Консультации и рекомендации для родителей
консультация

Представлен материал учителя-дефектолога в помощь родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Для закрепления результатов коррекционной работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям дефектолога; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-дефектологом.

  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

  Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!



Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.

.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).



Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

                                              Рекомендации  учителя-дефектолога

                                                                                  Габнасыровой Р.Б.

«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Учимся решать задачи

Габнасырова Р.Б., учитель-дефектолог

Решение любой математической задачи представляет собой цепочку логических рассуждений. Поэтому математика помогает развивать логические навыки у ребёнка. Занимаясь математикой, ребёнок научится, прежде всего, правильно рассуждать.

Задача №1

Из деревни в город едет автобус, в котором 7 пассажиров. Навстречу автобусу едет автомобиль, в котором 2 пассажира. Сколько всего пассажиров этих транспортных средств направляется сейчас в город?

Рассуждаем: Автобус движется в город. Автомобиль движется навстречу автобусу. Получается, что автомобиль движется не в город, а в деревню. А нас какие пассажиры интересуют? Только те, что направляются сейчас в город. Это пассажиры автобуса. Ответ: 7 пассажиров.

Задача №2

На борту самолёта, который летит сейчас из Москвы в Омск, среди пассажиров есть 6 детей. На борту самолёта, который летит сейчас из Владивостока в Омск, среди пассажиров детей нет. А на борту самолёта, который летит сейчас из Санкт-Петербурга в Москву, среди пассажиров есть один ребёнок. Сколько детей среди пассажиров этих самолётов летит сейчас в Омск?

Задача №3

По дороге из Усово в Крутово идут Алина, Люда, Соня, Катя и Оксана. А навстречу им идут Галя, Валя и Нина. Сколько всего ребят направляется в Крутово?

Задача №4

В вагоне электрички Мытищи-Москва было немноголюдно. Четыре человека смотрели в окно по ходу поезда. Три человека смотрели в окно против хода поезда. А Вася Петров вообще дремал. Сколько человек из этого вагона двигалось по направлению к Москве?

Задача №5

Катя и Лена-сёстры. Других сестёр у них нет. Зато у Кати есть брат. И у Лены есть брат. Сколько всего детей в семье Кати и Лены?

Рассуждаем: У Кати есть брат. Скажем, его зовут Иван. Кем является Иван по отношению к Лене? Так как Катя и Лена- сёстры, то Иван-брат Лены. Получается, что брат Кати и брат Лены-это один и тот же человек по имени Иван. Поэтому в семье трое детей: Катя, Лена и Иван.

Задача №6

Денис и Максим-братья. Других братьев у них нет. Зато у Дениса есть сестра. И у Максима есть сестра. Сколько всего детей в семье Дениса и Максима?

Задача №7

У трёх сестёр по два брата. Сколько всего детей в семье?

Задача №8

У        мамы-зайчихи        3        зайчонка.        У        каждого        зайчонка        по        4 сестрёнки. Сколько всего зайчат у зайчихи?

Задача №9

У врача есть брат Сергей. Но у Сергея нет братьев. Разве такое возможно?

Рассуждаем: Сергей-брат врача. Но у Сергея нет братьев. Следовательно, врач-это не брат Сергея, а сестра Сергея.

Задача №10

У учителя есть сестра Юлия. Но у Юлии нет сестёр. Возможно ли такое?

Задача №11

Два сына, два отца, а всего их трое. Разве такое возможно? Задача №12

Света купила булочку и стакан чая. А Миша купил такую же булочку и стакан кофе. Миша уплатил за свой набор больше, чем Света уплатила за свой набор. Что дороже: кофе или чай? Рассуждаем: И Миша, и Света купили по одной булочке. Влияет стоимость булочки на разницу стоимости покупок Миши и Светы? Нет. Тогда почему Миша заплатил больше Светы? Потому что кофе дороже чая.

Задача №13

На одной чаше весов находятся арбуз и пакет сахара. На другой чаше весов находятся дыня и точно такой же пакет сахара. Чаша с арбузом перевесила. Что тяжелее:арбуз или дыня?

Задача №14

В парке берёз и тополей растёт больше, чем берёз и сосен. Каких деревьев растёт в парке больше: тополей или сосен?

Задача №15

На покупку мороженого и пирожного у Гали денег не хватает. Тогда она купила пирожное и стакан сока. Что дороже: мороженое или стакан сока?

Задача №16

У Веры было 4 конфеты. Одну конфету Вера отдала Славе. После этого у Веры и у Славы конфет стало поровну. Сколько конфет было у Славы сначала?

Рассуждаем: Вспомним условие задачи. Сначала у Веры было 4 конфеты. Одну конфету Вера отдала Славе. Тогда у Веры осталось 4-1=3 конфеты. После этого у Веры и у Славы конфет стало поровну. Значит, теперь у Славы тоже 3 конфеты. Но среди этих конфет одна конфета получена от Веры. Поэтому сначала у Славы было 3-1=2 конфеты.

Задача №17

На одной тарелке лежит на 4 яблока больше, чем на другой тарелке. Сколько яблок надо переложить с одной тарелки на другую тарелку, чтобы яблок на тарелках было поровну?

Задача №18

В первой коробке на 8 кубиков меньше, чем во второй коробке. Сколько кубиков и из какой коробки в  какую коробку надо переложить, чтобы в каждой коробке было одинаковое число кубиков?

Задача №19

На первой ветке сидели 7 птичек, а на второй ветке - 5 птичек. С первой ветки на вторую перелетела одна птичка. Лена говорит, что теперь птичек на ветках поровну. А Катя утверждает, что на первой ветке по-прежнему птичек больше. Кто же из них прав?

Задачи, приведённые здесь, существенно отличаются от привычных математических задач для дошкольников. Они требуют взглянуть на проблему с разных (даже не математических) сторон. Привычные алгоритмы здесь, как правило, бессильны. Очень многое будет зависеть от родителей. Именно их грамотные наводящие вопросы способны направить мысль ребёнка в нужном направлении. Не паникуйте, если ребёнок не сможет сразу решить задачу. Вот увидите, что при соответствующей тренировке со временем он будет справляться с такими задачами даже лучше вас.

Удачи вам!

Список литературы

Просветов Г.И. Рассуждай, и решение придет. Занимательная математика/

Г.И. Просветов. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2012.



Предварительный просмотр:

 Советы учителя-дефектолога родителям

   

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifРазговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

 ..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifГоворите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifЗадавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifВыдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifСлушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifРасскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifЕсли вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifЕсли ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifБольшинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\themes1\bullets\bd10263_.gifВесьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».



Предварительный просмотр:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться

Учитель-дефектолог

Габнасырова Р.Б.

Выполнение любого задания требует от ребёнка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Нелегко бывает довести до конца начатое дело. Как же помочь им? Как разжечь в них огонек пытливости и жажды знаний? Ответ прост – строгие, сухие, скучные занятия математикой превратить в царство смекалки, фантазии, игры, творчества. И поможет в этом занимательный математический материал.

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, в которых имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо. Например:

У собаки Жучки родились котята: три белых и один черненький. Сколько всего котят родилось у Жучки?

Или

В вазе лежала одна одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и мальчик?

Умению внимательно слушать помогут задачи в стихотворной форме.

Например:

Под кустами у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? Или

Я, Серёга, Коля, Ванда – Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока Запасных два игрока. А когда подучатся,

Сколько нас получится?

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками.

Например:

Составить два равных треугольника из 5 палочек

или

Составить из четырех палочек квадрат, добавить 2 палочки

и положить их так , чтобы получились четыре треугольника.

Развитию самостоятельности, нестандартного мышления, нахождению нетрадиционных способов решения способствуют загадки.

Например: Пять братьев:

Годами равные,

Ростом разные. (пальцы)

Есть спина, а не лежит, Четыре ноги , а не ходит, Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

Повысить готовность ребёнка к познавательной деятельности, вызвать интерес к интеллектуальным задачам, подготовить его к обучению в школе помогут логические задачи и упражнения.

Например:

Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала    3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки?

или

В корзине        лежат        2        яблока        и        6        груш.        Не        глядя,        достают        из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они все могут оказаться?

Задачи на сравнение

Например:

В три года Саше и Свете подарили по трехколесному велосипеду. Сейчас Саше 5 лет, а Свете 7 лет. Кто из детей получил велосипед позднее?

или

У Кости 4 карандаша. Красный и желтый одинаковой длины, синий короче красного, а зеленый длиннее желтого. Какой карандаш самый длинный, а какой самый короткий?

Задачи на отрицание

Например:

На ёлке висят три фонарика – синий, желтый и голубой. Синий фонарик висит не на нижней ветке. Над ним висит желтый фонарик . В каком порядке расположены фонарики?

или

Три рыбки плавали в разных аквариумах: круглом, прямоугольном и квадратном. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме, желтая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка?

Точность и строгость математики как науки никак не должна выливаться в сухость её преподавания детям, отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а взрослые будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.

Список литературы

  1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей/ В.В.Волина. – М.: Знание, 1993
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – 2-ое изд., дораб./З.А.Михайлова. – М.:Просвещение, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации, рекомендации для родителей "Учимся решать задачи"

Представлен материал учителя-дефектолога в помощь родителям консультация для родителей "Учимся решать задачи"...

Консультации, рекомендации для родителей

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем вместе с мамой»...

Консультации, рекомендации для родителей

Консультация для родителей "Учимся решать задачи"...

Консультации, рекомендации для родителей

Советы учителя-дефектолога родителям...

Консультации, рекомендации для родителей

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться...

Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"....

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...