Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, развитие речи тема: «Зима»
план-конспект

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, развитие речи тема: "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ,

развитие речи тема: «Зима»

составила: Мерясева Ирина Владимировна

учитель-дефектолог I кв. категории.

                                                г. Нижнекамск. 2018г

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ,

развитие речи тема: «Зима»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей подбирать однокоренные слова;

- образовывать глаголы прошедшего времени.

Коррекционно-развивающие:

-расширять, активизировать словарь по теме,

- развивать логическое мышление, внимание;

-развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;

-закреплять правильное употребление предлогов.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимнего леса, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки,  лыж, «снежных домиков», снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшие искусственные елочки.

Ход занятия

1. Орг. момент

Игра «Какие слова подходят к картинке?»

На доске выставлена сюжетная картинка с изображением зимы. Дефектолог называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картинке.

- Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, лыжи, снегири.

2. Объявление темы.

- Ребята! Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. В лесу мы должны с вами найти снежные домики и отгадать загадки. Вы согласны? Быстро дружно одевайтесь и на лыжи все вставайте. Мы будем выполнять  задание возле каждого домика. А все загадки будут про зиму.

Мы на лыжах в лес пойдем.                 (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Вы найдите-  ка отгадку.

 3. Вводная беседа.

- Сейчас я расскажу, что же такое зима.

Зима

   Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Солнце светит, но не греет. Идет снег. Он белого цвета, рыхлый, сыпучий. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

    Деревья и кустарники стоят голые, только сосны и ели остались зелеными. На деревьях  лежит снег, он  защищает растения от холода. Реки покрылись льдом.

   Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту. С наступлением зимних холодов люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, валенки, рукавички.  И все: люди, животные, птицы – ждут наступления весны.

4. Развитие лексико –грамматических категорий.

-Мы на лыжах в лес пойдем.           (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей).

У слова снег есть слова – родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они похожи по своему звучанию.

Игра «Подбери слова –родственники».

Снег-снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.)

-Мы на лыжах в лес пойдем.         (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Поищите – ка отгадку!

-Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать. Что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как  будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?»

Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.

Сегодня снег блестит, а вчера…

Сегодня снег падает, а вчера….

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег хрустит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера….

-Мы на лыжах в лес пойдем.          (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Нужно вам найти отгадку!

Игра «Подбери предмет»

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? Или что? На тему «Зима»).

Наступает (что?) -….

Лежит-….(снег)

Валит -…..(снег)

Кружатся-….(снежинки).

Свищет-…(ветер)

Катаются -…(дети)

Бушует - …(буря)

Съежились -…(снегири)

Блестит -…(снег)

 Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 

Раз, два, три, четыре, пять,                                Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.                                Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                                      «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили                             «Крошат» хлеб всеми пальчиками

С горки мы потом скатились,                           Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                                 Ладошки кладут на стол одной рукой и другой стороной.

Все в снегу домой пришли.                           Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                               «Едят ложкой» суп

-Мы на лыжах в лес пойдем.          (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Но какая к ней отгадка?

Нужно вам найти отгадку!

Какая же загадка ждет нас теперь?

Игра «Где снегирь?» Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи.

Логопед: вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки.

Дефектолог перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.

Снегирь спрятался под елью. Подлетел к елочке. Слетел с елочки. Прыгает возле елочки (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.

- Ребята! Вижу я последний дом. К нему мы быстро подойдем.

-Мы на лыжах в лес пойдем.          (Имитация ходьбы на лыжах)

Домик снежный там найдем.

В доме том, живет загадка.

Подберите  к ней отгадку?

Игра «Назови несколько»

Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.

Снежинка – снежинки, две снежинки, пять снежинок. Снеговик – снеговики, два снеговика, пять снеговиков. Снегирь – снегири.. Шайба- шайбы… Клюшка – клюшки…

5. Итог занятия.

- Дорожка закрывается, в садик возвращаемся. Ребята, понравилась вам наша прогулка? О каком времени года мы говорили? Какие слова – родственники у слова снег? Назовите их. Подберите слова – действия к слову снег. Молодцы, ребята, все хорошо занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Презентация может быть использована логопедами при работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...

Конспект комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Старичок Боровичок узнал, что такое деньги» Возраст обучающихся: от 5 - 6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеПанаевский детский сад «Красная шапочка»           Конспект комбинирован...