке — это Племя, Род
Задание 2. Перечислите племена восточных славян.
Задание 3. Найдите в тексте доказательство, что в роду все были равны.
— Кто возглавлял общину?
Проверка домашнего задания.
Заполните пропуски. кроссворд.
1) Люди, от которых мы произошли.
2) Объединение людей, которые говорили на одном языке и жили на одной территории.
3) Объединение родственников.
4) Место, где селились славяне
Актуализациязнаний объявление новой темы Вводное слово учителя.
Жизнь восточных славян была трудной, суровой. Славянские племена часто ссорились, воевали между собой. Но они и любили мирную жизнь, стремились обустроить свой быт, свои поселения. О том, что представлял собой славянский поселок, мы поговорим.
Сообщение темы урока:
«Славянский поселок»
Изучение нового материала
Предлагает зачитать абзац.
— Где славяне любили селиться? Найдите на карте, вдоль каких рек селились славяне.
Уточняет у учащихся, каким цветом на карте обозначены реки, моря.
Работа с текстом.
Какие жилища строили себе славяне?
Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?
Каково назначение хозяйственных построек?
Амбар —-Хлев —
Словарная работа: амбар,хлев.
Просмотр видеофильма «Славянский поселок» Карамзин М.М.
- Как выглядит поселок?
- Какие укрепления есть у поселка?
- впоследствии все поселения будут укреплять таким образом – огораживать – отсюда название ГОРОД.
Практическая работа.
- Сегодня мы попытаемся создать славянский поселок.
Используя деревянный конструктор создается макет древнерусского поселка.
Проговариваются все действия детей.
ВЫВОД
Поселения восточных славян были простыми и удобными для жизни, для труда. Теперь вы можете представить, как выглядели изба, мазанка, для чего служили амбары, хлев и другие хозяйственные постройки.
Просмотр отрывка фильма «Юность Перта»
Жизнь зимой была очень тяжела.
- почему животные в доме?
- как одеты дети?
- чем занята женщина? Какие орудия труда она использует?
- чем занят мужчина?
Первичное закрепление материала -
— Какие имеются у вас вопросы? Закрепление материала проводится с помощью заданий.
— Какое место выбрали славяне для своего поселка? Подчеркните правильный ответ: В чаще леса. На берегу реки. На равнине
— Закончите предложения, используя слова для справок.
Дом древних людей сложен из б… …. Окна закрыты …..
Пол в доме з…..... . Дым выходит в ...рь.
Докажите правильность выбора места для строительства поселка: не заливает водой
далеко видно окрестность, недоступно для зверей, близость с водой, безопасное место, плодородные земли
Подведение итоговОбъявляются и комментируются оценки за работу
Домашнее задание. Рисунок славянской избы внутри или с наружи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.
Научная работа«Сходство романо-германских и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.
Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...
Славянская мифология. Представление о славянском языческом мире
Урок литературы в 6 классе...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....