«Образование СССР».
план-конспект урока (9 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР.
Задачи
Образовательные: дать учащимся знания о причинах образования СССР; познакомить с государственным устройством Советского Союза.
Коррекционно – развивающие: развить познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.
Основные знания: 30 декабря 1922г. – образование СССР.
Основные понятия: союз, наркоматы, делегат.
Оборудование и материалы: Карта «Союз Советских Социалистических Республик», карточки с заданиями, компьютер, телевизор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | ||
Повторение пройденного материала | Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь? 1. Почему в данный период нужна была новая экономическая политика? 2. В чем заключалась НЭП? 3. Какие положительные результаты дала НЭП? | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока . Дают аргументированные и развернутые ответы с помощью учебника. С помощью записей в тетради дают развёрнутый ответ. Дают развёрнутый ответ. |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вводное слово учителя. После революций и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. Многие считали, что необходимо снова объединиться в единое государство. Физпауза: Раз, два - выше голова Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо здесь Семь, восемь - лень отбросим. Девять, десять - потянулись На одиннадцать нагнулись. На двенадцать все шагаем На тринадцать - замираем. На четырнадцать присели На пятнадцать тихо сели. Сообщение темы урока: «Образование СССР». | Слушают учителя. Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала | Рассказ учителя о причинах объединения. Словарная работа: союз. Показ республик, вошедших в состав СССР. Работа с текстом учебника. - Какой высший орган был создан в СССР? - Какой орган власти осуществлял управление страной между съездами? - Какой орган власти был исполнительным? Словарная работа: нарком. - Какую функцию выполнял Верховный суд? - Для чего было создано ОГПУ? - Как в союзных республиках формировались органы власти? - Как назывались участники съезда Советов СССР? Словарная работа: делегаты. - Кому запрещалось участвовать в выборах? Рассказ учителя об административной реформе. Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме. Слушают учителя, делают вывод. | Слушают учителя. По ходу рассказа записывают в тетрадь: 30 декабря 1922г. –СССР. Находят слова объяснения в учебнике. Следят за показом на карте. Записывают в тетрадь: Конституция СССР – 1924г. Один ученик читает вслух, остальные следят по книге. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы. Находят слова объяснения в учебнике. Находят слова объяснения в учебнике. Слушают учителя. Делают вывод. |
Первичное закрепление нового материала | Закрепление проходит по заданиям презентации и дополнительным вопросам - тестам: Задание 1.Как называлась наша страна в 1918 г.? а) СССР б) Советская Россия в) РСФСР г) Российская империя Задание 2. Причины объединения СССР: а) Совместная оборона б) Совместное хозяйствование г) Желание народов Задание 3. Дата образования СССР: а) Март 1918г. б) 30 декабря 1922г. в) январь 1924 г. Задание 4. Что означает СССР? Задание 5. Столица СССР: а) Коломна. б) Ленинград. в) Москва. Задание 6. Советскими республиками, вошедшими в состав СССР, были (выберите правильный ответ): а) РСФСР, УССР, БССР, ГССР б) РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР в) РСФСР, УСССР, БСССР, МССР Задание 7. Первая конституция СССР была принята (подчеркните правильный ответ): а) 30 декабря 1922г. б) 25 апреля 1923г. в) 31 января 1924г. Подчеркните правильный ответ. | Отлично успевающие ученики дают ответ, остальные выполняют тест. Задание предполагает от отлично успевающих учеников обоснованного ответа; слабо успевающие выполняют тест. Задания выполняют индивидуально - устно. |
Подведение итогов | Комментарии, объявление оценок за работу. | Слушают комментарии учителя. |
Домашнее задание | Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника, выполнить задания, записанные в тетради. | Записывают домашнее задание. |
Индивидуальное задание | Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные абзацы, дать объяснение новых слов. |
Дополнительные материалы.
- А.И. Рыков после смерти Ленина в январе 1924г. возглавил Совнарком РСФСР.
- Для поддержания национальных интересов каждой республики было принято решение о том, чтобы ЦИК СССР возглавили четыре сопредседателя - председатели ЦИК союзных республик. Ими стали М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от Украины), Н.К. Нариманов (от Закавказской СФСР) и А.Г. Червяков (от Белоруссии).
- Выборы делегатов съезда Советов СССР носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета, т.е. районный в областной, областной в республиканский, республиканский - на съезд Советов СССР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.
Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....
Урок-презентацуия "Образование СССР"
Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...
Урок-презентацуия "Образование СССР"
Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...
план-конспект урока по теме "Образование СССР"
Разработеа урока по теме "Образование СССР" 9 класс....
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....
Фестиваль «Радуга народов», посвященный 90-летию образования СССР
Фестиваль был проведен в декабре 2012 года, в нем приняли участие ученики 5-х - 11-х классов. При подготовке презентации своей республики, ребята изучили ее историю, культуру, кухню, современный уклад...