Дидактическое пособие "Загадочная яблонька"
учебно-методическое пособие
Разработано в соответствии с основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды (содержательно-насыщенная, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная). Имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anotatsiya_k_posobiyu.docx | 945.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное мобильное дидактическое пособие
«Загадочная яблонька»
Автор: учитель – логопед Бриткина Светлана Геннадьевна,
Цель. Способствовать активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Задачи. Обеспечивать условия для развития воспитанников по всем образовательным областям в различных видах детской деятельности. Создать возможность подбора игр и проблемных ситуации в рамках лексической темы с учетом интеграции образовательных областей. Реализовать суть принципа наглядности, через целесообразное и эффективное привлечение органов чувств к восприятию, осознанию и переработке материала.
Разработано в соответствии с основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды (содержательно-насыщенная, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная). Имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.
«Загадочная яблонька» представляет собой объемное пособие, сделанное из цветного аракала, ДСП. На стволе приклеены три кармашка, на веточках липучки и крючки для картинок. На нашем дереве растут не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания.
«Загадочную яблоньку» можно использовать как самостоятельное пособие для организации совместной деятельности с детьми (индивидуальной и подгрупповой) и самостоятельной детской деятельности, так и как сюрпризной – игровой момент в организации организованной образовательной деятельности, создании проблемной ситуации для повышения мотивации воспитанников. Например, лексическая тема в подготовительной группе детского сада «Космос». Создание проблемной ситуации: дети подходят к дереву и видят, что на нем появились необычные предметы (макеты планет Солнечной системы). Постановка проблемы: «Вы знаете, как образовалась наша планета Земля?» Приведем примеры дидактических и развивающих игр по образовательным областям.
Игры для развития познавательных процессов, РЭМП, представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (например: листочек красно - жёлтый, листочек зелено - бардовый, листочек желто - коричневый). Формировать умение называть свойства предметов (яблоко красное, сладкое, румяное, наливное, сочное и т.п.).
Учить детей называть цвет, сравнивать предметы. Яблоко красно - жёлтое, яблоко зелено - жёлтое, яблоко желто – оранжевое. Подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек).
Можно использовать в составлении примеров и задач. Например, На дереве висело 7 яблонь, одна упала. Сколько яблок осталось висеть? На дереве можно выстраивать логические цепочки и цифровой ряд.
Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе, каждого времени года, можно и месяца. Осенью листья становятся желтыми и красными, созревают фрукты. Зимой на дереве нет листочков, появляется снег. Рассматривая снежинки, можно подвести детей к опытно-экспериментальной деятельности: « Превращение льда в воду». Весной на деревьях набухают почки, например в апреле появляются первые листочки. А в мае цветочки. В июне на деревьях зеленые листья, маленькие зелёные плоды, в иоле начинают плоды желтеть и краснеть, на травке цветут цветочки. А в августе на дереве наливные яблоки, до середины сентября.
Дерево можно использовать и для закрепления времени. В первый кармашек помещаем название месяца, во второй число и день недели. Например, красную карточку с одной точкой. Она означает понедельник. Почему одна точка? Понедельник – первый день недели. В третий кармашек название лексической темы.
Дидактическая игра, « Какая погода?», в ходе которой на игровом панно размещаются символы природных явлений, позволяет расширить представления детей о явлениях природы.
Речевое развитие.
«Загадочная яблонька» способствует формированию навыка составления описательных рассказов, сказок, обыгрыванию различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, сорока собирает прутья и веточки. Она готовится свить гнездо. Как же она будет это делать?
Можно закрепить знания о зимующих и перелётных птицах. Ориентировку в пространстве. Соловей над деревом, скворец на дереве. Грач справа от дерева, воробей слева от дерева, ворона под деревом. Вариациями игры могут быть задания: «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Кто как передвигается». «Весёлый счёт». Один воробей, два воробья....пять воробьёв.
Социально-коммуникативное развитие.
У «Загадочной яблоньки» дети играют в различные дидактические игры, развивается игровая деятельность, формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Дидактические игры проводятся для развития психических процессов, на развитие моторики руки (прикрепление предметов к дереву).
Яблонька может быть и уголком именинника, прикрепляется фотография ребёнка, с обозначением дня рождения. Может быть и «деревом желания». Ребёнок пишет своё желание, о каком подарке он мечтает на день рождения и размещает его на дереве. Или размещаются пожелания других ребят.
На яблоньку размещаем фото ребёнка, который стал по решению детей «звездой дня». Каждый ребёнок, по очереди занимает это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я – концепции», развивается самосознание, и самооценка.
Дети с помощью заготовок – пиктограмм, определяют своё настроение, и размещают на дерево.
Художественное - эстетическое развитие. Развивать эстетическое восприятие. Рассматривать с детьми изображенное дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано. Предлагать детям самостоятельно украсить дерево.
На дерево размещаются рисунки детей по лексическим темам, или коллажи по характерным признакам каждого месяца.
Физическое развитие: использование данного пособия в ходе физкультминуток, динамических пауз.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед - так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети приседают)
«Загадочная – яблонька» выглядит очень эстетично и является украшением группы. Со сменой времен года, месяца меняется и облик нашего дерева. Зимой, яблонька белая, без листвы, украшенная снежинками. Под деревом сидят белые, пушистые зайцы. На кормушку прилетают птицы: снегири и воробьи. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья) на дереве появляются почки, затем розово-белые цветы и зеленые листики. Летом на дерево прилетают бабочки. А осенью на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты . Все зависит от фантазии воспитателя и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сколько звуков в слове "яблонька"?"
Разработка урока поможет в игровой форме познакомиться с функционально-смысловым типом речи - рассуждением; его строением.Учащиеся научатся писать сочинения -рассуждения....
" Волшебная яблонька"
Цель: формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации, развивать координацию и пластику движений, воспитывать коммуникативные качества, развиват...
Мнемотаблица для пения "Яблонька" муз.и сл. Г.Вихаревой
На занятии можно использовать в виде презентации, а в самостоятельной деятельности дошкольников в виде мнемосхемы....
Яблонька из бисера
Листики получаются естественными, если использовать не один оттенок зеленого бисера, а смешать 2-3 оттенка похожих цветов. Очень красиво смотрится, если смешать зеленую рубку с круглым бисером....
сказка волшебная яблонька
внеклассное мероприятие...
методическая разработка занятия "Яблонька и времена года"
занятие предназначено для обучающихся начальных классов....
Досуг с детьми логопедической группы кукольный спектакль "Яблонька"
Досуг с детьми логопедической группы....