Конспект занятия в ГПД по теме: «Что мы знаем о птицах»
план-конспект
Занятие для детей младшего школьного возраста, для знакомства детей с птицами как представителями животного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в ГПД по теме:
«Что мы знаем о птицах»
воспитателя ГБОУ школы №5
Центрального района Санкт-Петербурга
Шатило Ирины Николаевны
Цели: познакомить детей с птицами, как одним из представителей животного мира.
Задачи:
Образвательные: развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, речь, а также познавательную активность детей, формировать у учащихся экологическую культуру; умение работать самостоятельно; продолжать учить детей разгадывать загадки, развивать мышление, упражнять в умении ориентироваться в пространстве, воспитывать внимание.
Коррекционно-развивающие: – положить начало осознанному отношению к природе; повторить и продолжать формировать правила вежливого общения, сотрудничества, коллективного творчества, обогащать словарь детей за счет новых слов по теме, расширение кругозора детей;
Воспитательные: развивать интерес к природе, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу и природе, уметь терпеливо выслушивать друг друга, не перебивать, воспитывать чувство уверенности в себе, воспитывать навыки культурного поведения в обществе. содействовать воспитанию бережного, ответственного отношения к природе.
Оборудование: записи голосов птиц, «Красная книга», таблицы о птицах, выставка книг, макеты кормушек, грамзапись песни «Кто же такие птички» (А. Журбин, Б. Заходер), мультимедийная установка, экран.
Предварительная работа: наблюдения в природе, беседы на экологическую тему, чтение стихов, чтение рассказов о природе, о птицах, их повадках.
Ход урока
Картинки с изображением птиц.
Разделите картинки на две группы (зимующие и перелётные птицы)
- По какому признаку вы разделили картинки? (В первой группе — зимующие, во второй — перелётные.)
- Кто уже догадался, о ком пойдет речь на уроке?
- Тема нашего занятия «Кто такие птицы?».
- Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. (слушание записи голосов птиц)
Воспитатель: А теперь послушайте загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет
Крохи собирает. (Воробей) На экране выводится слайд
2. Серенькая птичка,
Птичка невеличка,
Шеей вертишь ты всегда
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка) На экране выводится слайд
3. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегись Чистоплотный серый … (Гусь) На экране выводится слайд
4. Кто в берете ярко-красном В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, ступит, стучит. (Дятел) На экране выводится слайд
Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать воробья, вертишейку, гуся и дятла?
Дети: Их можно назвать птицами.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся с представителя отряда птиц. Это тема нашего урока.
Воспитатель: Каких птиц вы еще знаете?
Дети: Грач, курица, сорока, аист, утка…На экране выводится слайд .
Воспитатель: послушайте ещё загадки
Эта птица в гостях бывает только зимой. Когда она садиться на ветку, кажется, будто цветы распускаются. (Снегирь)
Об этой ночной птицы рассказывают много небылиц. Считают ее вестником беды. Кричит она страшно, но она истребляет насекомых и мелких грызунов. (Сова)
Кто ее однажды увидит, тот никогда не забудет. Хвост у птички как будто горит. Он ярких рыжевато-огненного цвета. (Горихвостка)
Маленький, серенький с длинным хвостом и большими грустными глазами. О нем говорят: « В лесном оркестре он первая скрипка» (Соловей)
О каждой птице проводится небольшая беседа и выводится на экран слайд с изображением соответствующей птицы.
Воспитатель: У всех птиц есть перья. Птица состоит из туловища; ног; крыльев; хвоста; шеи; головы; клюва.
На экране выводится слайд с изображением птицы, на котором выделены части ее тела.
Птицы бывают домашние (куры, утки, индюки, гуси и т.д.) и дикие (глухарь, сойка, ворона, клест и т.д.). На экране выводится слайд
И среди домашних и среди диких птиц есть водоплавающие птицы.
На экране выводится слайд.
Они плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. При плавании перепонки растягиваются и работают как лодочные весла. В русской литературе есть много сказок, в которых главными действующими лицами являться птицы («Сказка о золотом петушке», «Лиса и дрозд», «Лиса и журавль» и др.), есть о птицах и басни («Ворона и лисица», «Лебедь, щука и рак»), а также и стихи. На экране выводится слайд
Чтение стихов:
1. Пригревает жаркое солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей Строят гнездышки птенцам.
Скоро пестрые яички
Будут в гнездышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток поджидать.
2. Птица лесная – зовется кукушка
В лесу она веточки каждой подружка
Гусениц за день съедает она
Ни сколько не меньше, чем весит сама.
Гусениц этих зовут «волосатые»
Их не съедают другие пернатые.
3. Птиц немного у зимы,
Но подсмотрели утром мы:
Налетели свиристели
И рябину ели, ели!
Ох, наверное, кусты Скоро будут все пусты!
Но внизу сугробы станут
Все от ягоды красны.
О каждой птицы проводиться беседа и закрепляется показом соответствующей птицы слайдом на экране
Воспитатель: Немало о птицах и скороговорок, которые мы используем на уроках.
1. Сидел воробей на сосне Заснул и свалился во сне,
Если б не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
2. Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Физкультминутка
Вы мои ребятки – желтые утятки.
Хвостики прижмите,
Головки наклоните,
И чуточку поспите. (Дети кладут головы парты, закрывают глаза)
Ну, утята, хватит спать,
Надо пляску начинать! Дети танцуют «Танец утят»)
Воспитатель: Ребята, а все ли птицы летают?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот птица страус. На экране выводится слад.
Она не может летать, но зато она хорошая бегунья и развивает скорость до 50 км/ч. Взрослый самец достигает 2 м. В высоту и весит около 100 кг.
А вот птица пингвин. На экране выводится слад.
Они тоже не летают, но хорошие ныряльщики. Плавают с помощью крыльев. Птенцов выкармливают молоком. Птицы – животные всеядные: любят сало, крошки хлеба, семечки, крупу, зерно, ягоды и многое другое.
В отряде птиц есть и хищники: орел, беркут, сокол… На экране выводится слайд.
Они питаются мясом. Ребята, скажите, почему скворцы и ласточки живут у нас летом, а на зиму улетают в теплых края.
Выслушав ответы детей, проводится беседа о жизни птиц зимой, о необходимости их подкармливать. На экране выводится слад.
Решается задача.
1. Кормушку повесили дети для птиц.
Туда прилетели 3 синицы, 4 вороны, 1 снегирь,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто на вопрос быстрее ответит?
Сколько же птичек увидели дети? (10 птиц)
Далее проводится беседа о том, где более целесообразно вешать кормушки и почему.
Ученики читают стихотворение «Покормите птиц зимой» А. Яшин.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех сторон
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Далее включается проигрыватель и прослушивается песня «Кто же такие птицы»
Воспитатель: Все птицы делятся на 2 группы. На экране выводится слайд.
Зимующие птицы | Перелетные птицы |
|
|
Игра-соревнование «Кто больше назовет разных птиц»
Воспитатель: Ребята, у нас существует так называемая «Красная книга» – это символ бедствия и необходимости срочных защитных мер по охране растений и животный и в том числе птиц. На экране выводится слайд.
Подсчитано, что за последние 100 лет с лица земли полностью исчезли 150 видов птиц. В «Красную книгу» внесены 63 вида и подвида птиц. Книга эта постоянно пополняется и переиздается.
Игра «Прилетели птицы»
1. Прилетели птицы: голуби, синицы; мухи и стрижи.
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3. Прилетели птицы: голуби, куницы.
4. Прилетели птицы: чибисы, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки.
5. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Тесты.
Найдите правильный ответ.
1. Что делают перелетные птицы зимой на юге?
- Вьют гнезда, - Выводят птенцов, - Пережидают зиму.
2.Где зи мой ночует тетерев?
- На дереве, - В сугробе, - Забирается в стог
3. Какая птица может выводить птенцов при морозе?
- Дятел, - Синица, - Клест.
Приметы погоды по птицам.
1. Грачи прилетели – проталины принесли
2. Соловьи запели – черемуха расцвела.
3.Зяблики появились – зеленая травка показалась.
4.Ласточки низко летают – к дождю.
Это интересно.
1.Самая быстрая птица – стриж.
2.Выше всех летает орел.
3.Самая маленькая птичка колибри.
4.Самый длинный язык у дятла – 15 см.
5.Самый длинный хвост у сороки.
6. Самая прожорливая птица – рябчик.
7.Самый ценный пух – у чаги.
8.Крылья у гуся до 1,5 м.
Воспитатель: Чтобы в лесу пели птицы, надо охранять лес, надо охранять природу и планету в целом.
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету,
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любим и зверь и птица.
Воспитатель: Чем сегодня занимались? Что нового узнали?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия факультатива "ОПК" по теме "Вера и Отечество"
Разработка занятия факультатива "осовы православной культуры " для 8 класса....
Конспект занятия по музыкальной деятельности. Тема: "Весеннее солнышко"
Итоговое занятие на закрепление способности воспринимать и воспроизводить движения показываемые взрослыми....
Конспект занятия клуба бисероплетения "Рукодельница".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект занятия по бисероплетению.Тема: «Весенняя сказка».Цели и задачи:Образовательная: изучить технологию выполнения изделия.Развивающая: развивать у воспитанников мотори...
Конспект занятия и презентация по теме: "Перелетные птицы".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5802252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"480"}}]]Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развит...
Методическая разработка конспекта занятия ко «Дню матери». Тема занятия: «Изготовление «мышки».
Аннотация Данное занятие проводится перед праздником «День матери». К этому занятию у...
План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»
Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное и мышечное...