Ребенок с особыми потребностями
статья
Предварительный просмотр:
Ребёнок с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
К речевым нарушениям относятся:
- дислалия (нарушения звукоречи);
- нарушения голоса (дисфония и афония);
- нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
Заикание – одно из наиболее сложных и длительных речевых нарушений. Медики характеризуют его как невроз (дискоординация сокращения мышц речевого аппарата). Педагогическая трактовка: это нарушение темпа, ритма, плавности речи судорожного характера. Психологическое определение: это нарушение речи с преобладающим нарушением его коммуникативной функции. Речевая судорога прерывает речевой поток остановками различного характера. Судороги возникают только при продуцировании речи. Заикание бывает невротическое и неврозоподобное.
2. Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития может обусловливаться разнообразными причинами.
В зависимости от этих факторов различаются различные формы задержки.
- Конституционного и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и внешне хрупкий, структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают возможности родителей, общая слабость организма снижает продуктивность его памяти, внимания, трудоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
- Психогенного происхождения – обусловлена несоответствующими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, информации, которая поступает из окружающей среды.
- Церебрально-органического происхождения – стойкая и сложная, обусловлена поражениями головного мозга ребенка вследствие патологических влияний (преимущественно во второй половине беременности). Характеризуется снижением обучаемости даже на низком уровне умственного развития. и проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствии познавательного интереса и мотивации обучения.
- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивации. обучения.
- Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний.
- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.
- Через каждые 10-15 минут ученик должен 1-2 минуты передохнуть, делая специальные упражнения.
- Освещение рабочего места должно быть не менее 75-100 кд/кв.м.
- Устранить все препятствия на пути к рабочему месту ученика.
- В наглядных пособиях целесообразно увеличить шрифт.
- Стремитесь все, что пишете на доске, дублировать раздаточным материалом.
- Чаще проверяйте понимание учеником материала, который дается на уроке.
1. Всероссийский творческий конкурс "Мир без границ"
для детей и молодежи с особыми потребностями и безграничными возможностями
https://mir-bezgranic.ru/polozhenie-o-konkurse-2019/
2. ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России»
https://perspektiva-inva.ru/userfiles/download/Polozhenie-o-konkurse_LISh_RF_2016.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»
Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения». В школу попадают дети с самыми различными пато...
Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Статья из опыта работы....
Особые потребности – особые возможности: интерактивные технологии в обучении детей с ОВЗ.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это...
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями" журнал "Дошкольная педагогика" № 4 (129)/апрель/2017
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями...
Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"
Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"...